ИВАН ГРОЗНЫЙ, УПРАВДОМ БУНША, ЖОРЖ МИЛОСЛАВСКИЙ: ПУТЕШЕСТВИЕ В БУЛГАКОВСКУЮ МОСКВУ

29 и 30 сентября Московский академический театр сатиры откроет юбилейный 100-й сезон премьерой «Иван Васильевич» по пьесе Михаила Булгакова.

 Художественный руководитель театра и режиссер Сергей Газаров представит спектакль «большого стиля». Масштабные декорации, костюмы эпохи и чистый булгаковский текст перенесут зрителя из 30-х годов прошлого столетия в русское Средневековье. И обратно.

 Фантастическая шутка, комедия, сатирическое изображение – как только не называли пьесу Булгакова в Театре сатиры 90 лет назад, когда впервые собирались поставить ее на сцене. Режиссер Сергей Газаров посмотрел на нее под другим углом, из XXI века: комедия положений, где серьезные герои попадают в непредвиденные обстоятельства, что неизбежно порождает курьезные ситуации, над которыми и смеется зритель.

 В некотором смысле появление спектакля восстановит историческую справедливость: пьеса была написана специально для Театра сатиры, но так и не появилась на его сцене. Сергей Газаров взялся за постановку, потому что «почувствовал необходимость появления подобной пьесы именно сегодня». Так началось путешествие во времени всей команды, работающей над спектаклем.

 Сложные декорации, костюмы эпохи, музыка, написанная специально для спектакля – все на сцене пропитано глубокой исследовательской работой. Сценография художника-постановщика Владимира Арефьева детально воспроизводит палаты московского Кремля эпохи Ивана Грозного и коммунальную квартиру 30-х годов. Каждая пуговица на манжете и каждая вытачка на платьях героев точь-в-точь повторяют исторические костюмы: художник Мария Боровская старалась воссоздать не только крой и декор, но и принты разных эпох. Костюмы собрались строго по историческим материалам: стрельцы, бояре, стольники будут выходить на сцену в рубахах и шароварах эпохи, даже если эти детали скрыты под кафтаном. Хореограф Сергей Землянский и артисты работали над образами булгаковских героев, исследуя поведение, походку, жесты людей прошлого. Композитор Алексей Айги написал для постановки музыку, стилизовав фольклорные и современные мелодии так, чтобы подчеркнуть характер персонажей разных эпох. И вне времени, вне пространств остался Булгаков - его язык, его стиль и фантасмагоричность мышления.

Режиссер, художественный руководитель Театра сатиры Сергей ГАЗАРОВ:

 Великолепный текст, фантастический язык, смешные персонажи – за всем этим кроются очень глубокие булгаковские смыслы. Писатель часто обращался к фантастическим сюжетам, и в них чувствуется тревога о человеке, который пытается войти на территорию неизведанного. Все это актуально и сегодня: генная инженерия, искусственный интеллект, клонирование – мы осваиваем новые пространства, где сами еще не знаем ни законов, ни правил. Вот почему персонажи Булгакова, проходя через эпохи, остаются понятными современному читателю и зрителю. Вот почему Булгакова нельзя расшифровывать исключительно в бытовом контексте, нужно глубже смотреть в его тексты, нужно чувствовать булгаковский полет.

 Комедия положений, где на сцене сталкиваются две эпохи, отправит в путешествие и зрителей. Для этого на помощь постановочной группе придут современные сценические технологии: одна эпоха будет растворяться в другой, появляясь из ниоткуда и исчезая в никуда, на глазах у зрительного зала. Для особого впечатления создатели спектакля сконструировали масштабную машину времени, она будет отправлять булгаковских героев 30-х годов в древнюю Москву, а Ивана Грозного – в Банный переулок, дом 10.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить