ГИС ЖКХ. Без руля и без ветрил

 ГИС ЖКХ. Без руля и без ветрил  - фото 1

 

 

Как расшифровывается аббревиатура ЖКХ известно всем (некоторые правда трактуют ее как «Живи Как Хочешь»), а вот что такое ГИС?

ГИС – это Государственная информационная система. Для чего нужны такие системы и что дают они потребителям?

Открытость и прозрачность. Эти два слова едва ли не чаще других слышатся, когда речь заходит о новых принципах работы органов власти, о повышении эффективности государственного управления.

Такая политика стала возможна с широким развитием IT-технологий и современных средств связи. Отвечая требованиям времени, во многих сферах экономической деятельности стали создаваться Государственные информационные системы (ГИС).

Основными целями создания ГИС являются получение в режиме мониторинга достоверных данных и представление физическим лицам, организациям, министерствам и ведомствам, органам государственной власти и органам местного самоуправления актуальной информации по состоянию данной сферы экономики.

Для сферы ЖКХ наиболее актуальными являются, безусловно, ГИС ЖКХ (в плане предоставления жилищных услуг), ГИС ТЭК (энергоресурсы) и ГИС ЭЭ (в вопросах повышения энергетической эффективности).

Построение таких мощных и фактически, всеобъемлющих систем, безусловно, встречает множество трудностей. Так, касаясь вопроса создания Государственных информационных систем, на заседании VI Совета по информационным технологиям в ТЭК, заместитель министра энергетики РФ Антон Инюцын, отметил: «Когда мы подхватили работу над этим проектом, рассматривалась идея сбора данных из первоисточников, но, когда мы начали считать, выяснилось, что процесс создания такой системы займет 5-6 лет, а ее стоимость может достигнуть 8-9 млрд. рублей, что означало бы дополнительную финансовую нагрузку для компаний».

Проблема достоверности данных, их сбора и передачи особенно актуальна для сферы ЖКХ, в которой основная их доля приходится на жилой сектор.

Навести порядок тут призваны ЕЦПиБ - Единые центры процессинга и биллинга (начисления платежей), создаваемые в регионах субъектами Федерации и ОАО «УЭК» («Универсальная электронная карта»).

«ЕЦПиБ позволяет решить три главные задачи обеспечения эффективности в ЖКХ: эталонная база, расщепление платежей, взаимодействие со всеми государственными информационными системами. Кроме того, ЕЦПиБ - единственный инструмент по борьбе с «грязными» данными и контролю игроков в отрасли», - полагает  президент ОАО «УЭК» Алексей Попов.

В принципе, расщепление платежей во многих регионах производится и сейчас. В Москве этим занимаются ЕИРЦ (Единые информационно-расчетные центры), в чьи обязанности договором вменяется ежедневно производить «расщепление» платежей поступивших от плательщиков за коммунальный ресурс и перечислять принятые платежи ресурсоснабжающим организациям, минуя счета управляющих компаний. Для жителей это тоже имеет значение, т.к. раньше были случаи задержки средств на счетах УК, после чего ресурсники «отключали газ».

Так же считается, что благодаря ГИС ЖКХ потребитель сможет производить расчет за жилищные и коммунальные услуги в более удобном для себя режиме с помощью электронных платежей по сети интернет или с помощью тех же универсальных электронных карт. Появится возможность в электронном виде направлять жалобы и даже проводить общие собрания собственников (!).

При всей очевидной полезности единой информационной системы, несколько беспокоит достоверность собираемой и контролируемой посредством нее информации.

Так, например, начисление платежей за коммунальные услуги. Данные о потребленных коммунальных ресурсах поступают в систему опосредованно, через несколько рук. Это касается как информации с общедомовых приборов учета (ОДПУ), так и с квартирных счетчиков.

Вот как вы предоставляете данные по показателям счетчиков горячей и холодной воды, установленных в ваших квартирах? Правильно, по старинке -  в письменно виде и в ящичек ГУ ИС. Наиболее продвинутые – через портал городских услуг или мобильное приложение «ЖКХ Москвы». Но это не исключает вариантов фальсификации и самих цифр, и «химичиния» со счетчиками. Ну и разброс времени подачи информации с 20 по 31 число месяца обесценивает эти данные с точки зрения учета объемов потребления, энергоэффективности и энергопотребления.

Та же история с ОДПУ. Сбор информации с них тоже чаще всего осуществляется в ручном режиме.

Кстати, косвенно это подтверждает и решение с 2016 перестать учитывать по факту расход коммунальных ресурсов на общедомовые нужды и просто добавлять в с троку жилищные услуги некую абстрактную величину, устанавливаемую субъектами Федерации для всех домов без разбора.

Именно по сути дела отказ от расчетов за фактически потребленные ресурсы и позволил в предусмотренные сроки запустить ГИС ЖКХ в опытном режиме в двух регионах Российской Федерации – Тульской и Ивановской областях.

К сожалению, в таком усеченном формате ГИС ЖКХ бесполезна для организации мероприятий по повышению энергоэффективности, оптимизации работы сетей и компаний – производителей энергоресурсов. Никак она не поможет и в деле наведения порядка и повышения эффективности работ в сфере ЖКХ.

Между тем, решение существует. Более того – реализуется на тысячах домов во многих субъектах Федерации.

Речь идет о внедрении автоматизированных систем учета, контроля и диспетчеризации энергоресурсов.

Интегрированный комплекс на базе таких систем не только осуществляет автоматический сбор, учет и регулирование энергопотребления, контроль и управление техническими параметрами энергоресурсов, но и создает для заинтересованных сторон доступную в режиме он-лайн базу данных учета по всем значимым параметрам, организует комплексное информационное обеспечение, переводя полученную информацию в легко понятную графическую форму.

         Анализ параметров позволяет видеть допущенные просчеты со стороны поставщиков энергоресурсов (недотопы, перетопы, недопустимые перепады давления), что способствует энергосбережению и совершенствованию энергосистемы в целом. Автоматизированные системы контроля выявляют и потенциально аварийные участки теплосетей, внося тем самым вклад в предотвращение чрезвычайных ситуаций.

         Т.к. автоматизированные системы «общаются» с поставщиком и потребителем в электронной форме, они легко интегрируются в Государственные информационные системы - ГИС ТЭК, ГИС ЭЭ и, конечно, ГИС ЖКХ, что позволит значительно повысить их информативность и положительный эффект для соответствующих секторов экономики.

         Конечно, сложно вести корабль без руля и без ветрил, но будем внимательно следить за результатами внедрения ГИС ЖКХ в двух пилотных регионах.

Игорь Егоров

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить