Внешний долг России превысил размер ее международных резервов на 37 %

Внешний долг России превысил размер ее международных резервов на 37 % - фото 1Каждый россиянин должен иностранным кредиторам около пяти тысяч долларов.



Внешний долг России превысил размер ее международных резервов на 37 % и почти достиг рекордных 704 млрд долларов, что на треть больше, чем было накануне мирового кризиса 2008-2009 годов. Причем, основную часть долга набрали госкомпании и госбанки. В результате каждый россиянин сейчас должен иностранным кредиторам примерно 4,9 тыс. долларов или порядка 162 тыс. рублей - такая сумма получится, если разделить совокупный внешний долг государства на число граждан нашей страны.
Только в прошлом году он вырос на 23 %. И в случае новой волны мирового кризиса, расплачиваться по этим долгам госкорпораций и госбанков придется всем россиянам.



Размер долгов страны уже вошел в зону риска по методике расчета МВФ и Счетной палаты России. Но, несмотря на это, правительство не собирается ограничивать рост зарубежных займов госкорпораций. За последний год Россия набрала около 162 млрд долларов новых долгов. Из этой суммы всего около 19 млрд долларов пришлось на государство, которое впервые после дефолта 1998 года вновь вышло на международный рынок заимствований, еще 7 млрд новых кредитов числится за Банком
России, а остальное - корпоративный долг. Банки взяли в долг з полтора года 48 млрд долларов, а больше всех занял корпоративный сектор - 88 млрд долларов.

Только в первом полугодии нынешнего года корпоративный сектор увеличил свою задолженность перед иностранцами на 51,5 млрд долларов.
И основную роль в этом долговом скачке сыграла "Роснефть", которая в марте закрыла сделку по приобретению ТНК-ВР. Российская компания заплатила британской за акции 11,8 млрд долларов, плюс 0,7 млрд причитавшихся британцам дивидендов за 2012 год, а российский консорциум AAR получил 27,7 млрд. И все эти деньги госкомпания занимала за рубежом.

В итоге, согласно отчетности самой "Роснефти", общая задолженность по кредитам и займам компании составила 2,18 трлн рублей или около 70 млрд долларов. По сравнению с прошлым годом она выросла на 200 млрд.
Кроме того, в июне нынешнего года "Роснефть" привлекла долгосрочный кредит у китайского Банка развития на 2 млрд долларов. Учитывая тот факт, что государство владеет контрольным пакетом в "Роснефти", долг компании можно считать квазигосударственным.

Расплачиваться по долгам госкорпораций и госбанков придется всем россиянам.

Кстати, существует такая международная форма расчетов, когда к внешнему государственному долгу относят не только долги органов госуправления, но и корпораций со значительным госучастием. По этой форме расчета, к госдолгу нужно отнести и заимствования таких госкорпораций, как, например, "Ростехнологии", Сбербанка и ВТБ, Газпрома и РЖД. В этом случае показатель внешнего долга нашего государства будет гораздо выше. Но потому именно госкомпании и госбанки вносят главный вклад в резкий рост зарубежного долга страны?

"Российские компании и банки вынуждены существовать в состоянии перманентного дефицита денег и доступных кредитов, - поясняет старший аналитик РИКОМ-Траст Владислав Жуковский. - Ставки по кредитам для малого и среднего бизнеса в несырьевой промышленности и за пределами торгово-посреднических операций превышают 20-23 %, тогда как норма рентабельности в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве не превышает 9-12 %. В результате корпорации искусственно загоняются в петлю внешних заимствований. Государство размещает деньги из резервных фондов в госбумаги ФРС США и Европейского центробанка всего лишь под 1,5 %-2 %, а российские компании вынуждены занимать те же средства, но прокрученные в американской и европейской финансовой и бюджетной системе, уже под 8-10 % годовых. На этих "ножницах
процентов" Россия ежегодно теряет, как минимум, 35-40 млрд долларов".

Самое опасное, что этот скачок объемов задолженности происходит на фоне падающих показателей темпов прироста ВВП и инвестиций в основной капитал. По итогам 2012 года российский ВВП вырос всего на 3,4 %, а  инвестиции - на 6,7 %. В этом году ситуация еще тревожнее: по отчетным данным, за первые пять месяцев ВВП увеличился лишь на 1,8 %, а
инвестиции вообще снизились на 0,4 %. И чем в такой ситуации предприятия будут рассчитываться по долгам, непонятно.

Проблема еще и в том, что в России раздувается государственный сектор, который также берет деньги взаймы за рубежом. Долг органов власти превысил 66,3 млрд долларов, продемонстрировав рост около 60 %, и более двух третей этой суммы пришлись на облигации федерального займа. В итоге показатели внешней долговой устойчивости Россииснизились до рискованного уровня. Соотношение внешнего долга страны к годовому объему ВВП выросло с 32 % до 34 % - это максимальное значение с конца 2009 года.

Между тем, пороговые значения этого показателя,предлагаемые МВФ для низкой степени риска, соответствуют 30 %, для средней степени - 40 %.

Соотношение годовой суммы платежей по внешнему долгу и годового объема экспорта товаров и услуг увеличилось с 28 % до 32 %, притом, что оно не превышало 30-процентного уровня с 2009 года. Согласно рекомендациям МВФ, пороговым уровнем этого показателя, соответствующему высокому риску, является 25 %, и такой же пороговый уровень в аналитических целях предложен Счетной палатой России. То есть, степень риска долговой устойчивости России по всем оценкам является очень высокой.

"Рекомендации МВФ не носят никакого нормативного характера - это просто оценки, ориентировки и не более того, - считает профессор кафедры международных финансов МГИМО Валентин Катасонов. - К тому же, они не очень афишируются, ведь если оценивать по этим показателям США и все страны "золотого миллиарда", то там они превышены во много раз.
В мире предпочитают оценивать государственный долг в отношении к ВВП страны. Но даже по этому показателю госдолги стран Евросоюза приближаются к 100 % ВВП, США уже давно превысили 100%-ный рубеж, в Японии это около 200 %. А если взять внешний долг, то в Великобритании он достигает 500 % ВВП, в Германии превышает 200 %, в Италии за 300 % и так далее. На этом фоне внешние долги России в размере чуть более 30% ВВП выглядят низкими".

Механическое сравнение долга России со странами Запада совершенно неуместно.

Однако это вовсе не значит, что с долгами у России все в порядке, продолжает эксперт. Дело в том, что показатели внешних долгов стран "золотого миллиарда" чисто формальные - страны не собираются их погашать, и никто не будет с них этого требовать. Это просто учетные записи в долговых книгах: "кто сколько съел". А вот что касается стран периферии мировой экономики, к которым относится и Россия, то для них и эти 30 % - реальные долговые обязательства, которые с них будут сдирать вместе со шкурой в случае неуплаты. Вот такая политика двойных стандартов существует в мировой финансовой системе. "Положение достаточно серьезное, и механическое сравнение долга России со странами Запада, как это делают наши власти, чтобы показать что
ситуация благополучна, здесь совершенно неуместно", - резюмирует профессор Катасонов.

Государство должно проводить политику снижения внешней задолженности, особенно в условиях угрозы мирового кризиса и обвала рубля. Потому что выплаты по внешнему долгу после этого значительно вырастут в пересчете на курс рубля к доллару и евро. К тому же, на неотложные проекты госкорпораций вполне можно было бы использовать 500 млрд долларов золотовалютных запасов страны, которые мы ссужаем американской ФРС и Европейскому центробанку под процент, гораздо более низкий, чем тот, под который занимают на Западе наши банки и предприятия.

Помнится, после кризиса, в октябре 2010 года Алексей Кудрин, будучи тогда министром финансов, говорил, что ведомство может перейти от наблюдения к контролю за крупными займами в госсекторе. Однако с тех пор никаких жестких регулятивных мер в этом направлении так не было предпринято. И сейчас финансовые власти России даже не планируют регулировать объемы заимствований госкомпаний и госбанков в иностранной валюте. Как заявляет нынешний министр финансов Антон Силуанов, Минфин всегда выступал за либерализацию, и будет стоять на этом принципе. Но эта "принципиальность" Минфина может нам всем очень дорого обойтись.

Источник

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить