Здоровое развитие ребёнка. «Эргономика 2.0 – СтойКость»

 Здоровое развитие ребёнка. «Эргономика 2.0 – СтойКость» - фото 1Пояснительная записка

к социальному проекту массовой первичной профилактики

 хронических неэпидемических болезней  «Эргономика 2.0 - СтойКость»

Общеизвестно, что именно образование играет стратегическую роль в воспроизводстве творческого потенциала народа, в формировании физического, психического, нравственного здоровья подрастающих поколений и тем самым воспроизводит трудовой потенциал общества, поддерживает духовную историю народа и обеспечивает национальную безопасность государства.

Краткий обзор проблемы влияния образования на качество развития и здоровья народа, раскрытие потенциалов человека

Уже в XIX веке, когда страны Европы перешли ко всеобщему обязательному начальному образованию, животрепещущей социальной проблемой народов стала угасающая жизнеспособность (здоровье) школьников.  

  • Выдающийся  швейцарский  педагог-просветитель начала Х1Х века Г. Песталоцци (1805):  школа душит развитие детей, убивает их здоровье.

 

  • Ещё в средине позапрошлого века динамику  развития здоровья детей в школе под влиянием навязанной  «общечеловеческой» модели так называемого образования изучал доктор Гильом (Австрия).  Вот его данные:

Всех учеников..................................................731

Искривлений позвоночного столба...............218

Школьных зобов..............................................414

Хроническая головная боль............................296

Периодические кровотечения……………….155

Итого болезненных случаев..........................1083

Автор особо указывал, что все перечисленные болезни порождены исключительно школьными занятиями.

  • А вот к какому заключению ещё в позапрошлом веке пришёл авторитетный в те годы доктор Ламанн (Франция): «…Насколько неправильная система обучения расшатывает у детей нервную систему, можно видеть на постоянно увеличивающемся числе самоубийц в школьном возрасте… При полном упадке нервной энергии несчастные жертвы уродливого обучения кончают самоубийством, или по меньшей мере являют нам зрелище физически и психически совершенно разбитых людей».
  • В России то же самое говорил более века назад основоположник общественной гигиены Федор Федорович Эрисман: «В настоящее время уже значительно распространено убеждение, что существующее устройство школ вредит здоровью детей...». В работе «Мозговое переутомление учащихся» (1898) он писал: «Резвые и цветущие дети значительно изменяются вскоре после своего поступления в учебное заведение: они становятся бледными, вялыми, не обнаруживают прежней охоты к играм, иногда жалуются на головные боли, головокружение и тревожный сон».

И таких заключений огромное количество.  

Образно, словами притчи, об этом в начале 20 века сказал швейцарский педагог Адольф Ферьер. «И сотворили школу так, как велел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения - его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить - ему приказали молчать. Он стремится понять - ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания - ему они даются в готовом виде.

...И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться,

И вот что произошло. Как и хотел того дьявол, некоторые люди зачахли, стали вялыми и пассивными, утратили всякий интерес к жизни. Они лишились счастья и здоровья. Пропали Любовь и Доброта. Мысли стали сухими и серыми, души зачерствели, сердца озлобились».

Это означало, что предложенная модель образования затронула корни древа человеческой жизни, а в итоге – жизнестойкость всей видовой человеческой популяции. Именно в связи с массовым внедрением традиционного вербально-обездвиженного метода обучения детей специалисты сразу же подметили факт преждевременного старения молодых людей на фоне формирования у них «болезней старчества», названных школьными формами патологии (патология зрения, позвоночника, сердечно-сосудистой системы, психической сферы и др.). Для расследования причин выше отмеченного в ряде европейских стран были созданы правительственные комиссии по школьной гигиене.

Эти вопросы активно дискуссировались на съезде немецких гигиенистов в Нюрнберге (1877), гигиенистов в Гааге (1884), Лондоне (1890) и Будапеште (1894), на съезде немецких филологов и учителей в Трире (1879). Состоявшийся в 1880 г. в Брюсселе Третий Международный конгресс по образованию сделал школьную гигиену одной из тем пленарного заседания. Проблемы школьного здравоохранения широко изучались в медицинских обществах Англии, Германии, Франции.

Наконец, об этом стали говорить на 1-ом, 2-ом и 3-ем Всемирных конгрессах по школьной гигиене, состоявшихся соответственно в Нюрнберге (1904 г.), Лондоне (1908 г.) и Париже (1910 г.). Был сделан вывод: дети в школе пребывают в состоянии не осознаваемого до конца хронического переутомления и истощения жизненных сил,отрицательно сказывающегося на физическом и психическом развитии и здоровье учащихся. На семинаре, организованном европейским региональным бюро ВОЗ (1956) на тему "Здоровье детей и школа", отчетливо прозвучала тревога по поводу "школьного стресса". Позже в документах ВОЗ прочно заняли свое место такие понятия как "школьные стресс", "дидактогения", "школофобия" и т.п.

К сожалению, на протяжении всего XX столетия внимание исследователей было приковано лишь к внешним средовым (гигиеническим) условиям. Психофизиология и эргономика самого учебного процесса оставалась вне поля зрения исследователей.

Создание здоровьеразвивающего направления педагогики

Решение проблемы здорового развития ребёнка в процессе учебной деятельности в 70-х годах прошлого века предложил обществу Красноярский НИИ медицинских проблем Севера Сибирского Отделения АМН СССР. Здесь группой исследователей под руководством д.м.н. В.Ф. Базарного была создана научная школа теории сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения в основе гармоничного развития ребёнка. Данное научное направление стало фундаментом для реорганизации эргономической основы отечественной системы образования.

Впервые в мировой науке было убедительно доказано, что современный учебный процесс, основанный на пресловутой педагогической «усидчивости», ведет к угнетению активности детей и подростков на генетическом и клеточном уровне, деформации развития позвоночника, деградации психомоторной и психической сфер, истощению эндокринной и других систем, обеспечивающих полноценное развитие и здоровье новых поколений народа.Был раскрыт механизм деградации детородного тела в условиях доминирования вербально-обездвиженной, «книжно-седалищной» модели образования детей.

Как тут не вспомнить опыт древних? Академия, Ликей, перипатетика (обучение в движении) – понятия, связанные со знаменитой школой Аристотеля. Прошли века, существуют академии, лицеи, помним Аристотеля, вот только режим «обучения в движении» превратился в режим «педагогической усидчивости». Перипатетики стали homo sidens, со всеми вытекающими отсюда последствиями

Вышеприведенные исследования вскрыли, что самым деструктивным моментом в онтогенетическом развитии ребёнка является:

• неукоренение ребенка в своей видовой телесной вертикали (осанка – прямостояние - прямохождение);

• непривитие ему полноты руко- и речетворчества;

• формирование на этапах детства устойчивого обездвижено-сидячего динамического стереотипа.

Основные механизмы зарождения и укоренения такого регрессивного перерождения детей:

1. Строительство учебного процесса в режиме систематической «седалищной» обездвиженности — это потеря чувственно-гравитационной опоры тела (почвы под ногами) и, как следствие, телесно-осевого гравитационного баланса (равновесия).

Только на основе такого баланса у детей происходит процесс становления и развития присущей только людям высшей способности — соизмерять и координировать в пространстве и времени целенаправленные (осознанные) усилия-действия, на основе которых оформляется трехмерное чувственно-моторное (голографическое) мироотражение и миропредставление.

2. Нарастающий в поколениях синдром системного нейро-мышечного напряжения и психомоторной судорожности (хаотических движений), внешним выражением которого является либо гиперактивность, либо телесно-мышечная скованность и согбенность в процессе выполнения тонкокоординированных процессов (письма, рисования и др.).

Это:

• дезорганизация эволюционно-значимой, чувственно-моторной, зрительно-ручной синтетической «связки» («модуля»), на основе которой оформляется качественно новое, присущее только творческим людям явление — устремленное в будущее творческое воображение;

• нарастающий возврат к эмбрионально-хаотическим судорожно-моторным программам строительства произвольно-волевых действий;

• нарастающая в поколениях необратимая дезорганизация и регресс целенаправленных (осмысленных) действий рук;

• необратимый регресс новейших функций лобных отделов мозга, ответственных за волевое управление движениями (действиями).

3. Систематическое пребывание детей в телесно-мышечных стресс-напряжениях — это ситуация нарастающего «выгорания» полевой генетической субстанции, сопровождающегося угасанием видовых реактивных функций жизнеподдержания и выживания детей (людей) в постоянно меняющихся условиях внешней микробно-вирусной, физической и социальной среды.

Это значит:

• нарастание вторичных иммунодефицитов;

• нарастание психомоторных расстройств (речевых, графических, художественных, вокально-музыкальных и т. д.);

• нарастание психических и нравственных расстройств;

• системное угасание вегетативных и телесно-функциональных потенциалов жизни.

4. Систематическая неподвижность детей на уроках на фоне оформляемого школой склоненного динамического стереотипа спровоцировала ситуацию хронического заглушения жизнетворных функций симпатической реактивности и, как следствие, дезорганизацию ритмов в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Это обусловлено:

• стесненной работой сердца и легких;

• хроническим блоком 2-го базового механизма в работе сердечно-сосудистой и дыхательной деятельности — диафрагмы;

• систематическим блоком 3-го механизма в поддержании работы сердечно-сосудистой системы — ритмических сокращений мышечных систем тела;

• хронической дезорганизацией 4-го базового механизма в работе сердечно-сосудистой системы — вегетативной сосудистой моторики (кинетики).

В этих условиях возникает хронический дефицит тканевого дыхания и питания, накопление недоокисленных свободных радикалов (шлаков, ядов), выпадение ионовкальция в соли кальция и, в конечном счете, перерождение «живого» вещества в «косное».

Все эти процессы отражают не что иное, как процесс старения детей, в том числе развитие у них болезней старчества (распространенный атеросклероз, остеохондроз позвоночника, болезнь сердечно-сосудистой, психической, эндокринной систем и т. д.).

5. Неукоренение тела в идеальной осанке на фоне угасания произвольно-волевых психоконструирующих (психомоторных) способностей тела, рук и языка в условиях систематической неподвижности и познания жизни в «безрукости» сопровождается нарастанием дезорганизации и судорожности («разобранности») в конструировании осмысленных действий («гиперреактивность» — в западной терминологии) на фоне проявлений синдрома неловко болтающихся рук (синдрома «орангутангорукости»), а также неловко передвигающихся ног (синдрома «ластоногости»).

6. Образование в недвижении и «слом» видовой вертикали тела на сидениях на фоне «безрукости» — это недоразвитие высших произвольно-волевых (психоконструирующих) зон коры головного мозга, сопровождающееся угасанием базового механизма творческих способностей людей — устремленного в будущее продуктивного воображения — на фоне дезорганизации и угасания осмысленного взгляда («дефицит внимания» — в западной терминологии), а также переходом на импульсно-ситуативный тип мировосприятия и мироотражения, характерный для более низших рефлекторно-инстинктивных форм жизни.

7. Образование в режиме систематической обездвиженности и «безрукости» — это возрастающее год от года угасание воли тела (расслабление), а также силы духа. Расторможение низших рефлекторно-инстинктивных программ и, как следствие, дезорганизация нравственно-разумной стратегии в организации человеческого общежития.

Это означает:

• рост эгоизма и паразитической стратегии жизни;

• рост импульсивно-агрессивных форм поведения;

• угасание базовых параметров, определяющих человеческую сущность людей: чувство прекрасного (гармонии, пластики, мелодии, ритма и т. д.); чувство любви (к другим); сочувствие другим; добротолюбие (добролюбие); мужество и сила духа; честь и достоинство и т. д.;

• трансформацию нравственно-детородной стратегии жизни в сексуально-развлекательную.

Справка. Аналогичный  механизм разрушения организма взрослого человека в условиях максимальной обездвиженности космического полёта был в те же годы выявлен медиками Института медико-биологических проблем АМН СССР, работающими в области пилотируемой космонавтики под руководством академика О.Г. Газенко. Вот тогда появился медицинский термин «эффект Николаева» – разрушение организма, вызванное отсутствием минимально необходимой нагрузки на костно-мышечную систему, особенно опорных реакций (то есть на ступни ног), человека. Стоило ввести в программу полётов беговую дорожку и другие приспособления для создания такой нагрузки и космонавты смогли летать многие месяцы (даже более года).

Таким образом, В.Ф. Базарным было выявлено, что в этих условиях исподволь, от поколения к поколению, через детский сад и школу, через неблагополучную, да и благополучную семью воспроизводятся молодые люди, которые после себя оставляют все менее и менее жизнеспособное потомство. И это характерно для всех стран, особенно для развитых государств, где действующая модель образования господствует около 200 лет.

Стало понятно, что для спасения последующих поколений учащихся от обвального угасания жизнеспособности, порождаемого сегодняшним образом школьной жизни, необходима разработка не столько индивидуально-коррекционных педагогических приемов, сколько популяционно-ориентированных здоровьеразвивающих технологий, восстанавливающих тот фундамент, на котором тысячелетиями взрастала и держалась природная физическая и психомоторная конституция человека.

Опираясь на результаты исследований В.Ф. Базарным, его учениками и последователями была создана система перевода образовательных учреждений страны на здоровьеразвивающую основу. Это позволило создать программу коренной перестройки исторически сложившихся деструктивных учебно-воспитательных систем. Программа получила положительные заключения ведущих научных центров Минздрава РФ, РАН и РАМН и в 1989 году была утверждена Минздравом России в качестве методических рекомендаций «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах». Разработанные образовательные технологии в конце 80-х годов прошедшего века были включены в союзную и республиканскую правительственные программы, связанные с развитием образования и профилактического здравоохранения, однако, из-за последующих социальных катаклизмов не были по настоящему реализованы на практике.

Данные технологии и технические средства являются единственными в стране, которые получили санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора (от 2001 года № 77. 99.02.953.Т.000674.07.01), как того требует Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». А учебная мебель «конторка» и связанное с нею обучение в режиме «динамических поз», предложенные более 30 лет назад, наконец-то включены в утверждённые СанПиНы 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Внедрение здоровьеразвивающей педагогики

Основой данной программы является переводэргономики учебного процесса в образовательных учреждениях, а так же целого ряда профессий, сопровождающихся обездвиженностью на фоне зрительного и нервно-психического напряжения, на природосообразную основу, обеспечивающую возможность непосредственно в процессе труда поддерживать малые формы двигательной активности с учётом генетической и психомоторной потребности человека. Школьная мебель, известная как «конторка Базарного» и связанные с ней режимы обучения получили глубокое научное обоснования и стали революционным подходом в эргономике рабочего места учащегося, да и взрослых людей, профессиональная деятельность которых связана с сидячей работой.

Таким образом, благодаря подвижнической деятельности В.Ф. Базарного и его сторонников было создано самое действенное направление формирования здоровья народа на этапе детства.

Данное профилактическое направление, известное как здоровьеразвивающая педагогика, по мере ухудшения качества развития и здоровья школьников всё более востребуется в России и за рубежом. Сегодня только в нашей стране около 4-х тысяч образовательных учреждений работают в этом направлении и получили положительные результаты. И число их растёт, но только за счёт отдельных подвижников-энтузиастов.

К великому сожалению, в России так и не сформирована научно обоснованная государственная политика здорового развития новых поколений народа. Вот и в системе образования за более чем 30 лет после открытия красноярских учёных, детей по-прежнему «образовывают» на стульчике, в режиме «великого сидения». В итоге, все болезни резко помолодели, инсульты и инфаркты перешли в школу, репродуктивная система находится под угрозой (только один пример по мальчикам: за последние 40 лет болезни репродуктивных органов увеличились более чем в 30 раз!). По-прежнему сохраняется стойкая тенденция роста общей заболеваемости среди детского населения. Так, по заявлению участников XVI Конгресса педиатров России от 27 февраля 2012 года:

- Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет с 2000 г. увеличилась на 26,6%, при этом среди детей в возрасте 15-17 лет – на 97,8%. Среди детей всех возрастов отмечается преимущественный рост хронической патологии. Её доля в структуре всех нарушений здоровья в настоящее время превышает 30%.

- Прямое влияние на демографические процессы оказывает состояние репродуктивного здоровья детей и подростков, вступающих во взрослую жизнь (то есть в фертильный возраст). По данным официальной статистической отчётности, за последние 5 лет частота нарушений менструаций среди девочек в возрасте 10-14 лет увеличилась на 80%, среди 15-17-летних – на 50%, среди девушек этой возрастной группы распространённость сальпингита и оофорита увеличилась на 30%.

-Более40% детей подросткового возраста имеют заболевания, которые в дальнейшем могут ограничить возможность реализации репродуктивной функции. По данным научных исследований, среди мальчиков частота андрологических болезней увеличилась на 50%, почти у 150 девочек в возрасте 15 лет из каждой тысячи обследованных выявляются болезни мочеполовой системы, из которых 84% - гинекологическая патология. По результатам выборочных исследований и данным осмотров при военно-врачебной экспертизе, болезни мужских половых органов ежегодно выявляются более чем у 4 000 юношей 17-18 лет.

- Вызывает серьёзную тревогу состояние психического здоровья, особенно детей старшего подросткового возраста. Если за последние пять лет частота психических расстройств и расстройств поведения среди детей в возрасте до 14 лет снизилась на 12,3%, то среди 15-17-летних произошёл рост показателя на 21,6%.

Следует особенно подчёркнуть: что специалисты разных болезней в тревоге отмечают, что болезни пожилых людей перешли в детство. И беда страны, что почти 35 лет упущено, что взращено ещё одно очередное больное поколение, которое уже дало потомство, что лишь отдельные энтузиасты – воспитатели и учителя, редко управленцы и лишь единицы руководителей регионов – понимают истинные причины обвального нездоровья детей и активно действуют в этом направлении. И никакие «инновации в образовании» и «наши новые школы» без перевода деструктивной для здоровья учащихся системы современного образования на физиолого-эргономическую здоровьеразвивающую основу ничего, как всегда, не дадут. Без решения этой фундаментальной задачи, все разговоры и действия по «модернизации образования», обречены на неудачу. Пример тому принятие и реализации весьма затратных федеральных программ «Дети России», «Здоровый ребёнок» и ряда других. В частности, по заключению Счётной Палата РФ, после «успешного» выполнения этих программ здоровье детей продолжало неуклонно ухудшаться. Об этом же говорят специалисты, государственные структуры, общественность, руководство страны.

У взрослых такая же картина. Только один пример. Вот данные экс-министра здравоохранения РФ Ю.Л. Шевченко: конец 90-х годов – начало 2000-х заболевания системы кровообращения 15-17 млн. случаев. А вот данные, приведённые академиком Л.А. Бокерия на заседании оргкомитета IX Всероссийского форума «Здоровье нации — основа процветания России» и президиума Общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации»: в 2012 – около 32,5 млн. случаев. Рост почти в 2 раза!

Вот почему на Международном симпозиуме «Образование в целях гармоничного развития учащихся», проведённом по инициативе А.А. Коробейникова Советом Федерации ФС РФ и Парламентской Ассамблеей Совета Европы в октябре 2010 года, основное внимание было сконцентрировано на изменении школьного механизма деградации здорового развития детей, который за прошедший век стал тотальным. Основа этого механизма – организация учебного процесса при доминировании вербально-обездвиженной, «книжно-седалищной» модели образования детей. Парадоксально, но факт – за последние четыре года после этого мероприятия единственные, кто резко активизировались в этом направлении американцы.

А вот в России  и в Европе никому до этого дела нет. Несмотря на многочисленные и весьма затратные программы, концепции и т.п., результат имеем отрицательный.

Так, Президент РФ В.В. Путин 27 мая 2014 года на Координационном совете по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей констатировал, что «большинство наших детей, готовящихся вступить во взрослую жизнь, имеет проблемы со здоровьем». А ведущий педиатр России академик А.А. Баранов отметил, что «несмотря на принимаемые государством усилия по охране здоровья детей подросткового возраста, уровень их заболеваемости увеличивается».  Почему?

Основная причина в том, что требование Указа Президента Российской Федерации № 761 от 01.6.2012 года о распространении здоровьесберегающих технологий обучения на все образовательные учреждения страны не выполняется. Безусловно, речь идёт о технологиях, соответствующих ст. 28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». А таковыми на сегодняшний день являются только здоровьеразвивающие (здоровьесберегающие) педагогические технологии системы д.м.н. В.Ф. Базарного (справка о системе прилагается).

Государственная система образования по-прежнему использует в школах не утверждённые Минздравом РФ и Роспотребнадзором программы, режимы и методы организации и проведения учебного процесса, что является грубым нарушением ст. 28 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В итоге, более 30 лет в России фиксируется устойчивая тенденция ухудшения физического и психического здоровья детского населения, а значит и народа в целом.

В то же время, учёными США и ряда других стран только за последние годы проведено более 10 тысяч исследований физиологии сидячего режима. Подтверждены выводы советских исследователей 40-летней давности: сидячий режим – главная причина возникновения хронических заболеваний (в первую очередь так называемых «болезней цивилизации»).

Начав на 15-20 лет позже нас, американцы нас догоняют, а в практической области – уже и превосходят:

- за последние 10 лет на корпоративном уровне (здоровье сотрудников): в "Силиконовой Долине» (США) сотрудники «Google», «Facebook» и других известных компаний (и таких уже более 60) в массовом порядке переходят на конторки, предложенные  для школьников группой д.м.н. Базарного В.Ф ещё в 70-е годы ХХ столетия;

-  за последние 5 лет в системе образования (здоровье детей): в 2014 году появились сообщения о переходе образовательных учреждений в 19 штатах на режимы обучения, предложенные у нас более трети века назад

-  с 2013 года вышли на политический уровень: Мишель Обама создала и стала патронировать общеамериканское движение «Let’smove!» («Давайте двигаться!»), был основан «Национальный Форум по Физически Активному Образованию».

Таким образом, США уже в полушаге к формированию системного подхода (провозглашения и проведения соответствующей политики).

Для того, чтобы здоровьеразвивающее направление в педагогике всё же реально стало работать в интересах детского населения России, в рамках деятельности Российского Союза за здоровое развитие детей в качестве первого системного широкомасштабного действия разработан социальный проект массовой первичной профилактики хронических неэпидемических болезней «Эргономика 2.0 - СтойКость» (прилагается). Суть проекта «Эргономика 2.0 – СтойКость» – поднять человека со стула за счёт изменения эргономики трудовой (учебной) деятельности и тем самым обеспечить кардинальное повышение функционального потенциала и здоровья населения России.

Это проект основан на самой фундаментальной технологии системы В.Ф. Базарного (укоренение с раннего детства и поддержания в будущем в качестве доминанты человека его видовой позы – прямостояния и прямохождения) и направлен на решение проблемы устранения тотальной обездвиженности и статических напряжений современного человека, в первую очередь, учащихся.

Итоговое заключение.

Выводы из анализа возникновения данной проблемы и предпринятых усилий её решения:                            

  1. Все предпринимаемые попытки решения проблемы стойкого ухудшения здоровья детей (и взрослого населения) как в России, так и в других развитых странах результата не дают. Почему?
  2. Потому, что ни управленцы, ни те, кому поручается решение этой проблемы, не знают корневой причины – все хронические болезни обусловлены доминантной закрепощённой и обездвиженной сидячей учебной (ребёнка) и трудовой (взрослого) позой. Именно обездвиженность является определяющим фактором глубокой и нарастающей в поколениях дезорганизации конституции людей на генетическом, клеточном, телесном и психомоторном уровне.

Эта причина философски была обоснована К. Марксом ещё полтора века назад («Что такое болезнь, как не стесненная в своей свободе жизнь?»). А физиологическое объяснение было дано в Советском Союзе в 70-е годы прошлого столетия научно доказательными независимыми друг от друга исследованиями: в системе образования под руководством профессора В.Ф. Базарного (механизм пресечения здорового развития учащихся в системе образования) и в космической медицине под руководством академика О.Г. Газенко (механизм разрушения организма человека в условиях максимальной обездвиженности космического полёта). Кроме того группой В.Ф. Базарного было доказано: укоренение  на этапах детства телесной вертикали – это укоренение воли тела и силы духа во внутренней свободе. Чего так не хватает современному человеку.

  1. Отсюда решение проблемы – вернуть человеку (как образ жизни) его видовую позу (прямостояние и прямохождение), что в результате даёт резкое уменьшение статистики хронических болезней, а в перспективе – практическую их ликвидацию.
  2. Технологически это выливается в срочном внедрении проекта «Эргономика 2.0 – СтойКость» в самую широкую практику, что даст не только дееспособный народ, но и позволит радикально снизить затраты общества на здравоохранение (по расчётам американских специалистов на 75%), перенаправить средства на немедицинскую профилактику, а также на развитие и доступность высокотехнологичной медицины.

Без существенных перемен в эргономике учебного процесса, направленных на максимальный учет возрастных, половых учебно-познавательных способностей учащихся, даже при высоком уровне учебной и медицинской инфраструктуры, не удастся снизить риски деградации здоровья школьников, повысить степень их гармоничного развития. Внедрение здоровьеразвивающей педагогики, обеспечивающей полноценное раскрытие и развитие физического, психического и творческого потенциала учащихся, становится первоочередной задачей общественных, государственных и политических структур. Это направление должно стать фундаментальным для запуска других прорывных педагогических технологий в масштабе страны.

Аналогичный подход при организации рабочего места сотрудников, профессиональная деятельность которых связана с напряжённым зрительным трудом и дефицитом движения (а таких уже десятки миллионов), может быть использован для исключения гиподинамии и профилактики хронических болезней (болезней «напряжения») и психических расстройств у взрослых. Так, при создании рабочего места европейские и российские стандарты в области эргономики ЕН 614-1-95 (ГОСТ Р ЕН 614-1-2003) требуют обеспечить возможности изменения позы оператора, чередующиеся с сидением, стоянием и хождением. Однако на практике эти требования не выполняются.

Таким образом, при провозглашении и проведении соответствующей государственной политики Россия может стать пионером в области обеспечения простой, дешёвой, но наиболее эффективной формы профилактики здоровья населения, в первую очередь детей, и примером для других стран. 

 

 

Справки на разработчиков

социального проекта массовой первичной профилактики хронических неэпидемических болезней «Эргономика 2.0 – СтойКость» 

 

Биографическая справка на Базарного Владимира Филипповича

(научного руководителя проекта)

БАЗарный Владимир Филиппович(род. 4.05.1942 г.) – учёный, врач и педагог-новатор, доктор медицинских наук, академик Академии творческой педагогики, почётный профессор и член Международной академии общественных наук, Почётный работник общего образования Российской Федерации, советник министра образования Азербайджана, член Высшего координационного совета и научный руководитель проектов ООД «Российский Союз за здоровое развитие детей». Разработчик нового направления в науке и практике – здоровьеразвивающей педагогики.

В 1966 году окончил Красноярский государственный медицинский институт по специальности врача-офтальмолога. Работал хирургом, затем заведующим отделением в красноярской краевой детской офтальмологической больнице. Сделал более 6 тысяч операций. Хирург высшей квалификации. В 1977-91 годах руководил единственной в стране лабораторией сенсорных систем (органов чувств) в НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения АМН СССР. С 1991 года  по приглашению руководства Московской области возглавил Научно-внедренческую лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области (г. Сергиев Посад). В настоящее время является научным руководителем программ Российского Союза за здоровое развитие детей.

Более 35 лет посвятил научному и практическому решению проблемы гармоничного развития ребёнка в системе образования.

В 70-х годах в НИИ медицинских проблем Севера Сибирского Отделения АМН СССР группой исследователей под руководством д.м.н. В.Ф. Базарного была создана научная школа теории сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения в основе гармоничного развития ребёнка. Данное научное направление стало фундаментом для реорганизации эргономической основы отечественной системы образования.

Впервые в мировой науке было убедительно доказано, что современный учебный процесс ведет к угнетению активности детей и подростков на генетическом и клеточном уровне, деформации развития позвоночника, деградации психомоторной и психической сфер, истощению эндокринной и других систем, обеспечивающих полноценное развитие и здоровье.Был раскрыт механизм деградации детородного тела в условиях доминирования вербально-обездвиженной, «книжно-седалищной» модели образования детей.

Опираясь на результаты исследований В.Ф. Базарным, его учениками и последователями была создана система перевода образовательных учреждений страны на здоровьеразвивающую основу. Это позволило создать программу коренной перестройки исторически сложившихся деструктивных учебно-воспитательных систем. Наряду с организационными вопросами, программа включает сообразные природе ребёнка педагогические здоровьеразвивающие технологии и технические средства дидактики (44 патента и авторских свидетельства на изобретение), которые имеют положительные заключения ведущих научных центров РАН и РАМН. Программа в 1989 году утверждена Минздравом России в качестве методических рекомендаций «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах». Разработанные образовательные технологии в конце 90-х годов прошедшего века были включены в союзную и республиканскую правительственные программы, связанные с развитием образования и профилактического здравоохранения, однако, из-за последующих социальных катаклизмов не были по настоящему реализованы на практике.

Данные технологии и технические средства являются единственными в стране, которые получили санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора (от 2001 года № 77. 99.95.3.Т.000674.07.01), как того требует Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». А учебная мебель «конторка» и связанное с нею обучение в режиме «динамических поз», предложенные более 30 лет назад, включены в СанПиНы 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Здоровьеразвивающая педагогика, обеспечивающая профилактику детской заболеваемости и гармоничное развитие учащихся в системе образования, является прорывным направлением, которое Россия показаламировому сообществу.

Опыт выявил, что при той же экологической и социально-экономической обстановке можно радикально улучшить ситуацию с физическим и психическим развитием и здоровьем детей уже за несколько лет, если будет создан соответствующий управленческий механизм и подключены широкие социальные силы - родительская и педагогическая и медицинская общественность.

Базарный В.Ф. активно выступает за личностно-ориентированное обучение мальчиков и девочек, за всеобщее трудовое и музыкальное воспитание детей, за строительство народного образования России на основе национальных культурных традиций.

В 80-х годах разработки В.Ф. Базарного были отмечены золотой, двумя серебряными и двумя бронзовыми медалями ВДНХ. В 2003 году он награжден золотой медалью ВВЦ за разработку и внедрение здоровьеразвивающих технологий в образовательные учреждения России.

Научные выводы данного исследования универсальны и доказательны.  Они вполне применимы при организации рабочего места взрослых людей, профессиональная деятельность  которых связана с напряженным зрительным трудом и дефицитом движения. К тому же есть опыт внедрения данного профилактического направления ещё в 80-е годы в «Сибцветавтоматика» (Красноярск) и ряде других предприятий Сибири, который был отмечен золотой медали ВДНХ (1987 г.).

В.Ф. Базарный автор 12 книг, монографий и более 100 научных и публицистических статей. Его монография «Дитя человеческое: психофизиология развития и регресса» на русском и английском языках была включена в раздаточный материал участникам Международного симпозиума «Образование в целях гармоничного развития учащихся». Он удостоен звания «Почётный работник общего образования Российской Федерации», отмечен знаками и дипломами «Отличник здравоохранения» и «Изобретатель СССР». В 2000 году объявлен «Учительской газетой» Человеком года – 2000. Награждён Почётной грамотой Совета Федерации Федерального Собрания РФ (2007 г.), Благодарственным письмом Председателя Совета Федерации (2010 г.) и  Почётной грамотой Государственной Думы Федерального Собрания РФ (2012 г.)

 

Биографическая справка на Берчуна Валерия Валентиновича

(директора проекта)

Родился в 1950 году в Калуге. Русский, из семьи служащих. Окончил Московское суворовское военное училище (1969 г.), разведывательный факультет Киевского высшего общевойскового командного училища им. М.В. Фрунзе (1973 г.),  Высшие офицерские курсы «Выстрел» (1974 г.), разведывательный факультет Военной академии им. М.В. Фрунзе (1981 г.). Принят в ряды Коммунистической партии Советского Союза в 1976 году. Полковник в отставке, ветеран боевых действий в Афганистане.

            Проходил военную службу: Заполярье (1973-1978 гг., Ленинградский военный округ), г. Бобруйск (1981-1983 гг., Белорусский военный округ), Демократическая Республика Афганистан (1983-1985, 1987 и 1988 гг.), Разведывательное управление Главного штаба Сухопутных войск (1985-1990 гг.), Алжир (1990-1992 гг.), Международное договорное управление Генерального штаба Вооруженных Сил РФ (1992-1994 гг.). Вся служба связана с военной разведкой.

            Награжден государственными наградами: орденами «Красной Звезды», «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, «За храбрость», медалями СССР и ДРА.

Работал в Государственной Думе штатным помощником руководителя фракции «Народовластие» Н.И. Рыжкова (1997-1998 гг.), с 1998 г. по 2003 г. помощником на общественных началах депутатов О.П. Гришкевича, Д.Н. Абраменкова. С  2001 года – помощник на общественных началах члена Совета Федерации А.А. Коробейникова, а с 2009 г. по 2011 г. – помощник на общественных началах члена Совета Федерации В.А. Жидких.

Организатор Первого Всероссийского форума «Образование и здоровье» (2005 г., г. Москва), 1-й Всероссийской научно-практической конференции «Опыт и перспективы пололичностного (гендерного) образования в России» (2009 г., г. Железногорск Красноярского края), Международного симпозиума "Образование в Европе для гармоничного развития учащихся" (2010 г., г. Москва), Всероссийского Симпозиум «Образование и здоровье в аспектах законов раскрытия всех потенциалов человека» (2012 г., г. Красноярск).

В декабре 2005 года избран заместителем Председателя Общероссийского общественного движения «Российский Союз за здоровое развитие детей».

С 1996 г. активно продвигает внедрение системы педагогических технологий Б.Ф. Базарного, самого действенного направления формирования здоровья народа на этапе детства.

Является продюсером и автором:

-        видеофильма «Спасём детей – спасём Россию!» о здоровьеразвивающем направлении в педагогике д.м.н. В.Ф. Базарного. Фильм рекомендован Министерством образования РФ для использования в образовательных учреждениях России, является дипломантом VIII Международного кинофестиваля «Золотой Витязь» (1999 г.) и IV  Международного фестиваля «Дети и экология: XXI век» в конкурсе «Самый добрый урок» (2001 г.);

-        фильма (видеосборника) «Верность поющему детству» (2003 г.) о жизни и творчестве выдающегося педагога, руководителя первой в стране детской хоровой студии «Пионерия» (г. Железнодорожный), известного композитора и просветителя, народного артиста России Г.А. Струве. Фильм рекомендован Министерством образования и науки РФ, а также Министерством культуры РФ для использования в образовательных учреждениях России

-        фильма «Учитель Константин Эдуардович Циолковский» о педагогической деятельности великого ученого (посвящен 150-летию со дня рождения ученого)

-        видеофильма «Обездвиженность – болезнь цивилизации» на русском и английском языках, подготовленного к Международному симпозиуму «Образование в Европе в целях гармоничного развития учащихся», проведённого Советом Федерации с участием Совета Европы в октябре 2010 года в Москве. Фильм был показан на пленарном заседании Симпозиума и вызвал интерес своей необычной трактовкой проблемы растущего нездоровья новых поколений современной цивилизации. В нём самые авторитетные в России учёные-медики объясняют взаимосвязь тотальной обездвиженности и статических напряжений современного человека (особенно школьников) с ростом заболеваемости населения.

 

Биографическая справка на Коробейникова Анатолия Антоновича

(директора проекта )

Родился в 1937 году в Свердловской области в семье рабочего. Окончил физико-математический факультет Ставропольского государственного педагогического института, Академию общественных наук при ЦК КПСС, Курсы усовершенствования руководящих дипломатических кадров при МИД СССР. Доктор философских наук, действительный член Академии проблем сохранения жизни и международной Академии науки и образовании, Чрезвычайный и Полномочный Посланник второго класса, Почётный гражданин Ставропольского края, Почётный член Парламентской Ассамблеи Совета Европы.

            Трудовую деятельность начал в 1961 году учителем физики и математики, работал директором школы. Прошел ступеньки от 2-го секретаря райкома комсомола до секретаря Ставропольского крайкома партии.

            В 1987 году утвержден в должности первого заместителя Министра просвещения СССР. С первых дней работы в министерстве взялся за разработку новой концепции образования. Созданные при его непосредственной участи документы и, в частности, тезисы «перестройку школы – на уровень современных требований» к очередному съезду учителей, оказали заметное внимание на педагогическую общественность страны.

            Работал Генконсулом СССР, затем РФ в Германии (г. Росток). За пять лет под его руководством генконсульство реализовало ряд важных торгово-экономических и культурных задач, наладило сотрудничество консульского округа с Балтийским регионом России, особенно с Калининградской и Ленинградской областями.

По возвращению на Родину работал консультантом, заместителем начальника Аналитического управления Аппарата Государственной Думы.

В 2001-2009 гг. – член Совета Федерации от правительства Ставропольского края, возглавлял Экспертный совет Комитета Совета Федерации по международным делам, член российской парламентской делегации в ПАСЕ. Автор ряда проектов федеральных законов, а также нескольких аналитических всероссийских и международных докладов («Российская модель экономического и экологического глобализма», «Глобальная роль Сибири и Дальнего Востока в возрождении России», «Образование в Европе в целях гармоничного развития учащихся», «Актуальная европейская проблема: здоровьеразвивающая педагогика как средство формирования гармонично развитой личности» и др.), изданных на английском, французском и японском языках. В работах излагаются оригинальные проблемы стоимостной оценки национальных богатств страны, внедрения концессионных форм его эффективного использования, взаимосвязи образования и здоровья.

Организатор Первого Всероссийского форума «Образование и здоровье» (2005 г., г. Москва), 1-й Всероссийской научно-практической конференции «Опыт и перспективы пололичностного (гендерного) образования в России» (2009 г., г. Железногорск Красноярского края), Всероссийского Симпозиум «Образование и здоровье в аспектах законов раскрытия всех потенциалов человека» (2012 г., г. Красноярск).

В 2006 году инициировал в ПАСЕ подготовку доклада «Образование в Европе в целях гармоничного развития учащихся», являлся идеологом Международного симпозиума "Образование в Европе для гармоничного развития учащихся" (2010 г., г. Москва), проведенного в Москве Советом Федерации совместно с Советом Европы в октябре 2010 года.

В декабре 2005 года избран Председателем Общероссийского общественного движения «Российский Союз за здоровое развитие детей». Награжден орденами «Трудового Красного Знамени», «Дружбы народов», «Знак Почёта», отечественными и зарубежными медалями, Почётной грамотой Совета Федерации.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить