Дионис Георгис: борьба с экологическим неблагополучием, господа вспомните! - подобное надо лечить подобным

Дионис Георгис: борьба с экологическим неблагополучием, господа вспомните! - подобное надо лечить  подобным - фото 1Эксперты «ЭкоГрада» комментируют «экологический пакет законов» подписанный Президентом РФ Владимиром Путиным. Дионис Георгис напоминает, что экологическое неблагополучие в Москве и Подмосковье имеет системные причины, и корреспондирует к своей статье от 10 марта 2012 г.

Системные причины экологического неблагополучия в Москве и Подмосквовье

 

Представленный ниже анализ был подготовлен мною и предлагался как часть Резолюции от имени ряда общественных организаций 14 сентября 2011г. Круглому столу «Проблемы экологии Москвы: текущее состояние и перспективы», организованного фракцией КПРФ в Московской Городской Думе. Несмотря на поддержку большинства участников Круглого стола, организаторы (к числу которых необходимо отнести не только коммунистов, но также Г.В.Морозову и А.В.Яблокова) так и не внесли этот текст в состав Резолюции по той причине, что считают экологические вопросы несовместимыми с политикой. Однако обещали, что они включат в Общественный доклад, куда по моему настоянию был внесен раздел «Системные причины экологического неблагополучия в г.Москве». Но в процессе работы редакционной группы (руководимой Г.В.Морозовой и А.В.Яблоковым) этот раздел исключили из состава Общественного доклада. Полагаю, что дело не в их личной неприязни ко мне, а в осознанном нежелании доводить до общества системные политические причины экологического неблагополучия Москвы и Подмосковья.


====
Системные причины экологического неблагополучия в Москве и Подмосквовье


Экологическое состояние Москвы определяется не столько историей ее самостоятельного градостроительного и индустриального развития, сколько достижениями и провалами в развитии страны в целом. И ответственностью государственных органов власти России за провалы в стратегическом управлении, планировании развития страны и ее столицы. Будучи столицей страны, Москва первой принимает мировые вызовы, первой терпит ущерб в условиях системного кризиса страны, первой находит выход из трудного положения и создает образцы разумного, экологического хозяйствования, которые распространяются по стране. В случае провалов в политике Москва становится центром, который распространяет наиболее дурные, ущербные образцы хозяйствования, заражая ими всю страну. Современные исследования, посвященные математическому моделированию исторической динамики, показывают в частности, что многие социальные революции в мире тесно связаны с ситуацией экологического неблагополучия.


Решение экологических проблем Москвы требует комплексного, системного рассмотрения не только чисто экологических вопросов, но также и вопросов управления развития города и страны в целом. Резкое изменение этнического состава населения Москвы, существенная перенаселенность, потеря чувства будущего, низкокачественное питание детей дома и в школе - все это животрепещущие проблемы из сферы социальной экологии, порождающие повышенную заболеваемость и смертность, низкую рождаемость, высокий уровень суицидов, ожесточенные этнические конфликты и повышенное желание жителей столицы <всех перестрелять> (данные опроса Института социологии РАН).

 

Москва - самый крупный мегаполис Европы. Плотность населения -приблизительно 13 тыс. чел на 1 кв. км. Это в 10 раз выше мировой нормы комфортного проживания. Суммарная численность Москвы и области- около 20 млн. чел. В столичном регионе <столпилась> почти пятая часть населения страны, что уже может представлять угрозу национальной безопасности.

 

Москва тридцатилетней давности по уровню экологического благополучия выгодно отличалась от современной, В 1983 году общая площадь городских земель в пределах городской черты составляла 87,86 тыс. га, а площадь всех зеленых массивов и насаждений 40,49 тыс. га, т.е. 46%. Это было результатом сознательного планирования органов советской власти, которые заботились об устойчивом развитии и здоровье москвичей. В настоящее время площадь зеленых насаждений в Москве составляет 20 тыс. га или 19% городских земель. В Москве было значительно меньше автомобилей, пробок, был существенно меньший уровень загрязненности воздуха. По данным некоторых исследований сегодня заболеваемость населения на 45% выше, чем в 1990 году, а среди детей она еще выше, в связи с существенным снижением качества продуктов питания в школе и дома, влиянием стресса и сидячим образом жизни. Значительно вырос в Москве уровень преступности, уровень социального расслоения бедных и богатых, уровень внутренней агрессии и готовности к суициду, уровень этнической напряженности. При этом москвичи лишились многих возможностей контроля за действиями властей, возможности организации местного самоуправления в своем городе.

 

Если в 1990 году Москва была городом науки и промышленности, то сегодня она в большей степени стала городом <офисного планктона>. Если до середины-конца 1990-х годов власти города, следуя традиции советского времени, в стратегию развития города закладывали идею ограничения численности населения, то сегодня и столичные, и федеральные власти не только не сдерживают рост населения города, но и поощряют рост перенаселенности столицы и всего Московского региона в целом. Если в советское время стратегическое развитие столицы осуществлялось в рамках планирования научно-рационального размещения производительных сил в стране с учетом природно-экологических факторов, то сегодня российские власти откровенно планируют развитие Москвы от объема получаемых инвестиции. В основу же стратегического планирования поставлены не общенациональные интересы страны, не интересы коренных жителей столицы, а некая <невидимая рука> рынка, которая со всей очевидностью в российских условиях является <рукой отката>.

К системным причинам экологического неблагополучия, заложниками которых стали москвичи, относятся:
- низкое качество действующей политической элиты, которую личное обогащение заботит больше, чем интересы страны, вызванные этим низкое качество государственного управления, сырьевая зависимость России и Москвы, развитие которой поставлено на <иглу зависимости> от спекуляциями чужим сырьем, своими землями под застройку, от притока финансовых ресурсов и богатых новых жителей из других регионов России, от притока в столицу работников регионов страны и стран Азии;

- скрытая государственная идеология экономоцентризма: отношение власти и бизнеса к людям как к средству достижения экономических целей (экономоцентризм), подчинение жизни людей интересам движения капитала в ущерб их безопасности и счастью;
- несогласованность, противоречивость, перекосы в размещении производительных сил и эксплуатации природных территорий, сознательный отказ органов власти от научно-обоснованного планирования размещения производительных сил в угоду крупнейшим инвесторам и <невидимой руке отката>, безальтернативность в разработке планов, стратегии развития городом, несогласованность этой стратегии с национальными интересами;
- волюнтаризм в управлении страной и столицей, сопоставимые с опытами Хрущева по взращиванию кукурузы в Нечерноземье (один из примеров: решение о строительстве исходящих из Москвы нескольких скоростных автомагистралей к Чемпионату мира-2018 без предварительного научного обоснования и согласия населения), отсутствие должного уровня экологического образования и культуры у руководства страны, чиновников Москвы, столичного бизнеса и населения;
- <тихое>, без обсуждение с народом принятие стратегии превращения Москвы и области в мегалополис (непрерывный агломерат городских территорий размером с Московскую область) и переселения туда жителей других регионов методом экономического принуждения с увеличением общей численности населения Московского региона до 40-50 млн. человек - видимо, именно этой логикой определяются планы развития Москвы, иначе невозможно разумно объяснить появление таких планов;
- искусственное разбиение единого, целостного Московского региона, единой транспортной системы, единой природно-экологической системы на две территории с двумя центрами управления, с противоречиями в планировании развития, с необоснованной борьбой двух субъектов федерации за финансовые ресурсы, за влияние на бизнес и центральную власть;
- отсутствие реального самоуправления и народовластия в Москве, неконституционный отказ руководства страны признать выраженную москвичами на референдуме в 1991г. волю к выборности мэра, систематическое пренебрежение руководством города Москвы правом москвичей участвовать в разработке, обсуждении и принятии стратегии, планировании развития родного города в интересах коренного населения, в интересах устойчивого развития столицы и страны;
- присвоение руководством города права распродавать под застройку земли, составляющие общенациональное достояние и конституционную основу жизнеобеспечения жителей города, и обесценивание стоимости земель, находящихся под лесами и другими природными объектами, что создает условия для систематического захвата и застройки земель природных зеленых территорий города;
- отсутствие единой системы управления природно-экологическом комплексом Москвы и Подмосковья как единого региона, отсутствие единой системы экомониторинга в регионе, контроля и ответственности, в том числе за трансграничный перенос ущерба природной среде и здоровью людей, межведомственная разобщенность в сборе и анализе экологических данных, наличие противоречий в различных базах данных, в экологических картах (например, границы территорий ООПТ могут по-разному проходить на разных картах, как один из поводов для незаконного строительства);
- отсутствие единой системы учета экологического ущерба природной среде и здоровью людей по месту жительства, на каждом предприятии, в каждом акте производства и потребления продукции, волюнтаристский отказ государственных органов от контроля за соблюдением стандартов производства, качества товаров и услуг в условиях правового беспредела и огромных масштабов коррупции;
- правовой беспредел, легкость <обхода> законодательных норм в защите окружающей среды, закрепленное в Кодексе административных нарушений Москвы и России неравенство прав граждан (по признаку занятия определенных законом государственных должностей) на протоколирование правонарушений, на гарантии обязательного и объективного рассмотрения судом доказательств правонарушения при защите экологических и других прав (пример, бесправие защитников Химкинского леса перед судом, строителями и полицией, их свидетельские показания не принимаются судом, а показания полиции принимаются);
- <свояческая> система научного сопровождения и экспертизы проектов и программ в городе, которая способна <обосновать> практически любые волюнтаристские решения руководителей, уничтожение центров независимого научного сопровождения и экспертизы городских проектов и программ;
- безальтернативная и бездумная ориентация руководства города на образцы развития мегалополисов в США, Западной Европе, Японии с нормой автомобилизации до 1 личного автомобиля на жителя и более, с большой плотностью заселения, при этом отказ от образцов управления такиой крупной агломерации как единого объекта управления;
- искусственное создание крупных экономических, инфраструктурных преференций жителям города, приобретающим и использующим автомобили, в ущерб экономическим и экологическим интересам жителей, не имеющих, не желающих приобретать автомобили.

 

Москвичи - заложники паразитизма российской власти и бизнеса, системных
ошибок государственного управления в стране и столице.

 

Недавнее волюнтаристкое и неконституционное, принятое без обсуждения с
жителями Москвы и Подмосковья, решение о существенном расширении столицы в
юго-западном направлении - одно из последствий всего комплекса этих
системных причин. Это решение только усугубит существующие проблемы Москвы и
Подмосковья, оно подобно нано-платью <голого короля>, демонстрирует полную
несостоятельность действующей власти в управлении страной и столицей, это -
не решение проблем, но очевидное бегство властей от проблем и от возмущенных
москвичей.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить