Подмосковье стремительно теряет леса

Подмосковье стремительно теряет леса - фото 1

Подмосковье быстро теряет свои леса. В основе этой прискорбной тенденции лежат две причины. Первая заключается в интенсивной и не слишком разборчивой с точки зрения экологии хозяйственной деятельности, причём, санкционированной властями. Огромный мегаполис безудержно растёт, подминая под себя окружающую природу: строится много жилья, офисов, складов, дорог, торговых центров... В связи с освоением территорий Новой Москвы этот процесс стал ещё масштабнее. Вторая причина сокращения зелёного пояса вокруг столицы – беспрецедентное распространение жуков-вредителей на ослабленном ельнике.

Начнем с хозяйственной деятельности, как главной и постоянной угрозы подмосковным лесам и источника конфликтов интересов разных ведомств, общественных организаций и населения. В самом конце ушедшего года ситуация обострилась вокруг излюбленного места отдыха москвичей – крупнейшего лесного массива "Лосиный остров".

Все началось с того, что Росавтодор обратился к губернатору Московской области Андрею Воробьеву с официальной просьбой выделить на территории этого национального парка, находящегося к тому же в ведении Минприроды, участки площадью в 100 гектаров под прокладку дублера Щелковского шоссе. В СМИ тут же появились будоражащие население сообщения о начинающихся там вырубках. Однако в Росавтодоре заявили, что к работам еще не приступали, поскольку окончательное решение по проекту пока не принято. Но местные жители не очень-то верят этому, и имеют на то основания.

Вскоре в Росавтодоре признали, что собираются вести вырубки, но на относительно скромной площади в 32 гектара. Однако цифры, связанные с экологическими аспектами, считаются для строителей второстепенными, и в проектах они обычно "плавают": заявляются одни, а реализуются другие.

Но дело не только в этом. По мнению руководителя лесной программы "Гринпис России" Алексея Ярошенко, в любом случае в результате вырубки под трассу цельный лесной массив распадётся на фрагменты и начнёт деградировать. Ведь по отдельности фрагменты зелёного ландшафта не в силах противостоять мощному в условиях мегаполиса антропогенному фактору. Экологи предупреждают, что в итоге рухнет уникальная для московского региона экосистема.

Судя по всему, окончательное решение по "Лосиному острову" еще не принято, но проект полным ходом обсуждается Росавтодором с Минприроды и областными властями. Ясно, что суперперегруженному Щелковскому шоссе нужен дублер. Весь вопрос в том, на каком наиболее щадящем природу варианте из пяти уже разработанных надо остановиться. У каждого варианта имеются свои существенные недостатки. Например, один из них, сберегая лес, затрагивает охранную зону водоема, из которого осуществляется водозабор для нужд местных жителей.

Лучшим считается вариант, согласно которому новая трасса пойдет до Звездного городка слева от действующей трассы. Но и в случае ее прокладки придется снести семь домов около МКАДа и вырубить часть леса как раз на территории "Лосиного острова". По поводу последнего пункта заместитель главы Минприроды Ринат Гизатулин высказался следующим образом: "Мы понимаем, что расширить Щелковское шоссе проблематично. И готовы пойти на изменение границ "Лосиного острова", но только при существенном увеличении площади национального парка".

Минприроды настаивает на компенсации вырубки за счет участков целого ряда соседних областных лесничеств общей площадью примерно 5 тыс. гектаров. В итоге площадь национального парка увеличилась бы наполовину. Однако уже известно, что областная администрация отдавать свои и без того поредевшие леса не желает. К тому же участки леса, вырубаемые со стороны города, имеют большее значение, чем куски, которые могли бы быть присоединены к национальному парку со стороны области.

В конце минувшего года проект реконструкции Щелковского шоссе вызвал протесты жителей районов Гольяново и Северное Измайлово, по территории которых проходит трасса. Люди видят две основные угрозы: во-первых, нарушится экологический баланс, а во-вторых, появление супермагистрали зажмёт проживающих в этих районах по существу "между двумя МКАДами" (дублер по интенсивности движения приравнивают к кольцевой автодороге).

Накануне нового года прошли акции протеста жителей Красногорска против вырубки Губайловского парка, на территории которого решено возвести жилой комплекс с вырубкой 900 деревьев. Несмотря на вопиющие нарушения, местные власти ограничиваются отписками. В этой связи активисты отправили в Общественную палату РФ предложения по предотвращению подобных ситуаций в других районах области. Так, считают они, необходимо прописать в законодательстве точное определение "городского леса", чтобы чиновники не могли больше именовать такие леса хитрыми словечками "поросль" или "орешник", оправдывающими массовые вырубки. Для того, чтобы чиновники вкупе со строителями не могли легко манипулировать цифрами, предлагается указывать не только число уничтожаемых деревьев, но и чёткие границы участка вырубки. Тогда общественности легче контролировать фактическое положение дел.

Даже те подмосковные леса, которые удалось ранее отстоять, остаются под угрозой. Например, летом 2013 года апелляционный суд признал незаконной застройку Селятинского лесного массива под Наро-Фоминском, где планировалось вырубить целых 73 гектара леса под многоэтажную застройку и ледовый дворец. Это произошло лишь после того, как активисты блокировали строительную технику в Селятино, а местный Комитет лесного хозяйства подал иск с требованием изъять лесной участок из незаконного использования.

Были приостановлены все работы на спорном участке, но строители обжаловали решение, и тяжба продолжается до сих пор. А ведь по данным Комитета лесного хозяйства Московской области, территория не была изъята из Лесного фонда, без чего любое строительство незаконно. Материалы, подтверждающие нарушение лесного законодательства и права собственности Российской Федерации, были направлены в главное управление МВД по Московской области.

Относительно новой угрозой зеленому поясу столичного региона стало нарастающее строительство платных дорог, таких как трасса Москва-Петербург. Грядущее создание ЦКАД также затронет немало лесных участков.

Теперь поговорим о большой природной беде для подмосковного ельника – эпидемии короеда-типографа. Когда за лесом следят специалисты, этот вредоносный жук не слишком опасен, поскольку ест только хилые ослабленные ели. Здоровые деревья защищаются тем, что заливают дыры в коре смолой, и жук погибает, а не размножается, как саранча. Но на территории Московской области все ельники оказались ослабленными, и общая площадь поражения короедом достигла четверти всех еловых лесов области. Для сравнения: примерно такова площадь всех рубок на территории богатой на лес Архангельской области.

Наиболее серьезная эпидемическая ситуация с распространением короеда-типографа сложилась в Истринском, Солнечногорском, Звенигородском, Наро-Фоминском и Ногинском районах. За 2013 год здесь вырублено 7800 га мертвых елей, что в 2,5 раза больше, чем 2012 году. Планируется, что в текущем году будет вырублено значительно больше пораженных короедом еловых массивов. А всего в Подмосковье насчитывается около 200 тысяч еловых деревьев.

Комментируя сложившуюся ситуацию, председатель Комитета лесного хозяйства Московской области Евгений Трунов заявил: "Сейчас мы боремся уже с последствиями. С причинами бороться бессмысленно, так как этот период уже упущен". Правда, в 2014 году ожидается сокращение численности короеда, поскольку сократилась его кормовая база. Так что пик эпидемии пройден, хотя и с великими потерями.

Совершенно очевидно, что в силу сложения антропогенных и природных факторов некогда мощный зеленый пояс вокруг Москвы начал деградировать, что грозит необратимыми последствиями. И на самом деле пришла пора ограничить рост мегаполиса, а не прирезать к нему всё новые куски.

Журабаев Ерлан Шаукатович

Источник

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить