Официальный визит Президента РФ В. Путина в Китай, в ходе которого были подписаны десятки торговых и строительных контрактов, патриотическая пресса объявила «исторической», а оппозиционная (либеральная) — нашла в них множество крамолы, ущербной для нашей страны и выгодной для Китая.
Априори известно, что эти две отечественные силы вовек не сойдутся в едином мнении. Никакие логические аргументы на поле политинформационного противоборства не смогут перетянуть канат в одну из этих сторон. А почему? Да все потому, что российский патриотизм в тисках парадокса бьется, как ясный сокол в сети.
Но что такое патриотизм?
Разумеется, это чувство любви к Родине.
Тогда откуда же возникла крылатая фраза: «Патриотизм — последнее прибежище негодяя» (Patriotism is the last refuge of a scoundrel)? Вадим Серов, составитель Энциклопедического словаря крылатых слов и выражений, как и многие другие исследователи феномена «патриотизм», говорит об этом в статье «Патриот» Сэмюэля Джонсона, опубликованной в 1774 году в Англии. По Серову, С. Джонсон хотел облагородить понятие «патриотизм». Однако достаточно даже поверхностного экскурса в историю политической публицистики, чтобы увидеть этот феномен в страшных тисках парадокса: с одной стороны — истинная любовь к Родине, с другой — фальшивая, с третьей — оголтелая профанация.
Мизософы всех мастей и толков, в том числе из первых иерархических рядов гениальных личностей (!) живо подхватили изречение Джонсона и вот уже более трех столетий продуцируют ее буквалистически, вырвав из контекста его весьма дельной мысли. Даже наш великий прозаик, царь русской изящной словесности Лев Толстой не удержался от соблазна профанировать феномен «патриотизма» в своем знаменитом очерке «Христианство и патриотизм». Попытки писателя Леонида Жуховицкого и ряда других советско-российских публицистов исправить профанации Толстого, конечно же, мягко говоря, не состоятельны. Лев Николаевич черным по белому написал: «Патриотизм есть рабство», и ни малейшего намека на метафоризм такого вывода он не оставил.
Но боже упаси нас от похлопывания гения по плечу. В мире парадоксов нет ничего легкого, доступного обыденному сознанию, которое возможно решать методами здравомыслия. Парадоксы — это проклятие цивилизации! Парадоксы образуют собой ловушки для политических процессов, корежа коллективный разум, в том числе научно-логический. Парадоксы толкают людей на самые гнусные преступления, социально-экономические, политико-правовые и общественно-поведенческие безобразия.
Иными словами, безобразия в нашей стране, отсчитывая негативный процесс с распада СССР и до недавнего визита В. Путина в Китай, было чрезвычайно много. Результаты лобовых столкновений патриотических и либеральных тенденций, без преувеличения, являются разрушительными, тормозящими прогрессивное долженствование. Но речь не о том, чтобы принять одну из сторон и уничтожать другую, хотя всякое зло априори подлежит уничтожению. Речь о том, что нет другого пути для торжества справедливости, кроме как снимая парадоксы, и не только по-расселовски, но еще и по-своему, по-российски, с учетом особенностей нашей действительности, условий, менталитета и ситуативного характера...
Либерализм в его чистом виде, как он возник в Испании в 1812 году, когда еще продолжали функционировать команды убийц из «святой инквизиции», с некоторыми оговорками и логическими редукциями, можно увидеть во всех более-менее адекватных политических курсах, партиях, учениях и даже в деятельности ЦК КПСС, бесславно почившего в бозе. А то, что демонстрируют в международной политике последние два десятилетия США и ЕС, не является чистым либерализмом, соответственно и наши доморощенные прозападники не есть чистые либералы. Примерно то же самое следует сказать и о большинстве наших чиновников, которые даже со всеми оговорками не тянут на статус настоящих патриотов. Спекулирующих патриотизмом — да. Но спекулировать можно не только патриотизмом, предметами манипуляций людей могу служить любые другие гуманитарные и общественно-политические постулаты.
Российские либералы, уже давно заслужившие клеймо «либерастов», по аналогии с очень порочным качеством человека, не случайно прибегают к ультралиберальным методам политической борьбы. Они не гнушаются предательством национальных интересов страны и многими прочими, уголовно наказуемыми деяниями. Также и российские чиновники, уже давно потерявшие в народе доверие и чаще, чем хотелось бы, вызывающие ассоциации с коррупционерами, мафией, бандитами, не случайно прибегают к методам бюрократии и формализма в своей работе. Так им легче сохранять свои привилегированные статусы.
Короче говоря, обе эти категории наших сограждан повинны в социально-экономических и ряде других безобразий. Их всех необходимо принуждать... К чему? К соблюдению законов? Да, но операционизм посредством одних лишь законов, на чем усердно настаивают либералы, не снимает парадоксов. Любые законы подвержены манипуляциям, через которые уходят от ответственности самые опасные преступники. Наших чиновников и либералов следует принуждать прежде всего к соблюдению Принципа государственного долженствования...
Но опять беда! Нет такого понятия в отечественной науке и практике, оно витает лишь в умах наиболее совестливых ученых-гуманитариев, юристов, политиков и, как бы странно это не звучало, либералов. Сказать, что в РФ нет ни одного честного либерала, признавшего присоединение Крыма и Севастополя к России историко-политической справедливостью, — было бы не верно. Они есть. Другой вопрос, что голоса честных либералов тонут в общем антироссийском вопле ультралибералов, ибо в либерализме, как и в госслужбе, честным дорога затруднена.
Разве не удивительно, что деятельность чиновничьего корпуса остается большей частью формалистической, под которой тихо, без рекламы плодятся бюрократические черти и шайтаны. И это, несмотря на небывалый за постсоветскую историю подъем патриотизма россиян, вызванный украинским кризисом и откровенной наглостью Запада. Чиновники ничего не хотят слышать о политических парадоксах, не потому ли, что бюрократия — первая фаза коррупции.
Ну так в чем же суть парадокса российского патриотизма?
Прежде всего в том, что на поле российского патриотизма «битые небитых везут», т.е. истинные патриоты чаще оказываются за бортом государственной и муниципальной службы, а эгоцентрики легко пробиваются на руководящие позиции, которые тоже не случайно названы в народе «хлебными местами». И как тут не вспомнить аналитического шоумена Вл. Соловьева, который неоднократно замечал в своих ристалищных телепередачах, что «госслужба в России стала самым выгодным бизнесом».
В самом деле, если патриотизм есть объективно необходимое условие существования и развития государства, то логичнее всего были бы такие условия, при которых прохождение во власть эгоцентристам и мизософам оказалось бы максимально затруднено. И, наоборот, для настоящих патриотов, мыслящих соборно, сиречь категориями федерального сознания, облегчено. Более знающие, имеющие явное превосходство в специальных квалификациях командовали бы менее знающими, малоквалифицированными госслужащими. Однако пока в РФ все наоборот. И это ли не парадокс?! Но вот как его снять?
Мы пока знаем лишь одно средство. Это институализация в общественно-политическом дискурсе страны основ научной философии. Если хотите, строго научной и, соответственно, строго регулятивной, по априорному принципу: да здравствуют лучшие образцы мировой философии, в рамках которых нет места симулякрам, искажающим естество антропологической природы и веками устоявшихся морально-нравственных законов (императивов). Иначе даже такой прорыв в макроэкономике, которого блестяще добился в Китае Президент РФ В. Путин, будут профанировать до бесконечности. Что уж говорить о профанациях российского патриотизма, бьющегося как ясный сокол в силках либералов и бюрократов.
Снять парадокс значит снять сети-путы и подняться на новый цивилизационный уровень развития.