В ходе видео-моста в РИА «Новости»,посвященного 80-летию героическому спасению экспедиции парохода «ЧЕЛЮСКИН». Ученые и исследователи рассказали о полярной романтике и героической эпопее экспедиции под командованием Воронина В.И и Шмидта О.Ю.
Уникальная спасательная операция по спасению экспедиции и экипажа (104 человека) «Челюскина» вошла в историю как пример необычайной стойкости, мужества, дисциплины и взаимовыручки.
Летчики ( Ляпидевский А.В., Леваневский С.А., Молоков В.С., Водопьянов М.В., Доронин И.В., Каманин Н.П. и Слепнев М.Т.), снявшие челюскинцев со льдины, стали первыми Героями Советского Союза .
Как оценить вклад челюскинцев в дело освоения Арктики сегодня, когда АРКТИКА объявлена территорией стратегических интересов России ?
Остаются ли полярная романтика и героизм источником национальной гордости и формирования ценностей новых поколений? На эти вопросы решили ответить участники круглого стола Москва-Санкт-Петербург в Москве в здании Риа Новости.
13 февраля 2014 года исполняется 80 лет с момента, когда мир облетела весть о крушении парохода "Челюскин", экспедиция которого под командованием Владимира Воронина и Отто Шмидта положила начало освоению Северного морского пути. В результате сильного сдавливания судно затонуло, а на льду оказались 104 человека. Покорители Арктики работали в три смены, из-за сильного ветра 13 раз им пришлось находить новые льдины. Мировую известность кораблю принесла не только сама катастрофа, но и уникальная спасательная операция. Летчики, снявшие челюскинцев со льдины, стали первыми Героями Советского Союза. Героическая эпопея вошла в историю как пример необычайной стойкости, мужества, взаимовыручки и дисциплины.
Это было тогда. Сейчас мало кто из молодых сможет что-либо толком сказать про Отто Шмидта, про Водопьянова или Ляпидевского, не говоря уже о Кренкеле. А ведь их как героев встречала вся страна после удивительного спасения. Что же с нами происходит? Да ничего особенного. В лихие 90-е было не Арктики, в жирные нулевые тоже руки не доходили. Выросло целое поколение, которое живет без Арктики и в ус не дует. Но в жизни нет ничего постоянного, все меняется с невероятной скоростью. Вот и выяснилось, что Арктика-то богата природными богатствами.
А время то ушло, вся инфраструктура, созданная в годы СССР, ныне практически развалилась. Многое приходится начинать с нуля. Полярники возлагают большие надежды, как бы это не звучало парадоксально, на первый взгляд, на возвращение в регион военных. При их помощи проще возродить и покинутые аэродромы, и брошенные поселки. Появились сообщения и о новом дизтопливе, которое можно применять даже при минус 65 С.
Да, не все так плохо, как может показаться, есть надежда на перемену к лучшему. Собравшиеся на видеомосте отметили, что Россия может за 5-7 лет довести масштаб освоения и исследований в Арктике до уровня "Золотого века", пришедшегося на 30-40-е годы 20 века, при условии, что темпы развития будут высокими, сообщил директор музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский.
Его мнение разделил и начальник высокоширотной воздушной экспедиции "Северный полюс" Сергей Кессель. Однако он отметил, что в регионе необходимо проводить больше научных исследований. Надо, видимо, не только полезные ископаемые там добывать, кои запасы ограничены. Но надо и наукой там заниматься. Нужно восстановить какие-то обсерватории. Дрейфующей станции в прошлом году не стало. Организовали на мысе Баранова стационарную станцию — это хорошо. Но неплохо бы и другие наши потерянные позиции восстановить. На острове Жохова, на котором мы создавали базу. Я за то, чтобы наука, в конце концов, пришла в Арктику, — сказал Кессель.
Летом 2013 года атомный ледокол "Ямал" эвакуировал полярников с дрейфовавшей в высоких широтах станции "Северный полюс" СП-40, поскольку еще в мае того же года на льдине появилась трещина, что грозило здоровью людей и целостности имущества СП-40. Пока не ясно, будут ли снова создаваться дрейфующие полярные станции, поскольку на них пока не выделены средства.
Отрадной ноткой в ходе видеомоста прозвучало то, что, по мнению полярников, дети в России все больше начинают интересоваться Арктикой. В частности, об этом сообщил на пресс-конференции вице-президент Московской общественной благотворительной организации полярников (МОСПОЛ) Юрий Бурлаков. Далее он уточнил, что ведется учет кружков юных полярников по стране. По неполным данным, сейчас где-то 15 таких кружков существует. В 1990-е годы не было ни одного. Эксперт отметил, что кружок полярников появился при Суворовском училище в Москве, а в конце февраля в Тамбове пройдет первый российский слет юных полярников.
С ним согласен и директор музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский, который отмечает, что важную роль в развитии интереса к региону и, вообще, в воспитании подрастающего поколения могут сыграть примеры из истории, в частности, история парохода "Челюскин", экипаж которого под командованием Владимира Воронина и Отто Шмидта исследовал возможность прохождения по Северному морскому пути.
Один из главных вопросов – нужен или нет нам подвиг челюскинцев. Вот как на него ответил участвовавший в пресс-конференции Боярский. Для меня вопрос не стоит — подвиг "челюскинцев" нужен и сейчас. Особенно сейчас, когда молодое поколение имеет зачастую не те ориентиры. Я вижу, что интерес к Арктике у детей растет, и мы это всячески развиваем, - сказал он.
В видеомосте приняли участие советник первого вице-президента Русского географического общества, вице-президент Ассоциации полярников России Константин Зайцев,
вице-президент Московской общественной благотворительной организации полярников (МОСПОЛ) Юрий Бурлаков, сын радиста парохода "Челюскин" Э.Т. Кренкеля, доцент Московского технического университета связи и информатики Теодор Кренкель, правнук руководителя арктических экспедиций О.Ю. Шмидта, доцент НИУ ВШЭ Кирилл Левинсон, заслуженный летчик России Валерий Воронов, член Ассоциации полярников Андрей Горяинов, директор Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Иван Фролов, директор Российского государственного музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский и начальник высокоширотной воздушной экспедиции "Северный полюс" Сергей Кессель.
Обозреватель журнала «Экоград» Александр Перепечко и Ломов Валерий Иванович
Фото Ломова В.И.(ВИЛа)