Что мешало развитию велотранспорта в России?
Сразу подчеркну: речь пойдет не о производстве велосипедов, не о велоспорте, а именно о велотранспорте. О средстве передвижения, которое должен стать существенным дополнением, а в городах даже и некой альтернативой транспорту автомобильному. Что нужно сделать для того, чтобы велосипед был не просто средством для активного отдыха, как получилось по нынешней концепции его развития в крупных российских городах, а привычным средством передвижения?
Об этом много говорят, но все до недавнего времени ограничивалось прокладками велодорожек в парках. И лишь недавно стали появляться сообщения, что на строящихся и запланированных к постройке пересадочных узлах в Москве появятся и велостоянки.
Велосипед - добрый друг сотен миллионов - завоевал массовое признание более века назад. И именно как удобный массовый вид транспорта, а не прогулочный тренажер для элиты, каковым он изначально делался и проектировался. Массово была признана его полезность, как в городах, так и в сельской местности. Вов время Первой мировой войны были даже созданы специальные велосипедные части, показавшие свою эффективность на европейских дорогах, что, кстати, подхлестнуло процесс всемирной велосипедеизации.
Но почему ж тогда Россия по степени насыщения национальных дорог велосипедами плетется в хвосте у всего мира! Постараюсь изложить свои соображения по этому поводу.
Давным-давно, когда деревья были большими, мне, вместе с родителями, довелось жить в ГДР, в утопающем в соснах военном городке Мальвинкеле. Память детства хранит многое, но почему-то из множества тамошних социальных технологий мне больше всего запомнилась велопарковка возле нашего военторга. Это простейшее приспособление, состоящее из ячеек для велосипедов, позволяло оставлять своих двухколесных коней у входа в магазин. Опасаешься угона? Пристегни педального коня замком на цепи к стойке. То есть секрет того, что не только жители нашего полусекретного городка, но и всей Германии, а точнее, всей Европы, активно разъезжали на велосипедах по хозяйственным делам, был в том, что велосипедистам просто было где припарковаться, причем с гарантией сохранности.
Схожая ситуация и в Канаде, где мне также довелось побывать, но там вообще подошли к вопросу кардинально, запретив, например, в Оттаве, ездить по воскресеньям на автомобилях (кроме специальных), полностью отдав дороги велосипедам. И там еще по каналам зимой многие на работу на коньках ездят. Представить, что зимой по замерзшей Москве-реке катятся в МГУ профессора и студенты просто невозможно.
А вот ни в Союзе, ни в России нигде и никогда до недавнего времени мне таких велостоек видеть не доводилось. Лишь последние два года они стали внедряться как московской мэрией, так и владельцами супермаркетов, до которых «дошла» необходимость подобных конструкция для привлечения покупателей. Стали появляться подобные парковочки и у небольших магазинчиков. Но всё равно имеющегося, на мой взгляд, не достаточно. Думается, что в том и есть первая причина неразвитости российского велотранспорта.
Вторая причина не менее банальна. Пару лет назад один мой приятель решил проехать на велосипеде по Москве в воскресный день. Ехать довелось километров пятнадцать. Но он проклял все на свете. Ехать даже по безлюдным тротуарам у нас по городу было невозможно. Высокие бордюры вынуждали, жалея велосипед, да и собственное седалище, постоянно соскакивать с седла. То есть надо сделать бордюры на переходах в городах, да и во всех иных населенных пунктах удобными для спуска и подъема малого колесного транспорта, то есть повсюду перейти к так называемой безбарьерной архитектуре. При этом будет решена и еще одна значимая социальная задача — города окажутся реально доступными для движения инвалидов-колясочников, за что Всероссийское общество инвалидов тщетно ратует с момента своего создания. Справедливости ради стоит отметить, что сейчас, при перекладывании тротуаров и замене асфальта на плитку этот факт учитывается. Если такими темпами реконструкция будет идти и дальше, то глядишь, года через два-три эта задача будет всё-же решена.
Есть и третья причина неразвитости у нас велотранспорта: негде хранить велосипеды. Площади квартир большинства россиян не позволяют держать транспорт дома. Лестничные клетки же и домовые подъезды для этого пока не везде приспособлены. Что делать? В Канаде, например, строят специальные велосипедные хранилища, особенно у студенческих общежитий. Видимо, и нам следует идти по этому же пути — предусматривать в новых домах или при модернизации старых специальные помещение для хранения велосипедов. И строить велостоянки, где за минимальную цену можно оставить своего двух-трехколесного помощника.
Кроме того, что весьма важно для Москвы и иных городов - надо снять запрет на провоз велосипедов в метро и в другом общественном транспорте. По крайней мере, в выходные дни. Или хотя бы разрешить их провоз в будние дни в определенное время - хотя бы не в часы пик. И, кроме того, надо разрешить их бесплатный провоз.
Необходимо повсеместно в качестве велостоянок использовать, как автомобильные стоянки, а также «пересадочные узлы», построенные ныне возле многих станций метро. Это же, кстати, относится и к мотоциклам, становящимся всё более популяпрными.
Повсеместно необходимо организовывать и прокат велосипедов, а может и подзабытых ныне, но весьма удобных мопедов. Недавно один из московских банков начал такую акцию, было бы неплохо, что бы у него нашлись подражатели в целях создания конкурентной среды.
То есть необходим целый комплекс мер, прежде всего, административного характера, для того, чтобы велосипед в России стал не только средством времяпровождения для, но и помогал нам в хозяйственных делах. Да, это потребует определенных материальных затрат. Ведь ликвидация слишком высоких бордюров, строительство дополнительных дорожек, расширение имеющихся тротуаров, возведение около общественных зданий — школ, кинотеатров, стадионов и т.п. — велопарковок (магазины, особенно супермаркеты, наверное, и сами их сделают) потребует денег. Но эти траты очень быстро окупятся для общества сторицей.
И последнее. На мой взгляд, назрел вопрос о принятии специального закона о велотранспорте как на местных, так и на федеральном уровнях.
Данное предложение уже обсуждалось в 2008 году в Государственной Думе, но за другими неотложными заботами, было забыто. А ведь этот закон, вместе с комплексом соответствующих мер, учитывающих опыт других стран, значительно облегчат жизнь граждан России.
И, что немаловажно, развитие велотранспорта будет способствовать развитию массовой физической культуры, которой, так у нас пока не хватает.
Юрий Московский,
директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство»