10 октября в РИА Новости состоялся видеомост между Москвой и Санкт-Петербургом по вопросам планирования регионального и городского развития. Форум проводится ежегодно с 2002 года. Это ведущая общественная площадка страны, где комплексно обсуждаются вопросы долгосрочного развития регионов и городов. В ходе видеомоста участники обсудили особенности российской системы стратегического и территориального планирования, градостроительной политики, подготовки схем и генеральных планов и другие актуальные вопросы. Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России» проходит ежегодно с 2002 года в г. Санкт-Петербурге. За это время он стал ведущей экспертной площадкой страны, на которой комплексно обсуждаются вопросы долгосрочного развития регионов и городов, особенности планирования их развития.
В Московской студии в обсуждении приняли участие Заместитель Министра регионального развития Российской Федерации С.М.Назаров; Заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по вопросам собственности В.И.Афонский и Директор департамента стратегического развития и государственной политики в сфере территориального планирования Министерства регионального развития Российской Федерации Е.С.Чугуевская. Санкт-Петербург представляли помощник полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе C.М.Зимин, Председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга А.И.Котов и директор Ресурсного центра по стратегическому планированию при Леонтьевском центре Б.С.Жихаревич. Мероприятие состоялось в рамках подготовки к XII Общероссийскому форуму «Стратегическое планирование в регионах и городах России: выстраивая систему».
Заместитель Министра регионального развития Российской Федерации Сергей Назаров отметил, что в связи с ситуацией неопределенности в мировой экономике актуальность форума для российских регионов обострилась. Отвечая на вопрос, о том, как будет решаться одна из острейших проблем современной России – проблема моногородов с градообразующими предприятиями, Сергей Назаров посетовал на несогласованность разного рода стратегий развития на данном этапе.
По его словам, появление моногородов это как раз издержки отсутствия взаимодействия таких стратегий. И результат неувязки тех документов, которые есть – имеются в виду отраслевые стратегии, территориальные стратегии. Мягко говоря, одни не учитывают другие. Вот отсюда появляются такие моногорода и проблемы, которые сегодня возникают. И, собственно говоря, то о чем мы говорили - о пространственном развитии –о схемах размещения производительных сил, схемах расселения. Мы намерены этими инструментами решать эту проблему.
Директор департамента стратегического развития и государственной политики в сфере территориального планирования Министерства регионального развития Российской Федерации Елена Чугуевская развила эту мысль. Закон о стратегическом планировании, - сказала она, -может получить другое название в связи с тем, что там рассматривается блок муниципального стратегирования. Так вот это блок муниципального стратегирования тоже является одним из инструментов изменения ситуации, которая сложилась в моногородах. Ведь а работа, которую Минрегион вел по поддержке моногородов, сводилась к поддержанию больного в промежуточном состоянии, не вылечивала его. А ведь есть примеры интересных инноваций. Заместитель Министра регионального развития Российской Федерации Сергей Назаров был на союзе городов-инноваторов, там муниципалитеты сами придумывают и предлагают инновации. Ведь если сидеть и ничего не делать и ждать когда государство выдаст финансовые таблетки на лечение – это тоже не процесс, который поможет исправлять ситуацию. Конечно, же, нужно включать все инструменты стратегического, территориального планирования, прогнозирования, формирования новых подходов, включая инструменты инновационной стратегии, которые пока не вошли в жизни, а только декларированы. Надо пользоваться всеми стратегическими документами в комплексе и находить те средства, которые смогли бы решить такую серьезную проблему, как моногорода.
Председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга Анатолий Котов сообщил, что при разработке городской системы государственного планирования Санкт-Петербург плотно взаимодействовал со многими министерствами, корпорациями, естественными монополиями. Система включает в себя перечень документов, разрабатываемых на дальне-, средне- и ближнесрочный периоды, в том числе Стратегию социально-экономического развития города до 2030 года. Анатолий Котов напомнил, что Стратегия разрабатывалась около двух лет, а в активную фазу разработки приступили в мае 2013 года. «Презентовать предварительную версию стратегического документа мы планируем в рамках предстоящего форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России: выстраивая систему», - добавил он.
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по вопросам собственности Владимир Афонский рассказал о том, что в ходе подготовки и рассмотрения проекта закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации», в документ было внесено более 250 поправок. Благодаря законопроекту планируется оптимизировать состав стратегических документов, более адресно распределить полномочия федеральных и региональных властей в вопросах стратегического планирования. Он также выразил уверенность, что и экспертное сообщество в рамках предстоящего Форума внесет свои предложения по совершенствованию законопроекта.
Анатолий Котов, обращаясь к присутствовавшему представителю Государственной Думы РФ, предложил серьезно не ограничивать в проекте закона перечень документов стратегического планирования, допустимый к принятию регионами: «Конечно, необходимо, чтобы региональные стратегии были достаточно идентичными проекту федерального закона «О государственном стратегическом планировании в РФ», но необходимо, чтобы зазор у каждого региона был свой» - отметил он.
По мнению помощника полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Cергея Зимина, регионам нужна определенность и четкие ориентиры, которые должны быть донесены до населения. Большее внимание в их формировании важно уделить достижению социальных индикаторов.
Организаторами XII Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России: выстраивая систему» выступают: Министерство регионального развития Российской Федерации, Государственная Дума Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Правительство Санкт-Петербурга, Фонд «Центр стратегических разработок», МЦСЭИ «Леонтьевский центр».
Обозреватель журнала «Экоград» Александр Перепечко