Систему здравоохранения реформируют с завидной регулярностью начиная, наверное, с первых «жирных годов» - начала 2000-х.
Сейчас, наверное, мало кто помнит, что был такой национальный проект «Здоровье», стартовавший в 2006 году и призванный повысить доступность и качество медицинской помощи. В 2006 – 2009 годах на его реализацию было только из федерального бюджета выделено более половины триллиона рублей.
В итоге, с управленческой точки зрения, был вызван хаос из-за создавшейся диспропорции в оплате труда врачей общей практики и профильных специалистов, дефицит последних и как следствие, неэффективность использования сложнейшего оборудования в изрядном количестве закупаемого для медицинских учреждений в рамках нацпроекта.
Еще пять лет и значительные бюджетные суммы ушли на ликвидацию последствий этой реформы.
Но эти все эксперименты проводились в период абсолютного избытка финансовых средств, когда экономика России просто физически не усваивала поток обрушившихся на нее нефтедолларов.
Нынешняя государственная программа «Развитие здравоохранения», а точнее ее второй этап 2015-2020 гг., будет реализовываться в совсем других условиях.
Об особенностях этого этапа реализации Программы рассказала в рамках работы площадки «Эффективное здравоохранение» Министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Скворцова.
Что радует – врачей больше трогать не будут.
Основное внимание будет уделяться повышению квалификации управленческих кадров в сфере здравоохранения, внедрению профессиональных стандартов менеджеров по финансово-экономическим вопросам и менеджеров качества медицинских услуг.
Вот как актуальность этого направления объяснила сама госпожа министр:
«В современный период развития здравоохранения в нашей стране особую значимость приобретает повышение качества управления в здравоохранении. Связано это со многими, в том числе новыми процессами, которые сейчас зарождаются и развиваются: увеличением количества государственных ресурсов которые направлены на реализацию программы государственных гарантий. 2015 год — это первый год, когда по полному тарифу фактически уплачиваются страховые взносы за неработающее население. Во-вторых — необходимость повышения эффективности расходования государственных средств. В-третьих — это реорганизация финансовых потоков и формирование преимущественно одноканального финансирования»
При этом, с одной стороны, привычно уповая на государство, Вероника Скворцова отметила и важность задействования частного бизнеса и государственно-частных партнерств в реализации намеченной программы. Ведь одним из важнейших ее результатов должно стать увеличение обеспеченности врачами (на 10 тыс. населения) до 44,8 в 2020 году, что мало реально, если уповать на одни только государственные ресурсы.
Однако, цель коммерческих предприятий – получение прибыли и как тут найти баланс между прибылью одних и бесплатной качественной медицинской помощью для других – большой вопрос.
Игорь Егоров