Названы основные тренды в развитии социального предпринимательства в России

Названы основные тренды в развитии социального предпринимательства в России  - фото 1На развитие социального предпринимательства в России оказывают влияние глобальные тренды. Число социально ориентированных компаний за три года уже выросло более чем в 3 раза и продолжает увеличиваться, а в основном их целевой аудиторией стали дети, рассказала на прошедшем 26 августа в Тульской области круглом столе «Межрегиональное взаимодействие социальных предпринимателей: лучшие практики и перспективы развития» исполнительный директор Фонда «Наше будущее» Юлия Жигулина

Мероприятие проходило в рамках программы историко-литературного фестиваля «Война и мир» в родовой усадьбе Л.Н. Толстого Никольское-Вяземское. Его организатором выступило АНО ПСП «Лаборатория социального развития» при поддержке музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» и Союза «Орловская торгово-промышленная палата». Участие в нем приняли эксперты из Москвы, Тульской, Орловской, Липецкой, Рязанской и Калужской областей. Они обсудили лучшие практики развития социального предпринимательства, поделились опытом и наметили варианты взаимодействия в этом направлении.

Выступление Юлии Жигулиной было посвящено текущей ситуации и векторам развития социального предпринимательства в России. Она назвала глобальные тренды, влияющие на него: работа в условиях многополярного мира, нестабильность и неопределенность к экономике, цифровая трансформация, интеграция с маркетплейсами, осознанное потребление и шеринг-экономика. Во многих регионах сейчас происходит формирование сообществ социальных предпринимателей через креативные кластеры, а их число увеличивается благодаря грантам, субсидиям и другим мерам поддержки.

По ее словам, дальнейшее развитие отрасли невозможно без формирования внутренней командной среды в коллективах социальных компаний, учета целей национальных проектов, дальнейшего внедрения цифровых сервисов и создания единых центров по обмену информацией и услугами. Такие предприниматели должны сотрудничать друг с другом, а не конкурировать, учитывать основные бизнес-тренды. В рамках страны нужно предусмотреть единую оценку «рейтинга доверия» для исследования социального эффекта.

Основной перспективный вектор развития социального предпринимательства кроется в широком внедрении ассистивных технологий, которые помогают людям с ограниченными особенностями здоровья вести полноценный образ жизни. Только в Москве проживает свыше 3,5 млн человек (в том числе 916,2 тыс. — люди старше 18 лет) из числа потенциальных пользователей таких технологических решений. Их разработкой занимаются всего около 120 компаний, и такие инициативы нуждаются в продвижении.

«В российском законодательстве социальные предприниматели относятся к категориям малого и среднего бизнеса и часто работают в условиях ограниченных ресурсов и возможностей. Вместе с тем количество таких предприятий постоянно растет. Если в августе 2020 года их насчитывалось 2 880, сейчас уже 9 794, то есть практически в 3 раза больше. Как показало проведенное нами исследование, 72% составляют женщины, в основном образованные, замужние, средних лет и с детьми. А наиболее распространенной целевой аудиторией являются дети — на них ориентированы 52% социальных предприятий, еще четверть предлагает услуги или товары для инклюзивной группы деток с особыми потребностями», — рассказала Юлия Жигулина.

Больше всего социальных предприятий зарегистрировано в Московской области — 942 компании. Также в пятерке лидеров по этому показателю сейчас находятся Башкортостан (593), Нижегородская область (442), Ханты-Мансийский автономный округ — ЮГРА (346) и Ленинградская область (325). Москва занимает седьмую строчку (251).

Социальные предприниматели заносятся в Реестр, что позволяет им пользоваться всеми доступными мерами поддержки, среди которых 65% выделяют гранты, 49% - информационную поддержку, 30% - обучающие программы, 25% - налоговые льготы, 23% - участие в различных конкурсах.

Поддержкой социального предпринимательства в России занимается Фонд «Наше будущее». Он формирует экосистему для таких бизнесменов, содействует открытию новых компаний и помогает в развитии уже действующих проектов. Всему этому способствуют актуальные образовательные продукты, среди которых важнейшими являются онлайн-курсы для начинающих и уже опытных предпринимателей, Лаборатория социального предпринимательства, акселераторы «Формула роста» и для потенциальных исполнителей соцзаказа, конкурс софинансирования грантов Мнэкономразвития РФ, курсы для тренеров и преподавателей, программа профессиональной переподготовки «Социальное инновации и предпринимательство» в НИУ ВШЭ, а также проект «Мама — предприниматель».

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить