Дома культуры как общедоступная платформа, SMM для глухих и дети в музеях: итоги выездной сессии Открытого лектория «Культура 2.0» в Казани

Дома культуры как общедоступная платформа, SMM для глухих и дети в музеях: итоги выездной сессии Открытого лектория «Культура 2.0» в Казани - фото 1Дома культуры как общедоступная платформа, SMM для глухих и дети в музеях: итоги выездной сессии Открытого лектория «Культура 2.0» в Казани - фото 2Коммуникация с глухими и слабослышащими в соцсетях, роль домов культуры сегодня и взаимодействие музеев с самой юной аудиторией — эти темы были в центре внимания экспертов Открытого лектория «Культура 2.0» на выездной сессии, которая прошла 8 декабря в Казани при поддержке Министерства культуры Российской Федерации

Открытый лекторий «Культура 2.0» Санкт-Петербургского международного культурного форума провел выездную сессию в столице Татарстана, на площадке Галереи современного искусства ГМИИ РТ. При поддержке Министерства культуры Российской Федерации 8 декабря состоялся мастер-класс «Глухие и слабослышащие в социальных медиа», а также дискуссии «Что такое современный Дом культуры?» и «Дети в музее».

Первым мероприятием в региональной программе стал мастер-класс «Глухие и слабослышащие в социальных медиа». В последние годы постепенно снимаются некоторые предубеждения в отношении глухих и слабослышащих, например, касающиеся профессий, в которых могут реализовать себя люди с ограничениями по слуху. Сегодня благодаря развитию технологий им легче освоить многие специальности и найти работу. Тем не менее, все еще слишком велико непонимание слышащими специфики мира глухих. Юлия Шамсутдинова, кандидат филологических наук, сотрудник кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, Тамара Шатула, кандидат философских наук, редактор, журналист, специалист по социальным проектам и программам, касающимся глухих, и Валентина Тупикина, переводчик русского жестового языка (РЖЯ), педагог-психолог Межрегионального центра (колледжа) Минтруда России, представили базовые принципы SMM для глухих и слабослышащих. Основываясь на собственном опыте, Тамара Шатула, глухая, которая родилась в семье слышащих, подчеркнула, что очень важно понимать ограничения инклюзии как подхода. Вместе с тем, эксперты подчеркнули, что необходимо по-возможности максимально учитывать интересы каждой группы. А понять предпочтения и потребности проще всего через прямое обращение с вопросом к целевой аудитории. В случае глухих и слабослышащих важна неоднородность этой группы. В зависимости от того, в какой момент и в какой степени произошла потеря слуха, человек в разном объеме владеет русским языком и РЖЯ. При этом важно понимать, что РЖЯ — самостоятельный язык, а не переложение русского языка на жесты. В результате, для одних предпочтителен текстовый формат общения и получения информации, для других основной способ коммуникации — видео. По мнению Юлии Шамсутдиновой, сегодня российский сегмент для глухих в соцсетях уже вполне сформирован и доминирует в нем именно РЖЯ.

Специфике работы с самой юной аудиторией была посвящена дискуссия «Дети в музее». Участники дискуссии — Елена Новикова-Китаева, заведующий отделом «Музейный образовательный центр» ГМЗ «Петергоф», Вера Ярилина, куратор проекта «Детское Царицыно» музея-заповедника «Царицыно», и Наталья Денисова, заведующий просветительским центром Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, — поделились опытом своих музеев и констатировали, что сегодня все большей популярностью пользуется именно семейный формат времяпрепровождения. Именно совместная активность детей и родителей дает им не только впечатления и знания, но и дополнительные поводы для общения друг с другом. В этом плане музеи вступают в конкуренцию за свободное время родителей.

Важным пунктом программы Открытого лектория в Казани стала дискуссия «Что такое современный дом культуры?». За постсоветское время количество подобных общественных пространств сократилось почти в два раза. Даже в условиях поддержки, которую предлагает государство, ДК находятся в поиске оптимального формата развития. Что такое дом культуры сегодня и зачем он нужен городу? В чем скрытый потенциал домов культуры? Как ДК могут выстраивать диалог с жителями, как им формировать активные местные сообщества? И как может измениться жизнь небольшого города с созданием креативного кластера на базе ДК? Эти вопросы обсудили Наиля Мустафина, директор МБУК г. Казани «КЦ "Московский"», Олег Миронов, заведующий отделом развития и специальных проектов ГБУК г. Москвы «Объединения культурных центров Центрального административного округа», Рамиль Садриев, директор Дворца культуры «НЕФТЬЧЕ», и Елена Бахтина, заместитель генерального директора по культурно-досуговой деятельности ГБУК г. Москвы «ОКЦ ЮВАО». Участники дискуссии сошлись во мнении, что дом культуры должен служить объединяющей платформой для местных культурных институций и творческих коллективов. «Проблема современного культурного центра — в том, что приходит мало молодых людей», — констатировала Наиля Мустафина на примере своей площадки. Так, среди посетителей Культурного центра «Московский» детей — чуть больше 41%, столько же представителей элегантного возраста, а молодых людей — 17,6%. Переламывать стереотип восприятия домов культуры как некой архаики сложно, но первый шаг на пути к этому — стильное и функциональное внутреннее пространство. Далее задача — создать сообщество вокруг ДК, бесплатно предоставляя своим резидентам экспертную, инфраструктурную и творческую поддержку, в том числе помощь в привлечении финансирования, пространство для проведения мероприятий, выход на межрегиональный уровень и т. д.

Все мероприятия Открытого лектория «Культура 2.0» бесплатны, проходят с переводом на русский жестовый язык, записи онлайн-трансляций доступны на сайте и в официальной социальной сети ВКонтакте.

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить