Loading...

Экофеминизм в Африке – идеология и массовое движение

D090D0BBD0BBD0B5D18F-D0B1D0B0D0BED0B1D0B0D0B1D0BED0B21.jpgИдеологическое движение и теоретическое направление в экологии – экологический феминизм – зародилось в 1970-е годы во Франции и США. В 1974 г. французская исследовательница Ф.Д'Обонн сформулировала термин экофеминизм и призвала женщин к экологической революции во имя спасения жизни на Земле .

1e87b0cf7d0e7001790cbb228454629d.jpgОна пыталась доказать, что мужской контроль над производством и господство над женщинами приводит к двойному кризису: разрушению окружающей среды посредством сверхприбыльного производства и к возможным демографическим катаклизмам. Она сформулировала ряд вопросов, которые стали центральными для экофеминистского движения: кризис современности как экологический счет, предъявленный прогрессу; критика западной патриархатной системы как причины этого кризиса; призыв к женщинам и мужчинам, разделяющим идеи экофеминизма, добиваться глубинных социальных и экологических изменений.

IMG_0076.JPGРяд социологов отмечает, что мужчины и женщины несколько по-разному воспринимают окружающий мир. Например, большинству женщин свойственно сентиментальное отношение к животным, они более склонны к вегетарианству, и, наконец, необходимо учитывать природный инстинкт материнства. Все это можно свести к более выраженной заботе о живой природе как категории продолжения рода в целом. Понятие дома или жилища как ближайшего и непосредственного окружения является связанным в экофеминистических концепциях с заботой об окружающей среде, поэтому экофеминисты считают, что женщины лучше чувствуют и понимают природные процессы.
D090D0BBD0BBD0B5D18F-D0B1D0B0D0BED0B1D0B0D0B1D0BED0B21.jpgЭкофеминим рассматривает сложившуюся в современном мире ситуацию как прямое следствие патриархального строя, который включает в себя ориентированный на неограниченную прибыль капитализм, где производство и потребление является самоцелью. Принцип неограниченной прибыли ставится выше заботы об окружающей природе и усилий, чтобы поддерживать ее в нормальном состоянии. При этом общество не склонно платить там, где можно пользоваться бесплатными услугами. И здесь в первую очередь очевидным является пренебрежение женским домашним трудом и его недооценка в обществе. Ведь женский труд в жилище, на кухне, при рождении, воспитании и уходе за детьми фактически не учитывается при расчетах валового национального продукта. Однако общество в целом, и мужчины в частности, абсолютно не в состоянии обойтись без «незаметного» женского труда. Экофеминисты проводят прямую аналогию такой эксплуатации женщин с эксплуатацией природы и ее ресурсов, поскольку патриархальное общество воспринимает и женский труд, и «дары» природы как бесплатные.
Нерешенность этих социоэкономических и этических проблем будет порождать новые социальные и экономические кризисы, которые будут угрожать первозданной природе. Поэтому экофеминисты стараются выстроить свою теорию таким образом, чтобы защита окружающей среды была неотъемлемой частью борьбы за социальную справедливость. При этом тема дикой природы не может быть вынесена за пределы проблематики экофеминизма, так как данное общественное учение – это движение, цель которого возрождать и сберегать все то, что современная индустриальная идеология разрушает .
Для экофеминизма характерно существование множества различных направлений широкого спектра подходов, нередко конфликтующих между собой: экономический, социальный, либеральный, социалистический, спиритуалистический (в свою очередь представленный несколькими течениями), теологический, глубинный, культурологический, радикальный, постколониальный, постмодернистский и пр . Помимо этого, по утверждению экофеминисток и эковуманисток, существует многообразие региональных, этнических и культурных экофеминизмов .
 

 

21GAL003.JPG

Российские философы утверждают, что экофеминизм эклектичен, поскольку вбирает в себя фрагменты самых разных философских и нефилософских идей – религиозных, социально-политических, экологических, постмодернистских, психоаналистических, гендерных и многих других. Они характеризуют экофеминизм как один из способов женской идентификации, новейшую разновидность постфеминизма эпохи постиндустриализма, эклектический синтез идей феминизма и экологии .
 

14441089_1782949321973821_1157325017230416353_n.jpg

Экофеминизм, вводящий проблематику гендера в экологию, основывается на утверждении, что потребительское отношение к природе и притеснение женщин в социуме и культуре тесно взаимосвязаны. Экофеминизм подчеркивает богатство отношений женщин как к природе, так и к обществу, поэтому он приобрел распространение в самых различных областях знания и в различных контекстах: от экономики до спиритуализма, от прав животных до прав человека. Экофеминистки рассматривают женщин в качестве силы, играющей ключевую роль в переходе к стабильному миру и в борьбе против западного патриархата, как главного источника экологических разрушений. Многие из них являются учеными, стремящимися утвердить его и как вид научной деятельности, и как движение .
 

hobbiton.jpg

В течение последних тридцати лет экофеминизм разработал четкую теоретическую перспективу связей между обществом и его природным окружением, имеющую как социально-теоретическое, так и практическое значение. В частности, экофеминизм соединил воедино элементы феминистского движения и природоохранного движений, заботу о последствиях человеческих действий в природном мире и критику гендерной асимметрии в обществе.
Важнейшим фактором, способствовавшим появлению в середине 70-х годов ХХ столетия экофеминисткой идеологии, оказался постоянно прогрессирующий кризис в системе отношений между природой и человечеством, вызвавший переоценку многих ценностей. Разрушение единого ценностного пространства, вызванное глобальным характером антропогенного давления на природу, виртуализацией постиндустриальной реальности и размыванием идентичности человеческого «Я», привело к смещению основных координат человеческого бытия. Экофеминизм, утвердившийся в качестве особой интерпретации новой социальной реальности, охватывает широкий круг взаимосвязанных проблем: исторических, философских, религиозных, политических, социоэкономических, этических и оказывает влияние на изменение состояния общества. Экофеминистские идеи впитали в себя интеллектуальные особенности как индустриальной, так и постиндустриальной эпохи. Эволюция феминизма, его историческая и теоретическая переориентация, получившая отражение в экофеминизме, затронула такие тенденции развития человечества, как отражение массовым сознанием перспектив будущего цивилизации и путей выхода из глобального кризиса, социокультурные трансформации и их границы, восстановление экологического равновесия и борьба за гендерный паритет.
 

Oregon-Crater-Lake-Wallpaper-Hd-84538-1920x1200.jpg

Последствия экологического кризиса, обусловленного, главным образом, процессами глобального потепления, для Африки могут привести к экологическим катастрофам. И прежде всего деградация окружающей среды отражается на африканских крестьянках, как основных производителях продовольствия (сельское хозяйство Тропической Африки образно называют «женской системой земледелия» ), так и главных хранителях домашнего очага, выполняющих все виды работ по поддержанию жизнедеятельности домохозяйства, соблюдению норм санитарии и гигиены, связанные с состоянием окружающей среды: доставка воды, топлива, сбор лекарственных растений, заготовка древесного угля и многие другие .

motto.net.ua-17718.jpg

В силу ряда причин в сельской Африке значительно число домохозяйств, возглавляемых женщинами. Когда во второй половине ХХ в. отдельные изменения в природных системах стали перерастать в глобальные, деградация окружающей среды оказала резко отрицательное воздействие на экономическое и социальное положение их семей. Поэтому природоохранное движение в развивающемся мире зародилось именно в среде сельских тружениц, первыми организовавших группы действия и иные добровольные экологические организации в Африке и других регионах Юга .
Деятельницы экофеминистского движения развивающихся стран, в частности Вангари Маатаи (Кения), Вандана Шива (Индия), подобно экологам развитых государств мира, полагают, что решение экологических проблем следует непременно увязывать с глубокими преобразованиями в области социальных и гендерных отношений . Они не только указывают на связь между жизнедеятельностью человека и средой его обитания, но и выступают «за коренную перестройку рыночной экономики», подчеркивают «необходимость создания свободного, экологически сбалансированного общества» устойчивого развития . Экофеминизм в развивающемся мире, и особенно на Африканском континенте, изначально был в большей степени ориентирован на борьбу за социальную справедливость, за общечеловеческие и гражданские права, за гендерный паритет и многие другие проблемы социального характера, чем в странах Запада, где основное внимание первоначально уделялось вопросам охраны окружающей среды.
 

.jpg

Африканские женские экологические организации активно сотрудничают с крупнейшими международными экофеминистскими центрами, такими, как Конгресс женщин в защиту Земли, Женская организация защиты окружающей среды и развития, Альянс женских организаций экологии и развития, Всемирный женский координационный центр . Сотрудничество с перечисленными объединениями способствует пропаганде деятельности африканских экофеминистских организаций и групп в национальном и международном масштабе .
В настоящее время на континенте существует ряд крупных государственных и общественных ассоциаций, выполняющих серьезную практическую работу и занимающихся подготовкой персонала питомников и лесотехнических хозяйств, где африканки играют решающую роль.
На Мадагаскаре это – Национальная ассоциация защиты окружающей среды (National Association for Environmental Actions), в Руанде – Руандийская ассоциация экологов (Association Rwandaise des Écologistes), в Бенине – Друзья Земли (Friends of the Earth), в Камеруне и Габоне – филиалы Всемирного природоохранного фонда (World Wide Fund for Nature). В Кении, Конго, Буркина-Фасо, Гане и других странах также имеется сеть экологических организаций и объединений .
Отметим в этой связи деятельность Кенийской неправительственной энергетической организации (KENGO) , которая состоит из более 200 групп, действующих на общественных началах.
Другой крупной централизованной организацией в Кении, созданной еще в 50-е гг. и объединяющей около 80 тыс. женских групп и более чем 300 тыс. членов по всей стране, является организация Маенделео Я Ванаваке (The Progress of Women) . Ее программа защиты окружающей среды реализует на практике проекты по посадке деревьев в более чем 9 кенийских округах, включая столицу страны – Найроби.
В Лесото также многочисленные женские группы и объединения активно занимаются посадками деревьев для своих самых разнообразных нужд .
В 1984 г. в Банголоре была создана экофеминистская ассоциация развивающегося мира – Женщины за выбор развития в новую эпоху. В том же году жительницы Ботсваны сформировали неправительственную экологическую организацию Thusano Lefatsheng, помимо природоохранных функций имеющую практическое значение и занимающуюся выращиванием лекарственных растений, фруктов, бобовых культур на продажу. Намибийские женщины также в середине 80-х гг. создавали общества по выращиванию лекарственных растений, используемых в медицинской практике .
 

 

В настоящее время наиболее активную позицию в борьбе за сохранение окружающей среды занимают несколько сравнительно недавно образовавшихся природоохранных организаций, где африканкам принадлежит решающая роль.
Ecumenical Association for Sustainable Agriculture and Rural Development (ECASARD) – сеть экологических организаций, объединившая в 1991 г. женские ассоциации и группы регионов южной и центральной Ганы. National Assiociation of Professional Environmentalists (NAPE) – угандийская природоохранная организация, которая выступает также в защиту гражданских и общечеловеческих прав африканских женщин. Vaal Environmental Justice Alliance (VEJA) – организационная сеть, объединяющая десять аффилированных ассоциаций ЮАР, с момента зарождения в 2004 г. работает в сотрудничестве с профсоюзами горнодобывающей и тяжелой промышленности, защищая здоровье рабочих, занятых на этих производствах и препятствуя деградации окружающей среды. L'Organisation pour le Renforceiment des Capacités de Developpement (ORCADE) – неправительственная организация Буркина Фасо, содействующая экономическому и социальному устойчивому развитию, сотрудничает с рядом неправительственных экологических коалиций других континентов. Women and Land in Zimbabwe (WLZ) защищает права женщин Зимбабве, борясь с гендерной дискриминацией при доступе, владении и контроле над землей, природными ресурсами и иными возможностями и факторами для содействия устойчивому развитию. Kebetkache Women and Development Resource Centre (KEBETKACHE) – нигерийская правозащитная женская организация, отстаивающая права африканок, фокусирующая свою деятельность на вопросах социальной справедливости, защиты женщин и детей и охраны природы, имеющая обширные международные связи. Femmes et Justice Économique (FEJE) – неправительственная организация, выступающая за создание общества социальной справедливости в Демократической Республике Конго, основанного на вовлечении женщин в общественную, политическую, экономическую и культурную жизнь, на уважении социоэкономических прав женщин, на природоохранной деятельности и на принципах справедливого распределения доходов от эксплуатации природных ресурсов. Centre for Natural Resource Governance (CNRG) – научно-исследовательская и правозащитная организация, чьей основной целью является обеспечение рационального управления природными ресурсами, прежде всего экологический контроль над деятельностью горнодобывающей промышленности в Зимбабве. CNRG борется за то, чтобы добыча полезных ископаемых осуществлялась без нанесения вреда и ущерба находящимся поблизости поселениям местных жителей и окружающей среде, а также соответствовала бы требованиям экологически устойчивого развития. WoMin – объединение гендерных и природоохранных организаций, осуществляющих экологический мониторинг деятельности предприятий добывающей промышленности в странах Тропической Африки. Созданное в 2013 г. африканскими экофеминистсками, это объединение проводит большую практическую и научно-исследовательскую работу по проблемам устойчивого развития, энергетики, экологии, изменений климата, гендерных взаимоотношений, повышения уровня женского образования и роли африканок в социально-экономическом и общественно-политическом развитии своих государств .
Особое значение в данном контексте следует отвести самой массовой африканской природоохранной организации «Движение зеленого пояса», созданной в 1977 г. в Кении широко образованной деятельницей экофеминизма Вангари Маатаи (1940–2011 гг.) . Доктор биологических наук, профессор, получившая образование в Германии и США, В.Маатаи занимала посты зав.кафедрой биологического факультета университета Найроби, зам.министра экологии, руководителя «Движения зеленого пояса», возглавляла Национальный совет женщин Кении, была депутатом парламента, баллотировалась на пост президента страны.
Она лауреат около тридцати престижных международных премий; в 2004 г. В.Маатаи стала первой африканкой, удостоенной Нобелевской премии мира. Генеральным секретарем ООН она была назначена послом мира ООН; на этом высоком посту ей было поручено заниматься проблемами изменения климата .
Она автор более десяти книг, основные из которых посвящены вопросам охраны окружающей среды, борьбы за гендерное равноправие и демократические преобразования .
Созданное и бессменно возглавлявшееся ею «Движение зеленого пояса» в 1986 г. вышло за пределы страны и превратилось во всеафриканскую сеть по посадке деревьев. К настоящему времени ее участницами с момента основания организации высажено уже более 50 млн деревьев, степень выживаемости которых составляет около 70%, что является очень высоким показателем в условиях Африки. Однако на континенте, к сожалению, вырубка тропических лесов в силу многих причин антропогенного характера идет быстрее процессов лесовосстановления . Участники Движения также организуют питомники для выращивания саженцев, которые затем бесплатно передают все желающим. Помимо восстановления лесов, они расширяют возделывание традиционных сельскохозяйственных культур, которые служат основой питания для местного населения, что нередко приводит к противоречиям с правительственными кругами, в частности, с насаждаемой властями стратегией интенсивного ведения сельского хозяйства, ориентированного на производство экспортных культур, прежде всего кофе и какао-бобов .
Маатаи настаивала на широком диапазоне общественно-политических и философских аспектов природоохранного движения: «Если вы начали заниматься этой проблемой, вы больше не можете ограничиться лишь посадкой деревьев. Одновременно вы начинаете серьезно работать над вопросами улучшения экологической обстановки, и при этом высвечивается целый комплекс проблем: человеческие и гражданские права, права женщин, правовые аспекты экологии, права детей ... права всех» . В своих интервью Маатаи подтверждала неизбежный политический аспект движения по охране окружающей среды, особенно в контексте демократизации: «Природоохранное движение превратилось в составную часть выступлений в защиту демократии» .
Бесспорным результатом ее активности стала высокая степень мобилизации общественного сознания рядовых членов в тех организациях, которые созданы на низовом уровне в различных общинах. Необычайно простая по своему характеру деятельность, предпринимаемая полуграмотными сельскими женщинами, способствовала не только развитию экологообразовательных процессов и программ по защите окружающей среды, но также росту экологического сознания, повышению веры в свои силы и завоеванию определенного влияния в области внутренней политики и общественной жизни .p039pthj-650x260.jpg


Однако именно во внутренней политике, куда имеет выход природоохранное женское движение, оно встречает самые большие препятствия. Нередко интересы африканок приходят в противоречие с интересами правящих кругов по ряду проблем самого разнообразного характера: борьбы за общечеловеческие и гражданские права, за демократию, отмену дискриминации по признакам пола при приеме на работу, при вступлении в профсоюзные организации и т.д. В подобных случаях женщинам далеко не всегда удается отстаивать свои интересы в условиях традиционно патриархальных отношений .
В целом массовое общественное экологическое «Движение зеленого пояса», основанное Вангари Маатаи, и после ее преждевременной кончины продолжает развиваться и охватывает в настоящее время не только страны африканского континента, но и Европы, и Азии, и, безусловно, в дальнейшем будет расширяться, включая в себя все новые государства и народы. Эконфеминизм как органичный синтез идеологии и практики природоохранного и женского движений, зародившийся почти одновременно на разных континентах в середине 1970-х гг., получил общемировое признание, и его значение и роль в исторической перспективе будут возрастать в связи с формированием обществ устойчивого развития. Под влиянием идей экофеминизма происходит изменение массового сознания не только социальной женской группы, но и мужской. По мнению норвежского Нобелевского комитета, активная борьба экофеминисток с разрушением окружающей среды и в защиту демократии позволяет рассматривать женщин в качестве силы, играющей одну из ключевых ролей в переходе к стабильному миру.

 

IMG_4848.JPGИ.Г.Рыбалкина,
Москва, Институт Африки РАН, с.н.с., к.и.н

 

 

 

 

[1] D’Eaubonne F. Le Féminisme ou la Mort. P. : P. Horay, 1974.

[1] Contemporary Perspectives on Ecofeminism / Ed. M. Phillips, N. Rumens. N.-Y.: Routledge, 2016.

[1] См., например, Гавристова Т.М. Постмодернистский феминизм: преображение реальности (о формировании позтивного образа Африки и птицы санкофе) // Общественная, политическая и культурная жизнь африканских стран в гендерном измерении / Отв. ред. Н.Л.Крылова, Н.А.Ксенофонтова. Гл.5. Разд. 21. М.: ИАфРАН, 2014.

[1] Women Healing Earth:  Third World Women on Ecology, Feminism, and Religion. N.-Y.: Orbis Books, 1996.

[1] Мартынова Е.Р. Экофеминизм, мифология, постмодернизм // Объединенный научный журнал. М., 2005. № 6 (134).

[1] Ecological Feminist Philosophies / Ed. K. J. Warren. Indianapolis: IndianaUniversity Press, 1996; Ecofeminism: Women, Culture, Nature / Ed. K. J. Warren. Bloomington (IN): IndianaUniversity Press, 1997.

[1] Мир африканской деревни. Динамика развития социальных структур и духовная культура. М., 1997. С. 155.

[1] Mofin Noussi M.Ch. Éco-féminism au Coeur de la forêt africaine: “Vénus de Khalakanti” d’Angèl Kingué // Eco-imagination: African and Diasporan Literatures and Sustainability. Basel, Bern, 2014 ; Siwila L. Ch. Tracing the ecological footprints of our foremothers : Towards an African feminist approach to women’s connectedness with nature // Studia Historiae Ecclesiasticae. Pretoria. 2014. Vol. 40. N 2.

[1] Рыбалкина И.Г. Африканский экофеминизм // Проблемы становления гражданского общества / Отв. ред. Ю.В. Потемкин. М.: ИАфРАН, 2009; её же. Женщины и экологические проблемы в Африке // Африка. Гендерное измерение / Отв. ред. Н.Л. Крылова, Н.А. Ксенофонтова. М. ИАфРАН, 2010;  Easton P., Ronald M. Seeds of Life: Women and Agricultural Biodiversity in Africa. N.-Y.: World Bank, 2000. http://documents.worldbank.org/curated/en/867891468002370019/pdf/multi0page.pdf;   Women are guardians of agro-bidiversity in Sub-Saharan Africa. Copenhagen, 2010.

[1] Sacks C.E. Gendered Fields. Rural Women. Agriculture and Environment. Bolder (Col.), 1996. P. 38, 39;  Shiva V. Stolen Harvest: The Hijacking of the Global Food Supply. Cambridge (Ma.): South End Press, 2000.

[1] Deda P., Rubian R. Women and Biodiversity: the long journey from users to policy-makers // Natural Resourses Forum 28. 2004. https://eurekamag.com/pdf.php?pdf=004388421;  Convention on Biological Diversity. Biodiversity, Gender and Climat Change. Copenhagen, 2009. https://www.cbd.int/climate/doc/biodiversity-gender-climate-change-en.pdf

[1] Women's Congress for a Healthy Planet; WEDO – Women, Environment, and Development Organisation; WEDNET – Women, Environment and Development Network; Worldwide Network for Women.

[1] Feminist Political Ecology. Global Issues and Local Experiences. L., N.-Y., 1996. P. 18.

[1] The Environment Encyclopedia and Directory. Europa Publications Ltd, 1994.

[1] Kenyan Energy Non-Government organisation.

[1] Women and the Environment. L., 1991. P. P. 44.

[1] FAO. Rural Women, Forest Outputs and Forestry Projects. Discussion Draft. Rome. FAO. 1983.

[1] Salleh A. Ecofeminism as Politics. Nature, Marx and the Postmodern. L., N.-Y., 1997. P. 22–23.

[1] Подробнее см.: Valiani S. The Africa Minning Vision. A Long Overdue Ecofeminist Critique. WoMin – African Gender and Extractives Alliance. 2013.

[1] Рыбалкина И.Г. Вангари Маатаи // Общественная, политическая и культурная жизнь африканских стран в гендерном измерении / Отв. ред. Н.Л. Крылова, Н.А. Ксенофонтова. Гл. 4. Разд. 16. М.: ИАфРАН, 2014.

[1] Muthuki J.M. Rethinking ecofeminism: Wangari Maathai and The Green Belt Movement in Kenia. Durban, Pietermaritzburg: University of Kwazulu – Natal, 2006.

[1] Maathai W. The green belt movement (1988, 2003, 2004); Unbowed: a memoir (2006–08, 2011). The challenge for Africa (2009, 2010); Replenishing the Earth (2010)  etc.

[1]Africa Progress Report 2015. Seizing Africa’s energy and climate opportunities. Executive Summary. Geneva, 2015.

[1] Maupeu H. Wangari Maathai, femme de paix ou contestataire de choc? // Politique africaine. 2005. N 99.

[1] Ndegva S.N. The Green Belt Movement // The Two Faces of Civil Society. NGOs and Politics in Africa. West Hartford (Conn.), 1996.  P.94.

[1] Ibidem.

[1] Zorgbibe Ch. Une écologiste africaine, Wangari Maathai // Géopolitique africaine. 2008. N 29.

[1] Maupeu H. Op. cit.

 

10.jpgМатериал разместил Юрий Московский с согласия автора

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить