В среду, 9 сентября, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации поделилось на своей страничке в ФБ информацией о том, что Россия выходит из мировых антирейтингов по объему сжигания попутного нефтяного газа. Информацию перепостил на своей страничке, подтверждая месседж, Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Сергей Донской
Дословно: Россия выходит из мировых антирейтингов по объему сжигания попутного нефтяного газа.
Об этом заявил Сергей Донской, выступая 9 сентября 2015 года на IV Глобальном форуме по сокращению объемов сжигания попутного газа (GGFR) в Ханты-Мансийске (ХМАО).
Как отметил Сергей Донской, в 2015 году среднегодовой уровень утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ) в России может достигнуть 87% при общем росте добычи ПНГ. Ожидаемый годовой объем сжигания ПНГ в 2015 году составит около 10 с половиной млрд. кубометров, что на 40% ниже уровня 2012 года.
Министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской отметил, уточняет РИА Новости, что инвестиции крупнейших нефтегазовых компаний России в проекты по утилизации ПНГ с 2011 по 2015 годы превысят 320 миллиардов рублей.
Агенство также передает. Нефтекомпании в 2015 году перечислят в бюджет порядка 2 миллиардов рублей платежей за сжигание попутного нефтяного газа (ПНГ), сообщил министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской.
"Плата за выбросы вредных веществ, образующихся при сжигании ПНГ, достаточно весомая — в 2015 году компании заплатят в бюджет около 2 миллиардов рублей", — сказал Донской, выступая на форуме Глобального партнерства по сокращению объемов сжигания попутного газа.
Инвестиции крупнейших нефтегазовых компаний России в проекты по утилизации ПНГ с 2011 по 2015 годы превысят 320 миллиардов рублей, отметил министр. Ранее в среду он отмечал, что объем утилизации этого газа в РФ в 2015 году, по данным оперативного мониторинга, может достигнуть 87% от общего объема добычи.
При этом Минэнерго ожидает, что целевой уровень утилизации газа компаниями РФ в 95% будет достигнут к 2020 году. Нефтекомпании, не выполняющие эти требования, платят повышенные платежи в бюджет. По данным министерства, в настоящий момент средний объем утилизации составляет 86,5%, в том числе в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре — 93,2%.
Сергей Донской: "Рывок по общему уровню утилизации ПНГ позволил совершить крупный проект по строительству Южно-Приобского газоперерабатывающего завода компаниями ОАО «Газпром нефть» и ПАО «СИБУР Холдинг» мощностью 900 млн куб. м в год, инвестиции в который составили более 11 млрд. рублей".
Тему прокомментировал главный редактор журнала «ЭкоГрад» Игорь ПАНАРИН:
– Проблема сжигания попутного нефтяного газа (ПНГ) дождалась своего часа. Эпические, чтобы не перепутать букву, факелы над тайгой и тундрой уйдут в прошлое. Ура!!! Теперь бы не заболтать тему, – а это мы можем, мы в этом самые лучшие в мире специалисты. Как показала практика главной экологической полемики минувшего лета, – речь идет о «сломанных копьях» вокруг возмещения МНПЗ (ОАО «Газпромнефть-МНПЗ») – экономическое регулирование в области охраны окружающей среды вопрос сложный, но важный, и что самое главное – стоящий на повестке дня. Всем ясно, что даже самые красивые декларации и заявления, не подкрепленные финансами, останутся всего лишь красивыми фразами. Как говаривал известный герой из пьесы Александра Николаевича Островского: «Жить хочется изящно, а средств нет».
Что особенно важно, что в подходе к уменьшению сжигания ПНГ министр экологии Сергей Ефимович Донской, кстати, постоянный спикер нашего журнала, не прячется за заунывные в своей правильности и бесполезности слова по типу «институт возмещения экологического вреда представляет собой сложное комплексное понятие с рядом специфических характеристик». Такого нет, и, совсем напротив, сказано ёмко, ответственно и не «в воздух», но подкреплено ссылкой на конкретные, реально существующие финансовые и экономические механизмы: «Нефтекомпании в 2015 году перечислят в бюджет порядка 2 миллиардов рублей платежей за сжигание попутного нефтяного газа». Вопрос и ответ, вот слово и вот дело. Обозначена проблема, путь решения, и необходимые средства. Остается только надеяться на то, что конкретное предложение не похоронят в полемике «дружественные общественные организации», которые в качестве аргумента используют проверенные веками методы, например, донос. Чему примером опять-таки послужили события не столь отдалённые...
Проблема сжигания попутного нефтяного газа (ПНГ) - одна из наиболее актуальных и острых для нашей страны, т.к. Россия занимает ведущие позиции в мире по объемами сжигания ПНГ.
Так, ежегодный объем сжигания ПНГ в РФ примерно равен объему газа, необходимого для энергетического обеспечения г. Москвы.
Сжигание ПНГ приводит к ущербу окружающей среды, способствует парниковому эффекту, наносит вред здоровью населения, а также экономике страны - ценное химическое сырье и энергетический ресурс просто выбрасывается на ветер.
В настоящее время принято правительственное решение о сроке доведения уровня использования ПНГ до среднемировых, т.е. до 95% с 2012 г. (Постановление Правительства РФ от 8 января 2009 No7).
Одной из важных причин масштабного сжигания ПНГ является отсутствие общественного контроля. В связи с этим весной 2009 года Всемирный фонд дикой природы России (WWF России) начал общественную кампанию по содействию в скорейшем решении проблемы. WWF России обратился к ведущим нефтяным компаниям РФ принять на себя Добровольные обязательства по утилизации НПГ не ниже 95% при введении новых месторождений в эксплуатацию, начиная с 2010 г. (см. Показатели ведущих нефтяных компаний по объемам добычи и использования нефтяного попутного газа)
WWF России будет формировать общественное мнение в поддержку комплекса мер по решению проблемы использования ПНГ и делать динамику показателей нефтяных компаний по объемам добычи и использования ПНГ по годам публичными показателями экологической ответственности
Тему ПНГ развивает портал http://novostienergetiki.ru/. ПНГ представляет собой смесь углеводородов, которые растворены в нефти. Он содержится в нефтяных пластах и высвобождается на поверхность при добыче «черного золота». ПНГ отличается от природного газа тем, что помимо метана, состоит из бутана, пропана, этана и других более тяжелых углеводородов. Кроме того в нем можно обнаружить и неуглеводородные составляющие, такие как гелий, аргон, сероводород, азот, углекислый газ.
Вопросы использования и утилизации ПНГ присущи всем нефтедобывающим странам. А для России они более актуальны, ввиду того, что наше государство, по данным Всемирного Банка, в лидерах списка стран с самыми высокими показателями сжигания ПНГ на факелах. По исследованиям экспертов, первое место в этой сфере досталось Нигерии, уже за ней следует Россия, а потом – Иран, Ирак и Ангола. Официальные данные говорят о том, что ежегодно в нашей стране извлекается 55 млрд. м3 ПНГ, из них — 20-25 млрд. м3 сжигается, и только 15-20 млрд. м3 попадает в химическую промышленность. Больше всего газа сжигается в труднодоступных местах добычи нефти Восточной и Западной Сибири. Из-за большого освещения ночью из космоса видны самые крупные мегаполисы Европы, Америки и Азии, а также малонаселенные участки Сибири, по причине огромного количества нефтяных факелов сжигания ПНГ.
Один из аспектов данной проблемы – экологический. При сжигании этого газа происходит большое количество вредных выбросов в атмосферу, что влечет за собой ухудшение состояния окружающей среды, уничтожение невозобновляемых природных ресурсов, развивает негативные общепланетарные процессы, которые крайне отрицательно влияют на климат. По недавним ежегодным статистическим данным от сжигания ПНГ только Россией и Казахстаном в атмосферу попадает более миллиона тонн загрязняющих веществ, в состав которых входят и углекислый газ, и диоксид серы, и сажевые частицы. Эти и многие другие вещества, естественно, попадают и в организм человека. Так, исследования по Тюменской области показали, что тут уровень заболеваемости многими классами болезней намного больше, чем в других регионах России. В этом списке – заболевания репродуктивной системы, наследственные патологии, ослабление иммунитета, онкологические заболевания.
Но проблемы утилизации ПНГ ставят не только экологические вопросы. Они с вязаны и с вопросами больших потерь в экономике государства. Попутный нефтяной газ – важное сырье для энергетической и химической отраслей промышленности. Он обладает большой теплотворной способностью, а входящие в состав ПНГ метан и этан используются в производстве пластмасс и каучука, другие его элементы – ценное сырье для высокооктановых топливных присадок и сжиженных углеводородных газов. Масштабы экономических потерь в этой области огромны. Например, нефтегазодобывающие предприятия России в 2008 году сожгли более 17 млрд.м3 ПНГ и 4,9 млрд. м3 природного газа, добывая газовый конденсат. Эти показатели сходны с годовой потребностью всех россиян в бытовом газе. Как последствие данной проблемы – экономические потери для нашей страны 2,3 млрд. долларов в год.
Проблема утилизации ПНГ в России зависит от многих исторически сложившихся причин, которые до сих пор не позволяют решить ее простыми и быстрыми способами. Свое начало она берет в нефтяной промышленности СССР. В то время в центре внимания были только гигантские месторождения, а основная цель — добыча огромных объемов нефти при минимальных издержках. Ввиду этого переработка попутного газа относилась к второстепенным вопросам и менее рентабельным проектам. Определенная схема утилизации, конечно, была принята. Для этого в самых крупных местах добычи нефти строились не менее крупные ГПЗ с разветвленной газосборной системой, которые были ориентированы на переработку сырья с близлежащих месторождений. Совершенно очевидно, что данная технология эффективно может работать только на крупном производстве, и несостоятельна на средних и малых месторождениях, которые наиболее активно разрабатываются в последнее время. Другая проблема советской схемы в том, что ее технические и транспортные характеристики не позволяют транспортировать и перерабатывать газ, обогащенный тяжелыми углеводородами в силу невозможности его перекачки по трубопроводам. Поэтому его до сих пор приходится сжигать в факелах. В СССР сбор газа и поставка его на заводы финансировались из единой системы. После того, как союз развалился, сформировались независимые нефтяные компании, в руках которых и сосредоточились источники ПНГ, в то время как доставка и сбор газа остались у грузопереработчиков. Последние и стали монополистами в этой сфере. Таким образом, у нефтяников просто не было стимула для инвестиций в строительство газосборных предприятий на новых месторождениях. Тем более, что использование ПНГ требует огромных вложений. Компаниям этот газ дешевле сжигать в факелах, чем строить систему сбора и переработки.
Основные причины сжигания ПНГ можно очертить следующим образом. Отсутствуют дешевые технологии, которые позволят утилизировать газ, обогащенный тяжелыми углеводородами. Нет достаточных мощностей для переработки. Различные составы ПНГ и природного газа ограничивают доступ нефтяникам к Единой системе газоснабжения, которая заполнена природным газом. Строительство необходимых газопроводов многократно повышает цену добываемого газа по сравнению с природным. Несовершенна и существующая в России система контроля по выполнению лицензионных соглашений. Штрафы за выбросы вредных веществ в атмосферу гораздо меньше затрат на утилизацию ПНГ. На российском рынке практически отсутствуют технологии, которые бы занимались сбором и переработкой этого газа. Подобные решения есть за рубежом, но их использование тормозится очень высокой ценой, а так же необходимой адаптацией к российским условиям, как климатическим, так и законодательным. Например, требования к промышленной безопасности у нас более жесткие. Уже есть случаи, когда заказчики вкладывали огромные суммы и в итоге получали оборудование, которое невозможно было эксплуатировать. Поэтому собственное производство газоперекачивающих компрессорных станций и установок дожатия ПНГ важный вопрос для нефтегазовой отрасли России. Над его решением уже работают казанский «ПНГ-Энергия» и томский «БПЦ Инжиниринг». Несколько проектов по проблеме утилизации ПНГ на разных этапах развития находятся в Сколково.
Правительство Российской Федерации желает привести ситуацию с ПНГ к мировым стандартам. Вопросы о необходимой либерализации цен на этот продукт поставлены уже в 2003 году. В 2007 году произошло обнародование последних данных об объеме сжигаемого ПНГ в факелах – это треть всего продукта. В ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 года Владимир Путин обратил внимание на проблему и дал поручение правительству подготовить комплекс мер по решению этого вопроса. Он предложил увеличить штрафы, создать систему учета, ужесточить лицензионные требования к недропользователям, а также довести уровень утилизации ПНГ к среднемировому – 95% к 2011 году. Но Минэнерго рассчитало, что подобный показатель можно выполнить по самым оптимистичным прогнозам только к 2015 году. ХМАО, например, на данный момент перерабатывает 90%, при действующих восьми газоперерабатывающих предприятиях. ЯНАО характеризуется гигантскими необжитыми территориями, что усложняет вопрос утилизации ПНГ, поэтому здесь используется порядка 80%, а к 95 % округ придет только в 2015-2016 годах.
Несмотря на то, что система эффективного мониторинга и нормативно-правового регулирования вопроса так и не была завершена, стоит отметить и положительную динамику. Нефтяные компании начали внедрять свои программы по использованию ПНГ. Его утилизация стала выгодной и потому, что появилась возможность продажи газа ЕСВ по Киотскому договору. Также появились возможность утилизировать его на местах – использование мини ТЭЦ. Этот факт открыл широкие возможности для среднего и мелкого бизнеса. Большие объемы газа компании стали перерабатывать на своих заводах или же заключать договоры на переработку. Последнее возможно сделать, например, с СИБУРом, отлично осознающим выгоду этого вопроса.
Несмотря на то, что решение проблемы утилизации ПНГ сдвинулось с мертвой точки, противоречивых и спорных вопросов тут еще более чем достаточно. Это и несовершенство правового регулирования, привлечение и реализация новых инвестиционных проектов, высокие капитальные затраты, необходимость стабильного рынка сбыта. И в основе решения этой проблемы, несомненно, лежит приоритетная роль государства.