«Креативная ответственность» — я предлагаю, как мне кажется, простое определение, чему следует научить каждого ребенка-ученика-студента-гражданина, чтобы всем: и ему, и его окружению, и даже целому государству было в результате этого хорошо.
Ну, что же, определение мы дали, а теперь постараемся разложить по полочкам, что я в это понятие вкладываю.
Креативный — так мы сегодня определяем, в первую очередь, человека, который предлагает необычное «творческое» решение как для привычной повседневной задачи, так и для новой проблемы. При этом, на мой взгляд, креативным является такое решение, которое соответствует трем принципиальным условиям/требованиям: быть простым (как дважды два), понятным (легко внедряемым) и дешевым (без лишних затрат).
Ответственность — второе слагаемое программы обучения. Оно определяет искреннее служение Личности другим людям, как своим родным, так и ближайшему и дальнему окружению: обществу, стране и если очень громко, всему миру. И значит, каждый обученный по этой программе не только особая индивидуальность, а сознательный гражданин, который с добром и любовью творит Дело, улучшающее, пусть даже в самом малом, жизнь других людей.
Давайте, я еще раз напомню мою формулировку философского принципа-понятия «антиномии»: она определяет, что в любой системе есть две противоположности, находящиеся в крайнем противоречии. Так вот систему человеческого развития я предлагаю представить как шкалу с крайними позициями: служить людям и паразитировать за счет других. Естественно, педагогика ставит своей целью воспитывать и обучать людей в соответствии с парадигмой Служения.
Поговорим о креативной составляющей предлагаемой концепции обучения. Опираясь на достижения ученых-генетиков, следует безоговорочно признать главенствующую роль биологии и что базовая суть особенностей человеческой природы (до 80%) состоит именно в божественной случайности соединения молекул ДНК, спрятанных в «колодах» карт возможностей предков мужского и женского начала, ставших родителями. Но вот тут следует помнить и понимать, что при случайной (честной) раздаче карт среди игроков из одной общей колоды, а тем более сразу из двух разных колод, маловероятно, что расклад для каждого игрока будет точно предопределен. Например, кому-то достанутся все тузы и короли, а другому, наоборот, только мелкие картишки в виде двоек и троек.
Конечно, нельзя исключить и такой уникальный расклад, но как показывают математические расчеты — такой шанс выпадает один раз на десятки тысяч. И значит, следует признать, что при случайном раскладе в генетическом коде каждого человека закладываются разные наклонности к деятельности, в том числе по силе их возможностей. Получается, что исходные позиции всех людей (кроме генетических крайностей) находятся примерно в одинаковых условиях. Таким образом, креативность каждого человека — это результат творческого развития тех, даже самых слабых, одного или нескольких задатков, доставшихся нам при рождении от кого-то из наших предков.
В разные образовательные программы своих лекций и занятий я обязательно включаю знакомство с моделью «5 I» или «Как рождается идея» Энди Грина. Если коротко, то, в соответствии с этой моделью, творческий процесс созидания нового включает пять последовательных этапов: информация, инкубация, иллюминация, интеграция и иллюстрация. После обсуждения каждого из пяти этапов на конкретном примере, допустим, создания Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеевым в 1869 году, студенты и слушатели самостоятельно приходят к первозначимости самого первого этапа «Информации». Сделать первый шаг — значит сделать полдела.
Формула модели «5 I» хорошо подходит и для объяснения принципов и особенностей образовательной программы «Креативная ответственность». Начинать будем с этапа «Информация». В нашем случае роль информации играет как можно раннее изучение (прочтение) генетического кода задатков, доставшихся от рождения, и выявление из всего расклада самых сильных, ярких и желанных для самого ребенка. В понятие «изучение» я вкладываю такое особое отношение взрослого к ребенку, как внимание к его интересам, сравнение особенностей его поведения с другими детьми, создание специальных условий для более явного проявления задатков и склонностей.
Конечно, в каждом детском коллективе детсадовской группы есть один-два-три ребенка с яркими задатками, видными «невооруженным» глазом любому взрослому, даже и не педагогу. На них обычно и ориентируются на занятиях воспитатели и специалисты, ведь их задатки кричат ОГРОМНЫМИ буквами, тогда как, чтобы увидеть возможности другого ребенка, надо «надеть очки» или даже «посмотреть в микроскоп». Вот тут-то для педагогов появляется главный вопрос: «А зачем?» Проще же так: если сразу не видно, значит, и нет ничего. Но если взрослые не «прочтут» информацию в коде ребенка, то и не смогут запустить процесс его индивидуального развития по всем остальным четырем этапам программы «Креативной ответственности». Все, finite la comedian.
Второй этап — «Инкубация». Взяв за аналогию суть работы инкубатора, приходим к пониманию, что основным процессом и итогом этого этапа является «вызревание» у ребенка (человека) какой-то ОДНОЙ явной способности из нескольких прирожденных задатков. Инкубационный период развития как для каждого вида животных свой, так и для каждого ребенка будет требовать своей оптимальной среды и условий. На мой взгляд, это самый главный, зависимый от взрослых, этап в развитии ребенка, после базового этапа «Информация». Что же мы вкладываем в особенности этого этапа?
Нельзя в куриный инкубатор поместить яйцо страуса, не приспособив его специально по температуре, влажности и времени инкубации на соответствующий случай. В этом исключительно индивидуальном подходе с созданием в каждом случае особых условий заключается процесс развития способностей ребенка в одаренность и будущий талант у лучшего Учителя и мастера своего Дела. Таким образом, если на этом этапе взрослой поддержки «зародышу» талантов ребенка не будут созданы необходимые условия любви, тепла, профессионального внимания и заботы, то и надеяться, что будет достойный результат процесса развития, не приходится.
Этап «Иллюминация». Вспышка, озарение, фейерверк — так можно образно представить суть этого этапа. Представляя модель «5 I» на занятиях, я часто предлагаю слушателям найти ей такой аналог, который был бы известен и понятен всем. К сожалению, не всегда, а если честно, то лишь в 20% случаев кто-то догадывается увидеть аналогию с процессом зачатия, рождения и воспитания человеческого ребенка. Так вот этап «Иллюминация» и есть тот миг рождения одаренности, который умные родители и настоящие педагоги не просто ожидают, но и совместно готовят. В моем авторском понимании еще в процессе инкубации взрослые «репетируют» будущее рождение таланта. Оно может включать в себя успешные и не очень результаты участия ребенка в различных фестивалях, конкурсах, состязаниях или соревнованиях, чтобы увидеть как независимую оценку успешности обучения ребенка, так и отметить формирование внутренней ответственности и мотивации ребенка к данной деятельности как творческому развитию. Первыми вспышками фейерверка результатов креативного развития ребенка как начала последнего этапа «Иллюминация» будут его первые «взрослые» победы на конкурсах, истинно отражающие его достижения за весь период обучения, и осознанное решение профессионально связать свою жизнь с этим Делом.
Два последних этапа — «Интеграция» и «Иллюстрация» творческого становления по программе «Креативная ответственность» — уже в большей степени зависят от самого человека, чем от взрослого окружения. Этап «Интеграция» подразумевает активное профессиональное саморазвитие человека, его погружение в Дело всей жизни. И саморазвитие должно идти, в большей степени, в направлении «Ответственность», чтобы в синергии с уже заложенной педагогами «Креативностью» сформировать в молодом таланте «Креативную ответственность».
Этап «Иллюстрация» может и, на мой взгляд, должен быть множественным, а точнее, постоянным. Каждый раз человек, «выходя на люди», неважно, какой он профессии, уровня и звания, должен показывать максимум своего постоянно развивающего таланта и ответственности по отношению к людям, которым он служит.
Олег ВОЛКОВ, профессор, г. Чебоксары.
01.06.2014.