В среду 16 декабря в аудитории транспортного факультета ДГТУ (Дагестанского государственного технического университета) состоялась встреча дагестанского креациониста Гасана Гасанова со студентами, а в пятницу, 18 декабря, — с членами литературно-философского клуба «Аристотель». Это уже 4-я ежегодная встреча мыслителя со студентами данного факультета и 14-я плановая с философами и писателями.
На встрече в ДГТУ принимали участие известный дагестанский креационист и оппонент лектора Зубаир Османов, востоковед-философ Абдулгамид Курбанов, популярный телеведущий Ханжан Курбанов, декан факультета Эдвард Батманов, профессора и доценты вуза, а также писатели и журналисты, интересующимися вопросами сотворения Вселенной и конечными судьбами мира.
Как уже писал журнал «ЭкоГрад» о Гасане Гасанове, он является по базовому образованию медиком с 45-летним стажем хирурга и онколога. Человеческие страдания, которые он немало повидал в своей врачебной практике, неуклонно вели его к разгадкам тайн бытия. До конца 70-х гг. прошлого века он мыслил мир в материалистическом ключе, как было тотально установлено господствовавшей в СССР марксистско-ленинской идеологией. Но, не найдя с помощью материализма ответов на фундаментальные вопросы человеческого бытия (Откуда взялся этот мир? Что такое человек? Ради чего люди живут на свете? и мн. др.), он всё больше стал обращаться к религии и уже в начала 80-х, еще при живом Брежневе, радикально изменил свои воззрения с атеистических на теистические.
«Я раскаялся в своих заблуждениях и усердно стал изучать Коран, хадисы и тафсиры к ним», — рассказывает Гасан Сулейманович. Но, будучи медиком (а в основе медицины лежат фундаментальные дисциплины науки — биология, физиология и все те смежные с ними вопросы химии, физики, микробиологии), Гасанов параллельно со Священным Писанием ислама стал изучать и концепцию современного естествознания. Он отдает себе отчет в том, что креационизм как учение о сотворенности Вселенной большей частью носит спекуляционный (в негативном смысле) характер, подгоняющий результаты науки под догматы веры, и поэтому абстрагируется от таких паралогичных и казуистических креационистов, как турецкий ловкач Гарун Яхъя, чьи схематические книги в огромном количестве были распространены во многих странах мира.
«Очень важно классифицировать креационизм на две основные типологии — профанационный, то есть паразитирующий на достижениях науки, причем не имеющий в науке никакой референции (характеристики), и креативный, который хотя и опирается на достижения науки, но делает это корректно, максимально логично и прогрессивно».
В результате в 2005 году свет увидел фундаментальный труд «Творец. Мироздание. Человек», написанный в форме исламского апологетического трактата (Махачкала, 2005 г., стр. 422).
Конечно, исламских трактатов бессчетное множество. Они носят характер догматических, толковательных, апологетических, исторических, политических и много прочих трудов. И не было бы смысла представлять Гасана Гасанова как выдающегося дагестанского креациониста, если бы в его труде не было нечто нового, не замеченного предшественниками исламской апологетики. Тут речь о креативных для форм исламского общественного сознания идеях... Новшеством в научно-познавательном смысле этого слова в трактате Гасанова является постулат о том, что «Эволюция не детище XIX— XX столетий, а каноническая установка Творца, по законам которого развивается не только вся Вселенная в целом (что мы достаточно подробно раскрыли выше), но и каждая из ветвей природы, в том числе и растительный и животный миры, включая и человеческий род».
Таким образом, креационист Гасанов пытается исправить досадную историческую ошибку исламских богословов-догматиков-апологетов, для которых понятие «эволюция» вопиющим образом стало синонимом атеизма, что в корне неверно. «Эволюционизм бывает атеистическим и в равной мере религиозным», — считает Гасанов.
Второй креативной идеей Гасанова является обзор и анализ хронологии преемственности Священных Писаний — Библии (Ветхого Завета, Псалтыря, Нового Завета) и Корана. В этом анализе он гениально подмечает, что в книгах Библии (а их несколько десятков) очень мало говорится о процессах движения природы, деталях сотворения мира, тогда как в Коране эта линия гармонично переплетена с другими сакральными факторами бытия или, говоря иначе, кристаллизованными формами мышления и поведения. Это единственность Бога (таухид), богобоязненность человека (основное условие веры), усердие в благом и неприятие греха (критерии оценки человека, как вида) и мн. др.
Отсюда креационист Гасанов делает вывод: «В хронологии преемственности Священных Писаний (а книги Библии обозначены третьим пунктом символа исламской веры — Имана) Коран в полной мере оправдывает значение, завершающего сакральность Писания». Но, поскольку вопрос спорный, то есть представители других религий с этим не согласятся до скончания века, а споры по сакральным предметам заведомо контрпродуктивны, Гасанов прибегает к концепту М. Султанова-Барсова «мистический объективизм».
Согласно мистическому объективизму, как философской идее, берущей свое начало из трудов Аль-Кинди, Ибн Сины, Ибн Рушда и ряда других арабо-мусульманских перипатетиков, каждый правоверный (христианин, мусульманин, иудей) должен согласиться на то, чтобы его судил Всевышний Творец на судном дне. В самом деле, ведь только на судном дне, где Бог будет воздавать по заслугам — рай или ад — обнаружится абсолютная истина. То есть, станет ясно, чья религия была истиной, а чья ложной.
«Так зачем же усугублять и без того сложное положение человека, у которого совершенно нет алиби от Бога?!» — задается религиозно-философским вопросом креационист Гасанов. Каждый носитель чистой и глубокой веры во Всевышнего Создателя должен остерегаться брать на себя функции рассуждать за Него, это тяжкий грех.
Оппоненты и сторонники Гасанова
С толкованиями сложных положений трудов Гасанова выступил махачкалинский востоковед и философ Абдулгамид Курбанов. В частности, он сказал, что дагестанской креационистской культуре остро недостает «базовой просвещенности». Очень часто правоверные дагестанцы вступают в богословские, философские и научно-технические споры, не соответствуя даже вузовскому зачету, не говоря уже о дискурсивной референции, то есть характеристики, данной другими знающими людьми, учеными.
«В этом смысле, — подчеркнул А. Курбанов, — креационизм, даже самый креативный, нуждается в поддержке в ликбезовских дискурсах. Отсюда вопрос: какая философия, просветительская концепция смогла бы обогатить де-факто базовые знания правоверных дагестанцев? Конечно, предложения могут быть самые разные, язык-то без костей, особенно у тех, кто овладел одним-двумя приемами формальной логики. А между тем, забегая вперед в качестве аванса я объявляю философию каабизма (от араб. Кааба — куб) самым оптимальным дискурсом, способным решить остро дефицитные задачи в вопросах дагестанского интеллектуализма и базовых знаний. И тогда гениальные идеи креациониста Гасанова будут поняты и осмыслены дагестанцами, да и другими российскими мусульманами», — заключил философ Курбанов свое выступление.
Не менее знаменитый в Дагестане креационист (математик и физик по базовому образованию) Зубаир Османов изложил свое видение трудов Гасанова. Оценил их высоко, а в плане продуктивности выдвинул свою концепцию «Стратегия счастью», несколько расходящуюся с аристотелевской эвдемонией.
«Я в своей монографии и ряде статей вызываю к интеллектуально-дискурсивному барьеру любого дагестанского, московского, арабского, евро-американского профессора с предложением опровергнуть мои креационистские конструкты. Но до сих пор ни один не осмелился, ибо чувствуют железную силу моих логических постулатов. Ну а раз так, то по логике вещей профессура должна дать объективную оценку моим трудам. Но ведь молчат, как воды в рот набрали.
Поэтому прав мой оппонент и критик Магомед Султанов-Барсов, когда заявляет, что никто не приедет в Дагестан решать за нас наши познавательные эпистемологические задачи. Мы сами должны это сделать. И в этом смысле мой друг и конкурент Гасан Гасанов делает весьма важную и благородную работу. Так пожелаем же ему успехов!» (В аудитории прозвучали аплодисменты и возгласы «Аллаху акбар»).
«В самом деле велик Творец. Как же иначе?! — сказал в своем выступлении телеведущий Ханжан Курбанов. — Сколько удивительных знамений и глубоко имплицирующих в природе законов мы обнаруживаем из века в век. Постичь их все до исчерпанности не дано человеку. Но и останавливаться в историческом процессе познания нельзя. Интеллектуальный застой — прямой путь к социальным и политико-правовым бедствиям. И в этом смысле работы Гасанова заставляют дагестанских интеллектуалов и богословов задуматься, совершенствовать воззрения и тем заслужить от Господа миров великой милости».
Магомед СУЛТАНОВ-БАРСОВ