Пять принципов ведения бизнеса гендиректора агрофирмы «СеДеК» Сергея Дубинина
В 1987 году инженер Сергей Дубинин получил в подарок на свадьбу три сотки земли на пустыре и 162 рубля «старыми» деньгами — на тот момент зарплата инженера. На них он купил семена, пленку, простой садовый инвентарь. Построил теплицу из бревен, хотя до этого не умел обращаться с топором. За лето на трех сотках вырастил томаты, около 60 сортов, и собрал урожай. «Вся квартира тещи была заставлена томатами — они гнили, воняли, и теща грозилась выгнать меня из дома,— вспоминает Сергей.— Мы с женой всю осень резали эти томаты, вынимали семечки, промывали, сушили, фасовали. Потом я встал за прилавок на Москворецком рынке и за три-четыре месяца продал семена. В итоге за первый год свободного труда заработал 10 000 рублей. Для сравнения: за предыдущий год работы инженером я получил 2000 рублей». Сегодня «СеДеК», компания Дубинина — один из лидеров аграрного рынка России. В ассортименте больше 4000 позиций, общая площадь земли — 1,5 тыс. га. Дубинин считает, что сейчас деньги для старта найти гораздо проще, чем было на его старте. Он советует начинать с малых затрат и наращивать мощности постепенно.
Занимайтесь тем, что дороже и лучше
Помните крылатую фразу из советского фильма «Девушка с характером»: «Чем мех дороже, тем он лучше! Чем мех лучше, тем он дороже!» Так вот, если вы решили начать собственный бизнес, занимайтесь тем, что дороже и лучше.
Допустим, вы разводите кур. Зачем же растить обычных курочек? Соревнование с крупнейшими предприятиями в этой сфере вам все равно не выиграть. Попробуйте найти на рынке Москвы или в магазине мясо китайской черной курицы! Его нет, хотя это мясо активно используется в китайской кухне, а китайские рестораны очень популярны в Москве. Договориться о поставках будет нетрудно, ведь вы предлагаете уникальный товар. И таких незанятых ниш у нас на рынке огромное количество.
Та же ситуация на семенном рынке. Я с самого начала покупал не обычные, а селекционные сорта: 17 семян томатов редких сортов стоили 1–3 рубля, в то время как за 10 копеек можно было купить 100 граммов семян обычных. Многие крутили у виска, но я знал, что это золотое дно, «фишка», которая привлекала покупателей. Вы не сможете стать лидером во всем — делайте ставку на одну «номинацию». У нас, например, очень большой ассортимент сортов овощных культур, и мы сейчас номер один по ассортименту сортов томатов — их больше 350. В других номинациях нас могут обходить наши конкуренты, и это нормально. Рынок слишком большой, чтобы быть первыми во всем.
Поначалу торгуйте сами
Я часто встречаю людей, которые вроде и готовы заняться своим делом, но боятся торговать. Когда я начинал, меня тоже пугали всеми: милицией, наркоманами, бандитами. Мой опыт: если ты нормальный, адекватный человек, ведешь бизнес честно и на позитиве, то сможешь договориться со всеми. Все мы люди. Продать товар лучше того, кто сам его вырастил, никто не сможет. На первых порах, когда вам нужно хорошо зарекомендовать себя и свой товар, берите рыночное место, вставайте за прилавок. Я гарантирую: получите в пять раз больше денег, чем если бы остались работать по найму. Не бойтесь поначалу делать многое самостоятельно. Наемные работники появятся позже.
Наращивайте ассортимент
Уверен: в нашей стране семена — товар, который всегда будет востребован. Если не у вас лично, то у вашей мамы, тети, бабушки есть дача. А это значит, что главное в продукции семеноводческой компании — ассортимент. Один любит длинные огурцы, другой — маленькие, один — с пупырышками, другой — гладкие, один солит, другой предпочитает есть их свежими. Моя задача — выпустить на рынок такое количество сортов, чтобы каждый огородник мог выбрать то, что нравится именно ему. Одних только сортов тыкв у нас около 50 — от десертных и декоративных до огромных «рекордсменок».
Это только кажется, что огороды уходят в прошлое. Скорее, наоборот, у нас сейчас качественно увеличивается аудитория. Сегодня в обществе все чаще обсуждаются вопросы здорового питания, здорового образа жизни, экопродуктов, люди все больше стремятся выращивать что-то самостоятельно, а не покупать продукты в магазине. Причем выращивают сейчас не только в огородах, но и в квартирах, на балконах. Наш покупатель часто хочет выращивать что-то интересное, например артишоки и другие диковинки. И в этом тоже можно найти «фишку» для развития бизнеса.
Используйте «заграницу»
У нас огромный «огород» — около 40 га, где мы испытываем больше 2000 сортов овощных культур. Плюс сельхозугодия, где проводим испытания картофеля. У нас есть бахча — в открытом подмосковном грунте отлично вызревают арбузы и дыни. Но это именно испытания сортов. Часть семян мы производим за границей. Например, семена астры. В Подмосковье астра дает великолепные цветы, но для созревания семян не хватает длительности сезона. Даже если умудриться вырастить их здесь, у этих семян будет высокая себестоимость и небольшое количество. Поэтому в России мы производим элитные семена — «мам» и «пап», а потом отправляем их за границу на дальнейшее размножение. В Италию, например, или в Танзанию. Там себестоимость производства семян астры намного ниже. И так можно сказать о разных культурах.
Вкладывайте деньги только в товар
Кто-то хранит деньги в рублях, долларах или евро, другие вкладывают в драгоценные металлы или недвижимость (фактически — в те активы, рынок которых не слишком хорошо понимают), третьи — в акции. Я пережил все денежные реформы и кризисы в нашей стране, и знаю, о чем говорю: деньги должны быть в товаре. Тогда при любом кризисе вы сможете регулировать его стоимость. Вы в любом случае получите какую-то выгоду или обойдетесь минимальными потерями.
Надежда СТАРОВОЙТЕНКО, dasreda.ru