Экологический туризм – это не иллюзия

Экологический туризм – это не иллюзия  - фото 1В московском кинотеатре «Иллюзион» состоялся закрытый показ документального фильма «Отражение гор. Алтай». Герои картины - жители алтайской глубинки. Среди своих земляков они выделяются тем, что на свой страх риск открыли свое дело – занимаются экологическим туризмом. О том, почему именно туда обратила взор съемочная группа в интервью журналу «ЭкоГрад» поведали режиссер фильма Александра Марченко и продюсер Владимир Комаров.

Горный Алтай. Это уникальный природный заповедник. Жизнь людей протекает немного иначе. Требует труда и терпения. Многие от безысходности выбирают скользкий путь браконьерства. Но фильм не об этом. Герои этого документального кино ищут созидательные направления. Они решились отступить от привычного уклада, каждый по-разному. В степи, у рек или в лесу, они находят ответы... в отражении гор.

          Экологический туризм – это не иллюзия  - фото 2

- Как возникла идея снять именно такой фильм?

Владимир Комаров:
- Идею фильма нам «подбросили». И вот как это получилось. Всемирный фонд дикой природы WWF и фонд Citi Foundation реализуют программу «Устойчивое жизнеобеспечение населения на Алтае». Их совместная программа получилась успешной. И они задумали снять об этом фильм.

Программу создали для снижения уровня браконьерства в горах Алтая в России на границе с Монголией. Местным жителям выделили гранты на развитие малого бизнеса в сфере экологического туризма и народных промыслов. Здорово, что проект оказался успешен, и фондам захотелось рассказать о положительных результатах.

Мы, разумеется, подхватили идею и предложили снять настоящее документальное кино для больших экранов и фестивальных площадок. Интересы совпали. Нам выделили производственный бюджет, вложила средства и студия Magic Production. Интерес компаний, отчасти, был связан с тем, что для обоих фондов это первый опыт поддержки фильма, рассчитанного на фестивальную дистрибуцию.

Кто Вам помогал в осуществлении вашего творческого проекта?

Александра Марченко:
- Мы привлекли к работе двух операторов. Оба прекрасно справились с поставленными задачами. С Алексеем Янковым мне и ранее приходилось сотрудничать. Можно сказать, что мы прошли с ним огонь и медные трубы в экспедиции по Татарстану незадолго до съемок на Алтае. У Леши оригинальный творческий взгляд. Часто он подавал нам оригинальные художественные решения. И Петр Воронцов не мене уникальный техник. В походных условиях отремонтировал коптер, сломавшийся во время съемок. Отремонтированный четыре раза коптер до сих пор летает!

Такое партнерство и конкуренция дали свои результаты. Ребята работали в определенной состязательности, что мотивировало их на качественную работу. Не мене важно для нас и то, что, они дополняли друг друга. Но главное, что они стали соавторами. У каждого была своя камера и максимальная свобода действий.

Без продюсера Володи Комарова невозможно представить наш проект. Выскажу мнение, что это один из лучших продюсеров, с кем я работала. После трудных смен садился и разбирал отснятые материалы. Поддерживал во всем и на всех этапах.

Бесперебойное и безопасное передвижение съемочной группы осуществлял водитель. Это профессиональный водитель -Борис Альков. Который возил нас по очень сложным маршрутам в самую разную погоду. Помогал с техникой и при необходимости даже приютил на ночь. Наша команда отлично сработалась на месте, впечатления после возвращения у всех были эйфоричные, хотя работать было тяжело из-за сжатых сроков и 18-часовых смен. Но мы, кстати, постоянно смеялись, чем удивляли наших героев.

           Экологический туризм – это не иллюзия  - фото 3

Александра Марченко:

- Мне помогали мои единомышленники. Без них, наверное, было бы очень сложно. Один из них режиссер игрового кино и монтажер из Франции Реми Базеркью. Реми совсем не знает русского, но это нам не мешало в работе. Я ставила ему художественную задачу, а он собирал монтажную концепцию эпизода. Он отнесся к материалу, как игровому и это был интересный ракурс. Это позволило мне дистанцироваться от съемок и создать фильм.

Акцент сделали на монтажные приемы. Такой прием позволил уйти от привычной этники и стилистики. В монтаже для нас был важен пульс, который задает музыка, электронные композиции со сложным ритмом. Их писал британский композитор Кристофер Сарантис. Кристофер пришел на проект за месяц до окончания постпродакшна и выдавал невероятные объемы материала, чем нас просто покорил. Определенным лейтмотивом стала для нас эклектика сериала «Никельбокер» Стивена Содерберга и музыкальные темы Cliff Martinez.

Огромная заслуга и тех, кто осуществлял звуковое оформлении картины. Звукорежиссер фильма Настя Пасенчук работала с проектом в течении 27 смен. Это не малый объем. Цветокоррекцию готовил Владимир Джиоев. Если сроки съемок у нас были сжатыми, то постпродакшн мы делали от души, столько сколько надо. Это потребовало определенного терпения от спонсоров, за что им огромное спасибо. И за всем этим, конечно, кроется большая работа нашего продюсера.

                       

- Отбор главных персонажей сами проводили?

Александра Марченко:
- Выбор на этих людей выпал не случайно. Мы просмотрели огромный список кандидатов, подготовленный к съемкам. Среди них мы и искали своих героев. Основной критерий отбора –это то, что они должны выделяться из обычной среды и быть созидателями. Иными словами, быть людьми, которые конструируют что-то, новое, свое. И самое главное, чтобы они осознавали свое отличие от окружающих.

Одна из наших героинь- мать одиночка, что для тех мест нетрадиционно. И при этом она успешно развивает свое дело, мечтает о новых горизонтах. Признается, что сильно загружена работой и проводит очень мало времени с маленьким сыном. Но рассчитывает, что ее опыт откроет для него больше возможностей в будущем. Я выстраивала свое ощущение героев исходя из того, что видела и наблюдала. Не думаю, что их образы сильно противопоставлены окружающим их людям.

           Экологический туризм – это не иллюзия  - фото 4

- Одно из условий успеха при осуществлении подобных проектов это доверие, взаимопонимание членов творческого коллектива ....

Владимир Комаров:
- У нас сложился дружный коллектив. Мы были объединены одной целью. Буквально с первого знакомства и рабочих контактов очень хорошо понимали друг друга. Да и времени на притирки коллектива просто не было. У нас с Шурой сразу установились деловые отношения. До экспедиции на Алтай мы встретились один раз и после этого контакта сразу смело отправились в путь. Я не смотрел фильм до самого последнего момента, точнее до цветокоррекции. Просмотр меня поразил. Поразило совпадение ощущений от того, что я увидел на экране и ощущений, что мы испытывали на месте. Считаю, на уровне чувств мы здорово передали атмосферу Алтая.

- А долго длился процесс, весь собранный материал вошел в фильм или что-то осталось за кадром?

Александра Марченко:
- У нас было 12 дней. И в него необходимо было уложиться. Срок очень короткий. Учитывая, что необходимо было добраться до места, а это не ближний свет. По ходу работу пришлось вносить коррективы. Ряд эпизодов не вошли в фильм. Из пяти отснятых героев в картину вошли трое. Некоторые запланированные съемки вообще пришлось отменить. Несколько персонажей вообще не получилось записать, так как меня не пустили в приграничную зону рядом с Монголией. Мне, как гражданке Украины, требуется на это специальное разрешение. Мы, увы, по незнанию не оформили такие документы. Ну что поделаешь, внесли коррективы в план. Изменили маршрут прямо на месте. Поэтому в съемках была доля импровизации.

- Всю творческую задумку, которую планировали, удалось воплотить?

Александра Марченко:
- В моей первой заявке фильм назывался «Четыре стихии». В нем каждому герою соответствовала своя стихия и свой цвет. В процессе съемок остались три героя, но принцип мы постарались сохранить. Первой героине Айсулу Такиной соответствует вода и синие оттенки.

Леонид Кукпеков живет в степи, его цвет желтый. Михаил Гребенкин ассоциируется с красным, но не по принципу внешнего окружения. Он лучше всего отражает его внутреннее настроение. На съемки мы брали с собой цветные дымовые шашки, чтобы экспериментировать с изображением. Следы наших опытов видны на экране, но не в том количестве, какое планировали изначально. Все-таки концептуальность должна быть умеренной.

           Экологический туризм – это не иллюзия  - фото 5

           Экологический туризм – это не иллюзия  - фото 6

           Экологический туризм – это не иллюзия  - фото 7

Наша главная задача создать красивую, образно-поэтическую картину удалась. Мы намерено отошли от социальных конфликтов и реалистичного взгляда на быт.

Дорджи Нимгиров, Ольга Баженова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить