Современная социология различает гораздо больше этапов взросления, чем привычные детство, отрочество и юность. Последние 20 лет социологи активно изучают становящуюся взрослость — период между подростковым возрастом и состоявшейся взрослостью. Исследовательницы из Института образования ВШЭ обнаружили, что в России каждый второй молодой человек относится к становящимся взрослым, при этом девушки гораздо чаще. Результаты исследования опубликованы в журнале Emerging Adulthood.
Работа выполнена в рамках стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» НИУ ВШЭ программы «Приоритет 2030»
Подробнее — в материале IQ.HSE.
Становящаяся взрослость (emerging adulthood) — это период жизни, выделенный относительно недавно в связи с увеличением продолжительности жизни и замедлением психологического развития. Термин введен Джеффри Арнеттом в 2000 году. Этот период начинается в позднем подростковом возрасте (15–19 лет) и продолжается до 30 лет. Опросник для измерения становящейся взрослости (IDEA), разработанный американским исследователем Аланом Рейфманом, включает пять характеристик: поиск идентичности, негативность/нестабильность, сфокусированность на себе, чувство промежуточности (inbetween) между взрослостью и детством и экспериментирование/ощущение себя в пространстве множества возможностей.
Становящиеся взрослые покидают родительский дом, проживают новый опыт и постепенно двигаются к важным жизненным решениям, таким как женитьба или замужество, рождение детей и выбор карьерного пути. Этот период также характеризуется особым образом мышления: становящиеся взрослые переходят к взрослым ролям и начинают видеть свою жизнь как полную возможностей для исследования своей личности и экспериментирования.
Исследователи из Института образования изучили связь между образованием, социально-экономическим статусом и периодом становящейся взрослости в России, используя три шкалы из IDEA: исследование идентичности, фокус на себе и экспериментирование/возможности. Ученые опросили 2177 молодых россиян в возрасте 24–26 лет. Данные, касающиеся становящейся взрослости, были получены во время проведения десятой волны опроса «Траектории в образовании и профессии» (ТрОП) осенью 2021 года.
В целом более 65% респондентов ответили положительно на вопросы, связанные со становящейся взрослостью. Кроме того, между ответами на каждый из пунктов есть значимая корреляция. Это может свидетельствовать о том, что большинство респондентов идентифицируют себя с данным жизненным этапом.
Результаты исследования показали, что восприятие становящейся взрослости различается и зависит от многих факторов. Участники с более высоким социальным и экономическим статусом, с лучшим субъективным материальным благосостоянием семьи, а также имеющие высшее образование, как правило, получают более высокие баллы по шкале IDEA. Также влияют семейный статус и наличие детей: не состоящие в браке и бездетные люди чаще относятся к становящимся взрослым. Однако эти факторы объясняют лишь 13% различий.
« Чем ты образованнее и богаче, тем дольше у тебя есть возможность не взрослеть. Соответственно, людям с менее привилегированным социальным положением удается побыть в периоде становящейся взрослости более короткое время, их раньше настигает ответственность за благополучие семьи »
Оксана Михайлова
один из авторов исследования, научный сотрудник Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ
Примечательно, что в среднем женщины получили более высокие оценки по шкале IDEA, чем мужчины. Это противоречит некоторым ранее проведенным исследованиям, где различия между полами не отмечались. Для дополнительного анализа ученые провели статистический тест и обнаружили значимое различие по показателю самопознания: у женщин он был выше, чем у мужчин. Это может свидетельствовать о том, что на этапе становящейся взрослости для женщин самопознание имеет большее значение.
В сравнении с другими странами картина в России схожа с той, что наблюдается в США, Японии, Греции, Гане, Филиппинах и Польше. В этих странах большинство молодых людей в сходном возрасте также воспринимают этот период жизни как время для исследования своей личности, фокусировки на себе и экспериментирования.
По мнению исследовательницы, данные о готовности молодежи осуществлять жизненный выбор, брать ответственность за себя и страну помогают прогнозировать ситуацию на рынке труда, предлагать такие образовательные программы, которые отвечают потребностям молодых людей. Также эти данные могут использоваться для подготовки мер поддержки, выбора корректных социальных лифтов, которые учитывают, что взросление и обретение субъективного статуса взрослого человека зависят от дохода, семейного положения и прочих субъективных и объективных переменных, связанных с индивидом.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON