«Золотой век» русской культуры

 «Золотой век» русской культуры - фото 1Интересное


Познавательное


Вдохновляющее

Литература


10 класс

 

Тема нашего урока – «золотой век» русской культуры. Для этого мы поймем, какой период русской культуры имеется в виду и почему он называется «золотым». Узнаем историю происхождения данного понятия и особенности его развития.

 

Тема: Русская литература XIX века

Урок: Золотой век русской культуры

1. Понятие «золотого века» в античности


Другие видеоуроки по школьной программе смотрите на InternetUrok.ru

Понятие «золотой век» – метафорическое, и чтобы понять смысл этой метафоры, нужно вспомнить, откуда возникло прямое значение. Оно отведет нас в древность, в античность, в греческую мифологию, где возникло представление о «золотом веке» как об особом состоянии жизни людей и богов, когда они жили в гармонии. Эти мифологические представления были зафиксированы античными авторами. В первую очередь, речь идет о греческом поэте Гесиоде

 «Золотой век» русской культуры - фото 2 

Рис. 1. Гесиод (Источник)

и его поэме «Труды и дни», в которой он говорит только о поколении людей, сотворенных богами. Это было время, когда Кронос, или Хронос в греческой традиции, а в римской – Сатур сотворил особый род «золотых людей». Намного позже римский поэт Вергилий

 «Золотой век» русской культуры - фото 3 

Рис. 2. Вергилий (Источник)

в поэме «Энеида» употребит именно это выражение – «золотой век», имея в виду теперь не качества людей, а качество времени. Его же современник Овидий

 «Золотой век» русской культуры - фото 4 

Рис. 3. Овидий (Источник)

в поэме «Наука любви» иронически вспомнит о «золотом веке», говоря о том, что нынче за все приходится платить золотом, потому что живем мы в «золотом веке».

С течением времени именно римскую литературу стали называть «золотой». Расцвет римской культуры I века до н.э. получил название «золотого века» римской культуры, литературы и был связан с несколькими явлениями. С одной стороны, с проблемой латинского языка, который в то время приобрел особое качество своей классической завершенности. Нечто подобное будет происходить и в русской литературе начала XIX века. С другой стороны, это была эпоха особого покровительства наук и искусств. Первый римский император Октавиан Август

 «Золотой век» русской культуры - фото 5 

Рис. 4. Октавиан Август (Источник)

поддерживал писателей: Горация, Вергилия – особенным образом создавая благоприятные условия для развития литературы, культуры.

2. Понятие «золотого века» в русской культуре

Когда же речь идет о русской культуре начала XIX века, то есть резон напомнить о том, что Герцен,

 «Золотой век» русской культуры - фото 6 

Рис. 5. Александр Герцен (Источник)

размышляя о своеобразии исторического пути русской культуры, который она прошла со времен Петровских преобразований до начала XIX века, со свойственной ему красотой выражений заметит, что на Петровский призыв к образованию через сто лет Россия ответит гением Пушкина. И в этом смысле, действительно, то, что мы называем «золотым веком» русской культуры, начинается с первых десятилетий XIX века и наиболее отчетливо, может быть, проявилось в завершенности ансамбля северной столицы, Петербурга. Именно в это время Петербург приобретает тот классический вид, который мы помним, в первую очередь, по Пушкинскому роману «Евгений Онегин». И действительно, архитектор Захаров

 «Золотой век» русской культуры - фото 7 

Рис. 6. Андреян Захаров (Источник)

выстраивает здание адмиралтейства,

 «Золотой век» русской культуры - фото 8 

Рис. 7. Здание адмиралтейства в Петербурге (Источник)

от которого отходят центральные проспекты Петербурга.

3. «Архитектура»

О классическом веке в истории русской культуры, которую принято еще называть Петербургской частью её истории. И совсем не случайно. Ведь в центре событий окажется сам город Петербург с очень не большой историей, потому что его основание приходится на начало XVIII века. В строительстве Петербурга XVIII века преобладающим архитектурным стилем был стиль барокко. Так, выстраивается Петропавловский собор

 «Золотой век» русской культуры - фото 9 

Рис. 8. Петропавловский собор в Петербурге (Источник)

архитектором Трезини.

 «Золотой век» русской культуры - фото 10 

Рис. 9. Доменико Трезини (Источник)

Растрелли

 «Золотой век» русской культуры - фото 11 

Рис. 10. Франческо Растрелли (Источник)

выстраивает Зимний дворец,

 «Золотой век» русской культуры - фото 12 

Рис. 11. Зимний дворец в Петербурге (Источник)

Екатерининский дворец.

 «Золотой век» русской культуры - фото 13 

Рис. 12. Екатерининский дворец в Петербурге (Источник)

А вот к концу XVIII началу XIX века сама по себе идея России как империи начинает подчеркиваться утверждением другого архитектурного стиля – классицизма. И если в литературе русский классицизм наиболее ярко выразился в середине XVIII века, то в архитектуре и живописи наиболее значительных достижений этот стиль обнаружит именно в начале XIX века, с одной стороны. С другой стороны, он и завершит собою архитектурную организацию Петербурга. Действительно, в этом смысле есть резон напомнить о строительстве адмиралтейства, построенного архитектором Захаровым. Оно оказалось некой точкой, от которой лучами отходят в разные стороны основные проспекты Петербурга, и в первую очередь, Невский, где в первой четверти XIX века завершает его оформление Казанский собор,

 «Золотой век» русской культуры - фото 14 

Рис. 13. Казанский собор в Петербурге (Источник)

построенный архитектором Воронихиным,

 «Золотой век» русской культуры - фото 15 

Рис. 14. Андрей Воронихин (Источник)

причем по модели Рима, в данном случае, по модели собора Петра,

 «Золотой век» русской культуры - фото 16 

Рис. 15. Собор Петра в Риме

выстроенного Микеланджело.

 «Золотой век» русской культуры - фото 17 

Рис. 16. Буонарроти Микеланджело (Источник)

И опять возникают античные, римские ассоциации. Конечно, особого разговора требует дооформление Васильевского острова

 «Золотой век» русской культуры - фото 18 

Рис. 17. Васильевский остров в Петербурге (Источник)

с постройкой на нем здания биржи, которая должна была уравновесить водные и островные пространства. Для этого выбирается все тот же античный греческий стиль: биржа выстраивается в стиле античного храма. И, наконец, особая тема – это творчество архитектора Карла Росси, у которого возникла удивительная возможность выстраивать не отдельные здания, как это было обычно, а выстраивать целые городские ансамбли, в стилях которых превалирует все тот же классицизм. Непременные портики, колонны, арки, непременные соразмерность, гармоничность архитектурных частей. Словом, то самое, что незаметным образом отражалось не только в архитектуре, а и в литературе. Потому что как раз в это время в формировании русского литературного поэтического языка будет превалировать именно эта тенденция: стремление к ясности, к гармоничной точности, завершенности. И в этом отношении мы действительно обнаруживаем примету этого классического направления, стиля.

Французский архитектор Тома де Томон

 «Золотой век» русской культуры - фото 19 

Рис. 18. Тома де Томон (Источник)

выстраивает здание биржи в виде огромного античного храма.

 «Золотой век» русской культуры - фото 20 

Рис. 19. Здание биржи в Петербурге (Источник)

Карл Росси

 «Золотой век» русской культуры - фото 21 

Рис. 20. Карл Росси (Источник)

выстраивает свои знаменитые ансамбли: Александрийский театр

 «Золотой век» русской культуры - фото 22 

Рис. 21. Александрийский театр в Петербурге (Источник)

со знаменитой улицей Росси,

 «Золотой век» русской культуры - фото 23 

Рис. 22. Улица Росси в Петербурге (Источник)

Михайловский замок,

 «Золотой век» русской культуры - фото 24 

Рис. 23. Михайловский замок в Петербурге (Источник)

здание Синода.

 «Золотой век» русской культуры - фото 25 

Рис. 24. Здание Синода в Петербурге (Источник)

И все это будет архитектура, выстроенная в стиле классицизма, что заставляет вспомнить греко-римскую традицию. И в этом отношении, действительно, возникало ощущение того, что, как минимум, Петербург на глазах превращается в некое подобие Римской империи. Также есть резон напомнить, что одновременно это был не только город, связанный с имперской темой. Ведь с возможностью выстраивать не отдельные дома, а целые архитектурные ансамбли Петербург превращался в некое произведение искусств. И тогда возникала другая ассоциация: северные Афины, если иметь в виду Грецию как некий символ, связанный с темой искусства, философии, науки и культуры. Следует заметить, что созданная Академия художеств

 «Золотой век» русской культуры - фото 26 

Рис. 25. Академия художеств в Петербурге (Источник)

ориентировала и архитекторов, и художников на воссоздание классического стиля. Стоит вспомнить таких личностей, как Карл Брюллов,

 «Золотой век» русской культуры - фото 27 

Рис. 26. Карл Брюллов (Источник)

Александр Иванов,

 «Золотой век» русской культуры - фото 28 

Рис. 27. Александр Иванов (Источник)

если иметь в виду создателей грандиозных по замыслу полотен: «Последний день Помпеи»,

 «Золотой век» русской культуры - фото 29 

Рис. 28. «Последний день Помпеи» (Источник)

«Явление Христа народу».

 «Золотой век» русской культуры - фото 30 

Рис. 29. «Явление Христа народу» (Источник)

Более скромных портретистов Ореста Кипренского,

 «Золотой век» русской культуры - фото 31 

Рис. 30. Орест Кипренский (Источник)

Василия Тропинина.

 «Золотой век» русской культуры - фото 32 

Рис. 31. Василий Тропинин (Источник)

4. «Иванов, Брюллов, Гоголь»

Если говорить о развитии живописи в эту эпоху «золотого века», то есть резон обратить внимание на грандиозность замыслов наших живописцев и культурную плотность. Потому что эти живописные замыслы оказывают свое влияние и смысловое давление на других авторов, писателей например. В этом смысле достойно отдельного замечания то, что выдающиеся шедевры, скажем, Карла Брюллова «Последний день Помпеи», это не только грандиозное само по себе полотно, выполненное в блестящей классицистической манере с точностью изображения, мастерством, необычайного свойства тонкостью. «Золотой век» является золотым не только потому, что авторы тут достигают максимального совершенства формы, но отличаются и глубиной замыслов. Так, глядя на это полотно, Гоголь задумывается над тем, что необходимо сегодняшнему писателю в качестве сюжета, идеи такого порядка, чтобы оно захватило собою всех. Потому что картина Брюллова сделана таким образом, что взорвавшийся Везувий приводит в ужас огромное количество народа. И этот самый страх, который одновременно сплачивает людей и заставляет их действовать как некую одну силу, оказался крайне важным для Гоголевского «Ревизора»,

 «Золотой век» русской культуры - фото 33 

Рис. 32. Комедия «Ревизор» Николая Гоголя (Источник)

ведь там нет любовной интриге, а всё завязано на страхе героев. А вот, например, картина Иванова «Явление Христа народу» несла в себе мистический оттенок, потому что при своей огромности зритель оказывался включенным в саму картину, и Христос как бы действительно шел к вам навстречу, что абсолютной аккомпанирует другой гениальной задумке Гоголя: «Мертвые души».

 «Золотой век» русской культуры - фото 34 

Рис. 33. Поэма «Мертвые души» Николая Гоголя (Источник)

По замыслу автора, это была такая книга, которая должна была из нас всех «мертвых» душами сделать людей с душами «живыми». Поэтому грандиозность этих идей, которые возникают и у живописцев, и у писателей, в их взаимодействии является одной из особенностей «золотого века».

5. Особенности «золотого века» в русской культуре

А если иметь в виду музыкальную культуру, то невозможно не вспомнить гениальное творчество Михаила Глинки.

 «Золотой век» русской культуры - фото 35 

Рис. 34. Михаил Глинка (Источник)

Когда мы смотрим на этот пласт русской культуры, связанной с архитектурой, живописью, то тут не просто ощутимы эти классицистические греко-римские традиции, они тут приобретают свой классический характер, завершая собою ту самую идею открытого окна в Европу, о которой мечтал Петр.

 «Золотой век» русской культуры - фото 36 

Рис. 35. Пётр I (Источник)

С другой стороны, легко заметить, что именно эти авторы, архитекторы в будущем будут восприниматься как создатели национальных стилей в том или ином виде искусства. И поэтому совсем не удивительно, что в 1825 году близкий друг Пушкина Петр Плетнев,

 «Золотой век» русской культуры - фото 37 

Рис. 36. Петр Плетнев (Источник)

известный поэт, литературный критик, преподаватель русской словесности, ректор Петербургского университета, в одной из статей, опубликованных в альманахе Дельвига «Северные цветы», напишет небольшой обзор, связанный с развитием русской поэзии за последние десятилетия, припомнив творчество Жуковского,

 «Золотой век» русской культуры - фото 38 

Рис. 37. Василий Жуковский (Источник)

Батюшкова

 «Золотой век» русской культуры - фото 39 

Рис. 38. Константин Батюшков (Источник)

и завершив разговором о гениальном Пушкине,

 «Золотой век» русской культуры - фото 40 

Рис. 39. Александр Пушкин

который, по мнению автора статьи, «первый поэт «золотого века» нашей словесности (если непременно надобно, чтобы каждая словесность имела свой «золотой век»)». Плетнев, конечно, имеет в виду тот самый «золотой век» римской литературы, поэтому в том окружении, в котором оказались Петербургские писатели и деятели культуры в начале XIX века, это ощущение близости к римской классической традиции золотого её века были вполне понятны и очевидны.

А вот намного позже, уже в 30 годы XX века, в Париже русский поэт и эмигрант Николай Оцуп

 «Золотой век» русской культуры - фото 41 

Рис. 40. Николай Оцуп (Источник)

напишет статью, посвященную «серебряному веку» в истории русской культуры и литературы, в которой попытается обозначить грань, возникшую между «золотым» и «серебряным веком» литературы. Он оттолкнулся от мысли французского писателя и эссеиста Поля Валери,

 «Золотой век» русской культуры - фото 42 

Рис. 41. Пол Валери (Источник)

рассуждающего о своеобразии русской литературы XX века. Он был поражен огромным количеством талантов, которые удивительным образом просияли в XIX веке, имея в виду «вершинных» авторов и их «вершинные» достижения: Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Толстого, Достоевского.

 «Золотой век» русской культуры - фото 43 

Рис. 42. Николай Гоголь (Источник)

 «Золотой век» русской культуры - фото 44 

Рис. 43. Михаил Лермонтов (Источник)

 «Золотой век» русской культуры - фото 45 

Рис. 44. Лев Толстой (Источник)

 «Золотой век» русской культуры - фото 46 

Рис. 45. Федор Достоевский (Источник)

 «Золотой век» русской культуры - фото 47

Рис. 46. Антон Чехов (Источник)

Он сравнивал это чудо русского искусства с тем, что происходило когда-то в развитии античного театра, когда буквально за столетие три драматурга создали всю европейскую драматическую традицию. Он сравнивал эту эпоху с эпохой Возрождения, с её титанами. И вот Николай Оцуп, размышляя о том же, собирает в «золотой век» всю русскую литературу в её мировом контексте. Но обнаруживает границу, отделяющую XIX век от будущего модернистского XX где-то в 80-е годы XIX века. Таким образом, действительно, возникло более широкое представление о «золотом веке» русской литературы, которое включает в себя представление обо всей литературе XIX столетия.

В конце концов, можно говорить о том, сто существует узкое, более конкретное и исторически оправданное представление о «золотом веке», которое связанно с русской культурой и литературой первой четверти XIX века. То время, которое вошло в историю русской культуры как Пушкинское время. А это, с одной стороны, эпоха во многом выстраивающаяся как подведение итогов всего предшествующего XVIII века. А с другой стороны, она важна здесь как эпоха формирования национальных традиций, школ, потому что мы привычно называем Пушкина основоположником русского литературного языка и новой русской литературы. Мы традиционно называем Глинку, современника Пушкина, основоположником русской музыки основоположник национальной композиторской школы.

А вот когда этот «золотой век» понимается в расширительном смысле, то тогда, конечно, приходится вспомнить весь XIX век и включить туда не только Пушкинскую эпоху, но и Толстого, Достоевского, Чехова. И тогда становится понятно, что это своего рода итог «золотого века» в том отношении, что эта русская культура и литература приобретает характер звучания. Это уже не только национальные достижения, а выход русской культуры на мировую арену.

Последующая эпоха, эпоха Декаданса, эпоха модерна, кладет определенную границу между возникшей классической традицией XIX века и началом XX века.

С другой стороны, в узком смысле, поскольку все-таки речь идет о пушкинской эпохе, действительно впервые прозвучавшей золотой век русской словесности был в первую очередь связан с поэтами начала XIX века, и, если вспоминать Плетнева, речь идет о поэзиях Константина Батюшкова, Василия Жуковского, Александра Пушкина, то мы с некоторой очевидностью обнаруживаем определенного рода кольцевую композицию, связанную со странной вспышкой поэзии в начале XIX века с одной стороны и не менее странной по масштабу, по объему дарований, по количеству поэтов, которое как бы вдруг случится в конце XIX в начале XX века. В этом смысле «золотой» и «серебряный» века русской поэзии вполне симметрично укладываются в начало XX и в начало XX века, потому что в середине мы обнаружим русскую прозу, где действительно становление русского реализма в середине XIX века будет связано не сколько с поэзией, сколько с прозой. Хотя почти ровно в середине века (в середине 50-х годов) выйдут три сборника трех удивительных поэтов: это будет первый сборник Некрасова,

 «Золотой век» русской культуры - фото 48 

Рис. 47. Николай Некрасов (Источник)

это будет первый большой сборник Тютчева

 «Золотой век» русской культуры - фото 49 

Рис. 48. Федор Тютчев

и сборник Фета.

 «Золотой век» русской культуры - фото 50 

Рис. 49. Афанасий Фет (Источник)

И действительно, получается так, что эти три автора оказываются ровно в середине, между «золотым» поэтическим веком русской литературы и «серебряным». И они окажутся такими авторами, которые особенным образом соединят два этих поэтических века, два расцвета русской поэзии.

Есть резон напомнить, что, собственно, история русской поэзии черпает свои истоки с XVIII века. В 30-е годы XVIII столетия благодаря усилиям Ломоносова,

 «Золотой век» русской культуры - фото 51 

Рис. 50. Михаил Ломоносов (Источник)

Тредиаковского,

 «Золотой век» русской культуры - фото 52 

Рис. 51. Василий Тредиаковский (Источник)

чуть позже у Сумарокова

 «Золотой век» русской культуры - фото 53 

Рис. 52. Александрр Сумароков (Источник)

возникнет особая система стихосложения: классическая, так называемая, силлабо-тоническая. А к концу XVIII века особого развития достигнет то, что принято называть «дворянской культурой». Причем тут речь идет не обязательно о каких-то высших ее проявлениях, а бытового уровня. Будет принято писать стихи, сочинять музыку, и не для того, чтобы это непременно публиковать или быть замечательными писателями. Это будет бытовая культура. Можно вспомнить «дамские альбомы», в которых кавалеры должны были непременно писать стихи дамам. И именно на такой фазе высококультурного дилетантизма могла вырасти та высочайшая поэтического стиха, которая сложится усилиями поэтов начала XIX века.

Список рекомендованной литературы

1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. М.: Русское слово.

2. Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень) 10. М.: Дрофа.

3. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / под ред. Ланина Б.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Культурология (Источник).

2. Библиотека Гумер (Источник).

3. Uchebnikfree.com (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

1. Проанализируйте творчество поэтов и писателей «золотого века» русской культуры. На примере нескольких произведений покажите характерные для этого периода особенности.

2. Подготовьте доклад о значении и влиянии «золотого века» русской культуры для современного периода.

3. * Составьте сравнительную таблицу всех направлений «золотого века» русской культуры. Найдите общие черты.

Источник

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить