Метрополитен. Прошлое, настоящее и будущее

Метрополитен. Прошлое, настоящее и будущее - фото 1То, что Метрополитен ведет свою родословную от железной дороги – видно и невооруженным глазом. Но не только сходные принципы организации и используемое оборудование роднят их.

 

 

 

 

 

 

Лондонская конка

Появление метрополитена напрямую вызвано интенсивным развитием железнодорожного транспорта.
Первой ощутила насущную необходимость в городском подземном транспорте столица самой передовой на тот момент страны мира, страны, с наиболее плотной железнодорожной сетью – Великобритании.

Представьте себе Лондон середины XIX века. Чадящие дымом гигантские ангары вокзалов выбрасывают на перроны тысячи и тысячи жителей пригородов, которые буквально еще 15 лет назад бывали в столице только по большим праздникам. Теперь же благодаря пригородным поездам они получили возможность делать карьеру и строить бизнес в столице в режиме ежедневной доступности.

На вокзал они прибыли, а что же дальше? Как их доставить к месту работы? Добрые старые английские кэбы тут не помощники. Даже «суперсовременная» на тот момент конка не справляется с таким потоком пассажиров. А автомобили... Автомобили делают только первые шаги – на днях сумел преодолеть десять километров за три часа.

Что остается? Только железнодорожный транспорт. Только он способен обеспечить требуемы объемы и скорость перевозки. Но железную дорогу не проложишь по улицам города. По воздуху тоже. Остается – под землей.

И вот, под Рождество 10 января 1863 года открыта первая линия первого в истории метрополитена - внеуличной городской пассажирской транспортной системы, говоря казенным языком. Она связала центр города с Паддингтонским и Кингс-Кросским вокзалами и заодно веткой на Лутон.

Одна из станций выходила на позже ставшую знаменитой Бейкер-стрит. Не исключено, что именно метрополитену великий сыщик Шерлок Холмс обязан своей «пропиской».

Эффект от метрополитена был потрясающий. В первый же день его услугами воспользовались 26 тысяч горожан. На долгие годы он стал самым эффективным и быстрым видом транспорта в городе.

Сходные причины обусловили появление Парижского, Будапештского, Нью-Йоркского метрополитенов...

Московский же метрополитен появился скорее вопреки экономической необходимости.

Москва, в отличие от западных городов, на тот момент имела низкую плотность застройки, и не существовало никаких препятствий к подводу железнодорожной ветки к любому жилому комплексу или промышленному предприятию.

Сказались в первую очередь причины общественно-политические и отчасти даже экологические.

Во-первых, метрополитен явился символом вхождения СССР в число самых развитых стран мира;
Во-вторых, столица и крупнейший промышленный центр страны получал неуязвимую от возможного врага транспортную сеть, а так же бомбоубежища на неограниченное число жителей;
И, наконец, в-третьих – удалось избежать существенного задымления центральной части города, которое неминуемо имело бы место в случае использования наземного паровозного транспорта. Московский же метрополитен изначально был на электрической тяге.

Парадокс, но изначально имевший показушный характер Московский метрополитен сегодня стал настоящим спасителем города от транспортного и экологического коллапса.

Стремительный рост числа жителей города, еще более стремительное увеличение числа автомобилей делают «подземную выделенку» по сути дела единственным гарантированным способом оказаться в нужном месте в нужное время.

Потому нет ничего удивительно, что московской подземке с каждым годом всё труднее поддерживать необходимый объем пассажироперевозок. В вагоны практически круглосуточно забиты, духота, до появления в вагонах кондиционеров в летние месяцы температура превышала 30 градусов по Цельсию. Кондиционеры обеспечивают приемлемую температуру, но кислорода не добавляют, потому среди пассажиров нередки случаи обмороков.

Новая напасть нашего метрополитена ... пробки! Нет, не из поездов. Людские пробки на центральных пересадочных и привокзальных станциях. Причем проблемы недостаточной пропускной способности переходов или числа эскалаторов в принципе являются не решаемыми.

Отчасти эти проблемы можно было бы решить посредством увеличения числа пересадочных узлов, созданием дополнительных выходов, открытием долгожданного Нового кольца.

Но увы. Похоже, до этого просто ни у кого не не доходят руки. Расширяющаяся Москва требует проведения метрополитена к новым районам массовой застройки, даже с выходом за МКАД. Это еще больше увеличивает пассажиропоток и перегрузку центральных станций.

Что ждет наш метрополитен в будущем? Думаю, возникновение нового приложения Яндекс-пробки: не только для автострад Москвы, но и для Метрополитена.

 

 

Игорь Егоров

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить