ВЫВОДЫ ЭКСПЕРТОВ
Эксперты РАНХиГС комментируют потенциал наращивания деловой и инвестиционной активности, опережающее развитии инфраструктуры и создание новых рабочих мест.
Андрей Марголин – о перспективах государственно-частного партнёрства
«...Большие перспективы у развития государственно-частного партнёрства - каждый успешно реализованный такой проект способствует укреплению доверия между государством, бизнесом и гражданским обществом, которое является обязательным условием улучшения инвестиционного климата».
Ирина Максимова – о показателях развития ключевых отраслей российской экономики в 2022 году
«По данным Росстата оборот всех организаций России в действующих ценах в октябре 2022 г. вырос по сравнению с январем 2022 г. на 104%. Наиболее высокий рост отмечается у предприятий по производству компьютеров, электронных и оптических изделий (222%), производству машин и оборудования (169%), производству транспортных средств и оборудования (235%)».
Дмитрий Агафонов – о ходе реализации федерального проекта «Развитие Северного морского пути»
«... Основной целью реализации федерального проекта «Развитие Северного морского пути» является формирование необходимой инфраструктуры, которая сможет обеспечить постепенное увеличение грузопотока до 80 млн тонн в 2024 г. и до плановых значений в 150 млн тонн к 2030 г.
По состоянию на конец декабря суммарный объем грузоперевозок с начала 2022 г. достиг рекордных 34 млн. тонн, что превышает утвержденные показатели».
Галина Дехтярь – о развитии внутреннего туризма и новых трендах в запросах путешественников
«Итогом 2022 года стало увеличение турпотока внутри страны практически до 60 млн путешественников, во многом, благодаря государственной программе кэшбека...».
Елена Акопян – о программе льготной ипотеки как драйвере развития отрасли
«По оперативным данным Росстата, в период с января по ноябрь 2022 года наблюдается положительная динамика прироста ввода в строй жилых помещений – 14,9% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г.
По данным финансового института развития в жилищной сфере, прирост объема выданных кредитов в ходе реализации программ льготного кредитования за период с январь по ноябрь 2022 года составляет 64,39 млрд. руб. Пролонгация программ льготного кредитования в 2023 году и изменение условий выдачи ипотеки на льготных условиях позволят и далее развивать строительную отрасль за счет расширения потенциальных заемщиков».
Оксана Ступникова – о развитии инфраструктурных финансовых инструментов и их значимости для развития территорий и повышения качества жизни
«В 2023 г. предусмотрено выделение кредитов на сумму около 500 млрд. руб. (в 2022 г. была определена такая же сумма и данным механизмом смогли воспользоваться 84 субъекта РФ). Средства выделяются из федерального бюджета, но выделение средств осуществляется на конкурсной основе в рамках лимитов.
... Новым инструментом стали инфраструктурные облигации, выпускаемые как частными, так и государственными компаниями для финансирования инфраструктурных объектов».
Татьяна Головина – о современных реалиях кластерной политики в России
«Инновационно–технические и высокотехнологические проекты Национальной технологической инициативы (НТИ) должны быть ориентированы на межрегиональное сотрудничество субъектов РФ в социально–экономической сфере через обмен опытом, информационными ресурсами, трудовыми кадрами и технологиями».
Ирина Свириденко – о реализации плана «Трансформация делового климата»
«В результате реализации плана «Трансформация делового климата» только за III квартал 2022 года в сфере экспорта товаров и услуг расширен диапазон категорий товаров, в отношении которых применяется приоритетный порядок совершения таможенных операций...
Катализатором развития делового климата в России стали национальные проекты и программы. Так, реализовать свой потенциал в рамках программы «Дальневосточный гектар» смогли уже 111 тыс. человек. По состоянию на сентябрь 2022 года предоставленная территория составляет площадь 73 тыс. га. Граждане берут землю для строительства жилья (42%), ведения сельского хозяйства (34%), предпринимательства (10%), туристических проектов (7%) и прочих видов деятельности (7%)».
Евгений Анисимов – о ключевых технологиях и подходах к стимулированию экономического роста
«Решение задачи по опережающему развитию инфраструктуры должно основываться на технологиях, которые способствуют наращиванию деловой, инвестиционной активности и созданию новых рабочих мест, перестраивают существующие бизнес–процессы и создают новые рынки...»
КОММЕНТАРИИ И ОЦЕНКИ ПРЕЗИДЕНТА РФ И ЧЛЕНОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Президент РФ Владимир Путин:
– Важнейшим условием для наращивания деловой, инвестиционной активности, создания рабочих мест является опережающие развитие инфраструктуры.
http://kremlin.ru/events/president/news/70086
Вице–премьер Правительства РФ, полномочный представитель Президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев:
– При реализации инвестпроектов с господдержкой [на Дальнем Востоке] создано 107 тыс. рабочих мест, построено почти 600 новых предприятий.
https://t.me/government_rus/5828
Вице–премьер Правительства РФ по вопросам цифровой экономики и инновациям, связи, СМИ, а также культуры, туризма и спорта Дмитрий Чернышенко:
– Благодаря национальной программе «Цифровая экономика» в малонаселенных пунктах установлено более 1800 базовых станций и оборудовано порядка 14 тыс. точек доступа к скоростному и устойчивому интернету.
https://t.me/government_rus/5820
Вице–премьер Правительства РФ Марат Хуснуллин:
– На инвестиционно-бюджетные кредиты в бюджете предусмотрено порядка 1 трлн рублей. Порядка 30% регионов приняли решение взять кредиты для ремонта систем ЖКХ. Формируется новая программа, по которой планируется обновить не менее 200 тыс. км сетей.
https://t.me/government_rus/5819
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ АКАДЕМИИ
Андрей Марголин, директор Института финансов и устойчивого развития РАНХИГС, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ – о перспективах государственно-частного партнёрства
«Неслучайно вице-премьер российского правительства Андрей Рэмович Белоусов в качестве одной из ключевых задач на 2023 год определил формирование благоприятного инвестиционного климата. В условиях санкций особое значение приобретает оптимальное сочетание государственной поддержки приоритетных проектов с созданием комфортных условий инвестирования для негосударственного сектора отечественной экономики. Очень важно снять до сих пор существующие избыточные административные барьеры инвестиционной деятельности. Управленческий принцип «если деньги в дефиците, дай свободу» актуален как никогда. Большие перспективы у развития государственно-частного партнёрства - каждый успешно реализованный такой проект способствует укреплению доверия между государством, бизнесом и гражданским обществом, которое является обязательным условием улучшения инвестиционного климата».
Ирина Максимова, профессор кафедры экономики и финансов Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС, доктор экономических наук – о показателях развития ключевых отраслей российской экономики в 2022 году
«В жестких условиях экономических санкций предприятия России переживают нелегкий период. Но уже можно говорить о том, что во всех отраслях экономики России наметились положительные тенденции. По данным
Росстата оборот всех организаций России в действующих ценах в октябре 2022 г. вырос по сравнению с январем 2022 г. на 104%. Наиболее высокий рост отмечается у предприятий по производству компьютеров, электронных и оптических изделий (222%), производству машин и оборудования (169%), производству транспортных средств и оборудования (235%) – то есть предприятий, которые относятся к наукоемким отраслям. Так, в 2022 году в региональные автопарки поставлено 1122 единицы транспортных средств: 828 автобусов, 191 троллейбус, 103 трамвая.
Неплохо набирают обороты предприятия по производству товаров потребительского назначения. Наиболее высокий рост производства в данных отраслях отмечается на предприятиях по производству кожи и изделий из кожи (172%), одежды (167%), текстильных изделий (127%). Можно говорить и о том, что экономические санкции со стороны западноевропейских стран сыграли положительную роль в развитии импортозамещения. Так, например, производство лекарственных препаратов в октябре 2022 г. при отсутствии пандемии по сравнению с январем 2022 г. выросло на 2%.
Мощным драйвером экономики можно считать строительную отрасль. Текущий год станет самым успешным для отечественного жилищного строительства (прирост производства около 105,8%). Одним из главных рычагов поддержки строительной отрасли стало субсидирование процентных ставок до 15% для застройщиков на фоне удорожания кредитов (последнее обусловлено повышением ключевой ставки ЦБ в условиях западных санкций).
В 2022–2024 гг. правительство РФ планирует направить на национальные проекты связанные со строительством суммарно почти 9 трлн. руб. Существенную роль в обновление объектов инфраструктуры в России должны сыграть инфраструктурные облигации. По данным
РБК, программа Инфраструктурных облигаций АО «ДОМ.РФ» уже сейчас охватывает 66 городов России. С использованием инструмента инфраструктурных облигаций в России реализуется 31 проект.
Высокие темпы роста отмечаются в индустрии туризма. Достаточно сказать, что во втором квартале 2022 г. объем туристических услуг в России, по данным Росстата составил около 50 млрд. руб. Согласно данным
Ассоциации туроператоров России, растет спрос со стороны населения на туристические поездки по стране. По предварительной оценке Аналитической службы АТОР, по итогам 2022 года три четверти проданных туров и размещений в России пришлись на 5 регионов (они же – лидеры и новогоднего спроса в РФ): Краснодарский край (44%), Санкт–Петербург (12%), Кавминводы (9%), Москва (6%), Подмосковье (5,5%). В ТОП–10 также вошли Крым, Калининградская область, Карелия, регионы Урала и Сибири. Рост речного круизного турпотока в 2022 году составил около 128%, а общее количество туристов на реках России приблизилось к допандемийным показателям.
Экономическую ситуацию в регионах России можно считать стабильной. По результатам оценки устойчивого развития рейтингового Агентства Агентства «Эс Джи Эм» в пятерку лидеров вошли Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Татарстан, Тюменская область. Это регионы, население которых превышает 4 млн человек, и которые входят в число крупнейших субъектов РФ по объему ВРП. В ТОП–10 также вошли Ямало-Ненецкий и Ханты–Мансийский автономные округа, Белгородская, Сахалинская и Калужская области. В разрезе федеральных округов более высокие позиции занимают регионы Уральского, Приволжского и Центрального округов, наиболее низкие – Северокавказского и Дальневосточного.
Интенсивно развивается окраина России – Дальний Восток. По данным Росстата оборот организаций дальневосточного федерального округа по всем видам деятельности в I квартале 2022 г. составил 3,2 трлн рублей, или 135,3% к уровню соответствующего периода предыдущего года. Индекс промышленного производства в 1 квартале 2022 г. по сравнению с прошлым годом составил 105,0%. Доля округа в общероссийском объеме работ, выполненных собственными силами по строительству, составила 8,5%. В расчете на душу населения было реализовано товаров на 68,4 тыс. рублей (в среднем по России – на 70,2 тыс. рублей). В I квартале 2022 г. населению было оказано платных услуг на 168,5 млрд. рублей, индекс физического объема по сравнению с соответствующим периодом 2021 г. составил 98,3%.
Высокие результаты отмечаются в развитии Северного морского пути. Большой Северный морской путь от Мурманска до Владивостока играет важнейшую роль в обеспечении транспортной безопасности, связывает по морю европейскую часть России с Дальним Востоком. Как следует из планов развития планов развития Северного морского пути,, весомым толчком для развития региона может стать дальнейшее наращивание мощности судоремонтного кластера, что является важным фактором для устойчивого роста экспортного, каботажного и транзитного грузопотока».
Дмитрий Агафонов, заместитель директора Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей Института экономики естественных монополий (ИЭЕМ) РАНХиГС – о ходе реализации федерального проекта «Развитие Северного морского пути»
«Сложившиеся в 2022 г. геополитические условия не отразились на плановых показателях транспортно-логистической работы Северного морского пути как важнейшего транспортного коридора нашей страны. По состоянию на конец декабря суммарный объем грузоперевозок с начала 2022 г. достиг рекордных 34 млн. тонн, что превышает утвержденные федеральным проектом «Развитие Северного морского пути» показатели в 32 млн. тонн.
На настоящее время в структуре перевозок преобладают энергоносители – нефтепродукты, газоконденсат и уголь. Необходимо отметить, что основной целью реализации федерального проекта «Развитие Северного морского пути» является формирование необходимой инфраструктуры, которая сможет обеспечить постепенное увеличение грузопотока до 80 млн тонн в 2024 г. и до плановых значений в 150 млн тонн к 2030 г.
В рамках создания новой транспортно-логистической инфраструктуры на Северном морском пути в этом году были спущены два атомных ледокола нового класса, благодаря которым навигация в данном направлении должна стать круглогодичной.
Маршрутная сеть Северного морского пути должна рассматриваться как полигон для дальнейшего развития северных арктических территорий и стабильного обеспечения постоянного грузопотока между европейской частью России и странами Азиатского региона. Безусловно, рост грузопотока и ввод в эксплуатацию новых атомных судов является позитивным трендом и надеждой на дальнейшее успешное освоение данной маршрутной сети».
Галина Дехтярь, профессор кафедры управления бизнес–процессами Факультета рыночных технологий Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС, кандидат педагогических наук – о развитии внутреннего туризма и новых трендах в запросах путешественников
«Итогом 2022 года стало увеличение турпотока внутри страны практически до 60 млн путешественников, во многом, благодаря государственной программе кэшбека. В два раза выросло количество отдыхающих в стране и путешествующих с целью оздоровления, отдыха и досуга. Хорошие результаты показал и водный туристский транспорт, тоже благодаря возврату 20% от стоимости тура, так как цены на такой вид путешествий достаточно высоки.
Московские и питерские отели показали максимальную загрузку в летний период, новогодние каникулы нового 2023 года также продемонстрировали высокий спрос на отели и интерес туристов к поездкам в праздничные дни. Популярными направлениями стали курорты Краснодарского края – Сочи, Краснодар, Кавказские Минеральные Воды и Санкт–Петербург, республики Северного Кавказа (преимущественно Чечня и Дагестан), Подмосковье, Калининград, Крым, Шерегеш, Казань. Еще популярны речные круизы из Москвы в Тверь, Мышкин, Углич, Рыбинск, Казань, Ярославль, Пермь и железнодорожные туры – в Карелию, Йошкар-Олу, Калининград, Самару и Тольятти.
В 2022 году на долю организованного туризма пришлось 84% турпотока и всего 16% – на самостоятельные бронирования. Ввиду экономии денежных средств сейчас началось оживление самостоятельного проектирования туров одного дня вблизи мест проживания.
Следует отметить, что в 2022 году изменился портрет среднестатистического туриста. Музейная статистика констатирует, что среди посетителей стало больше индивидуальных туристов, семейных групп. Люди стали более требовательными к уровню сервиса. Это прежде всего те, кто привык ездить за границу, а теперь путешествуют по России и хотят получить максимум услуг. Это также автотуристы, которые путешествуют на своём транспорте и, в том числе, оценивают состояние трасс и качество предприятий общепита. Россияне сегодня хотят увидеть что–то необычное, нестандартное, очень востребованы экскурсии. Люди едут и на привлекательные мероприятия, потому туристическим объектам крайне важно информировать о них заранее в социальных сетях и СМИ».
Татьяна Головина, профессор кафедры менеджмента и государственного управления Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС – о перспективах развития туристской деятельности в России
«Одним из экономических компонентов делового климата выступает туризм. Благоприятное влияние туризма проявляется в увеличении объемов дополнительного дохода, поступающего в федеральные и региональные бюджеты, в создании новых рабочих мест, в культурном обогащении и укреплении здоровья людей.
На данный момент развитие внутреннего туризма в России приобрело характер объективной необходимости (ввиду лимитирующих факторов внешней среды). Безусловно развитие внутреннего туризма должно обеспечивать справедливое распределение социально–экономических выгод для всех заинтересованных сторон: как для путешественников, так и населения принимающих регионов, что выражается в предоставлении стабильных рабочих мест и занятости, возможности получения дохода и социальных услуг и др.
Для дальнейшего развития туристской деятельности, как сферы экономики, необходимо дополнительное научное развитие этой среды. Необходимо уделить внимание разработке программ развития туризма для административных единиц регионов России на основе проектного подхода путём формирования научных сообществ с привлечением заинтересованных сторон от бизнес – структур, органов власти, населения. Реализация программ развития туризма должна предоставлять туристам отдых и досуг более высокого качества, новые аттракции и туристские дестинации, а также в долгосрочной перспективе содействовать формированию более развитой туристской инфраструктуры».
Елена Акопян, доцент кафедры экономики и финансового права Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС, кандидат экономических наук – о программе льготной ипотеки как драйвере развития отрасли жилищного строительства
«Ипотечное кредитование традиционно выступает инструментом формирования спроса в строительной отрасли и является катализатором динамичного развития других отраслей национального хозяйства. По оперативным данным Росстата, в период с января по ноябрь 2022 года наблюдается положительная динамика прироста ввода в строй жилых помещений – 14,9% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. Государственные программы льготного кредитования, реализуемые на территории РФ, позволили нарастить объемы вводимого жилья за счет повышения его доступности для населения. Анализ данных демонстрирует расширение количества участников программ, расширение линейки продуктов льготного кредитования и, как следствие, наращивание объемов выданных кредитов на приобретение жилья. Согласно исследованию Frank RG о структуре портфеля розничных кредитов российских банков, доля ипотечного кредитования составляет 51,9% в общем объеме выданных кредитов. В целом выдачу ипотечных кредитов осуществляют 247 банков, из которых 76 банков участвуют в программе льготной ипотеки. По данным финансового института развития в жилищной сфере, прирост объема выданных кредитов в ходе реализации программ льготного кредитования за период с январь по ноябрь 2022 года составляет 64,39 млрд. руб.
Пролонгация программ льготного кредитования в 2023 году и изменение условий выдачи ипотеки на льготных условиях позволят и далее развивать строительную отрасль за счет расширения потенциальных заемщиков. Так, например, появится возможность оформить семейную ипотеку гражданам РФ, имеющим двух и более детей, не достигших 18 лет на дату заключения договора».
Оксана Ступникова, декан факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС, кандидат экономических наук, доцент – о развитии инфраструктурных финансовых инструментов и их значимости для развития территорий и повышения качества жизни
«Летом 2022 г. в России стал использоваться новый инструмент – инфраструктурные бюджетные кредиты, основной целью которых является поддержка регионов через обеспечение их заемными средствами на длительный срок под минимальные процентные ставки. Так, программа предусматривает возможность получения кредита на срок до 15 лет под 3% годовых для развития в регионах РФ науки, образования и экономики. Так, в Кабардино-Балкарии за счет таких займов планируется построить новый водопровод для обеспечения питьевой водой жителей Баксанского района.
В 2023 г. предусмотрено выделение кредитов на сумму около 500 млрд. руб. (в 2022 г. была определена такая же сумма и данным механизмом смогли воспользоваться 84 субъекта РФ). Средства выделяются из федерального бюджета, но выделение средств осуществляется на конкурсной основе в рамках лимитов (пропорционально численности населения с учетом долговой нагрузки региона). Получается, чем меньше задолженность региона, тем на больший объем инфраструктурных кредитов можно рассчитывать. При этом, если проект реализуется по поручению Президента РФ или Председателя Правительства РФ, критерии конкурсного отбора не применяются.
Еще одним новым инструментом стали инфраструктурные облигации, выпускаемые как частными, так и государственными компаниями для финансирования инфраструктурных объектов. Полученные средства планируется использовать на развитие дорожной, социальной, общегородской и других видов инфраструктуры. Так, во Владимирской области за счет инфраструктурных облигаций планируется построить ТЭЦ, в Нижнем Новгороде – очистные сооружения, в Тольятти – трассу в обход города и т. д.
Стоимость таких кредитных ресурсов составляет до 4%, а оформление заявки осуществляется через «Дом.РФ». Важно и то, что выпуском и размещением облигаций занимается не сам регион, а специализированное общество проектного финансирования «Инфраструктурные облигации» (дочерняя организация «Дом.РФ»), которое впоследствии и переводит полученные средства региону. Среди преимуществ таких облигаций, несомненно, стоит отметить их надежность (из-за государственного участия), стабильность и предсказуемость, а также низкую волатильность. Но при этом они обладают невысокой доходностью.
Таким образом, инфраструктурные бюджетные кредиты и инфраструктурные облигации позволят обеспечить развитие территорий и повысить качество жизни людей. Их эффективность доказана мировым опытом, и они весьма успешно могут найти применение и развитие в России».
Татьяна Головина, профессор кафедры менеджмента и управления персоналом Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС – о современных реалиях кластерной политики в России
«В ходе пленарного заседания Петербургского международного экономического форума, состоявшегося 17 июня 2022 г., Президент России обозначил новые задачи по технологическому развитию страны как сквозному направлению, которое определит не только текущее десятилетие, но и весь XXI век. Для этого необходимо решение ключевых вопросов по созданию комфортных условий для развития промышленных кластеров в части их финансирования, льготного налогообложения и создания механизмов гарантированного долгосрочного спроса на новую инновационную продукцию. Причем было обращено внимание на то, что поставленные задачи должны быть выполнены до конца текущего года, и с 1 января 2023 г. промышленные кластеры должны начать работать в новых условиях, что будет способствовать повышению инновационного потенциала национальной экономики и обеспечению ее экономического роста.
Перспективность развития кластерной политики подтверждается тем, что за последние десятилетия отмечается значительный рост числа кластеров, создаваемых в различных отраслях промышленности. В сложившихся условиях повышение конкурентоспособности российской промышленности без реализации потенциала инновационной деятельности невозможно. В этом смысле элементы Национальной технологической инициативы (НТИ), как и отдельные направления национальной инновационной системы, встраиваются в расширительное понимание промышленной кластерной политики. Необходимо стимулировать развитие отдельных рынков НТИ на территории отдельных групп регионов в соответствии с географическими, климатическими и экологическими условиями, политическими и экономическими реалиями.
Инновационно–технические и высокотехнологические проекты НТИ должны быть ориентированы на межрегиональное сотрудничество субъектов РФ в социально–экономической сфере через обмен опытом, информационными ресурсами, трудовыми кадрами и технологиями».
Ирина Свириденко, заведующая кафедрой юриспруденции и гуманитарных дисциплин Оренбургского филиала РАНХиГС, кандидат философских наук – о реализации плана «Трансформация делового климата»
«Развитие делового климата сегодня – это не только создание институциональных, политических и регулятивных условий для развития предпринимательства, это еще и взгляд в будущее, опережающее формирование инфраструктуры, нацеленное на приток инвестиций, расширение экономических связей, создание рабочих мест, активное участие страны в глобальной конкуренции.
Фундаментом трансформаций можно считать функционирование механизма управления системными изменениями нормативно правового регулирования предпринимательской деятельности «Трансформация делового климата». Данный механизм представляет собой оперативное реагирование власти на запросы бизнес–сообщества, прежде всего, на устранение недостатков нормативных правовых актах.
В результате реализации плана «Трансформация делового климата» только за III квартал 2022 года в сфере экспорта товаров и услуг расширен диапазон категорий товаров, в отношении которых применяется приоритетный порядок совершения таможенных операций, что в перспективе обеспечит сокращение временных и финансовых издержек участника внешнеэкономической деятельности при перемещении таких товаров таможенной границы ЕАЭС. С 45 до 30 дней сокращен срок получения решения о государственной аккредитации участников ВЭД, создавших внутренние программы экспортного контроля, или об отказе в государственной аккредитации. Усовершенствован механизм исполнения обязанности экспортера по возврату валютной выручки в отдельных случаях зачетов встречных требований по обязательствам, вытекающим из условий внешнеторгового договора, или замене новым обязательством.
В области промышленного строительства оптимизированы требования пожарной безопасности в части организации подъездов для передвижной пожарной техники.
В сфере корпоративного управления предусмотрен механизм, позволяющий публичным акционерным обществам приобретать собственные акции на организованных торгах в рамках специальной программы.
Катализатором развития делового климата в России стали национальные проекты и программы. Так, реализовать свой потенциал в рамках программы «Дальневосточный гектар» смогли уже 111 тыс. человек. По состоянию на сентябрь 2022 года предоставленная территория составляет площадь 73 тыс. га. Граждане берут землю для строительства жилья (42%), ведения сельского хозяйства (34%), предпринимательства (10%), туристических проектов (7%) и прочих видов деятельности (7%). Наибольший интерес к программе на сегодня отмечен в Приморском, Хабаровском краях, Сахалинской, Амурской областях и Якутии, на территории Арктической зоны — в Карелии, Мурманской и Архангельской областях.
Аналитический обзор «X ежегодная оценка инвестиционной привлекательности регионов России», проведенный Национальным Рейтинговым Агентством, свидетельствует, что официальная статистика пока не зафиксировала спада инвестиций на национальном уровне. В 2021 году в условиях выхода из острой фазы пандемии и сравнительно спокойного геополитического фона годовой прирост инвестиций в основной капитал в России составил 7,7% – рекордный результат за пять лет. В январе — сентябре 2022 года динамика объема инвестиций в основной капитал оказался на 5,9% выше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Однако итоговые данные за 2022 год, вероятнее, покажут ухудшение инвестиционной динамики на фоне неблагоприятных геополитических факторов.
По итогам 2021 года инвестиции в основной капитал выросли в 56 регионах России и лишь в 29 регионах произошло снижение инвестиционной активности. По итогам первых девяти месяцев 2022 года картина стала чуть менее позитивной: за указанный период инвестиции в основной капитал в 52 регионах выросли, а в 33 регионах – снизились.
В 2022 году большинству регионов России удалось сохранить свои позиции по уровню инвестиционной привлекательности. Список регионов, лидирующих по уровню инвестиционной привлекательности, в 2022 году незначительно изменился. Москва является абсолютным лидером, оставаясь даже в турбулентных условиях недосягаемой по показателям эффективности экономики, инфраструктурного развития, качества институтов и финансовой устойчивости. В число регионов с «высокой» инвестиционной привлекательностью вошли Пермский и Хабаровский края, Курская и Тульская области. В этих регионах, традиционно обладающих высоким промышленным потенциалом, произошли положительные изменения с точки зрения улучшения институциональной среды и развития инфраструктуры. Количество регионов–аутсайдеров по уровню инвестиционной привлекательности в 2022 году – минимальное за 10 лет.
Актуальными темами для встреч предпринимателей, представителей органов законодательной и исполнительной власти в текущем году оставались вопросы глобальной трансформация делового климата в связи с новой экономической реальностью, инициативы бизнеса по улучшению деловой среды, новые меры поддержки, обеспечивающие экономическую безопасность в санкционных условиях, инвестиции в туризм, новые перспективы роста. Указанное тематическое направление останется актуальным для обсуждений и в ближайшей перспективе».
Евгений Анисимов, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления факультета государственного управления и права Московского областного филиала РАНХиГС – о ключевых технологиях и подходах к стимулированию экономического роста
«Решение задачи по опережающему развитию инфраструктуры должно основываться на технологиях, которые способствуют наращиванию деловой, инвестиционной активности и созданию новых рабочих мест, перестраивают существующие бизнес–процессы и создают новые рынки. К числу таких современных технологий можно отнести:
1.Модернизация инфраструктуры электротранспорта в крупнейших российских городах (Москва, Санкт–Петербург, Краснодар, Екатеринбург, Иркутск, Красноярск, Сочи, Орел, Курск, Волгоград, Южно-Сахалинск и др.).
2.Строительство и реконструкция объектов обработки ТКО.
3.Строительство легких железных дорог, использующих радиосистему контроля движения поездов.
4.Создание «Умных городов» (Smart Cities) по всей территории Российской Федерации, представляющих собой переоборудованные зоны с полноценным доступом в интернет, возобновляемой энергией и новейшими разработками в области автоматизированных технологий, в которых жители имеют смарт–карту, которая является личным ключом ко всему в городе: поездке в метро, оплате парковочного места, просмотру видеоконтента, прокату бесплатного общественного транспорта и др. Инфраструктура таких «Умных городов» (Smart Cities) основана на сетевых технологиях, объединяющих все эксплуатационные системы в единое целое.
5.Строительство железнодорожных тоннелей.
6.Создание и поддержка транспортных организаций предоставляющих услуг аэротакси и использующих дроны для перевозки грузов.
7.Создание и поддержка предприятий использующих 3–D печать при строительстве инфраструктурных объектов.
Создание и поддержка организаций, разрабатывающих технологии нейроинтерфейсов»
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru