Начало с шутки: Татьяна Валерьяновна анонсировала сегодня праздничный день, я всем желаю именно такого настроения. Но мне все-таки придется наше радостное мероприятие «разбавить» серьезным докладом, потому что 15 лет Департаменту – эта дата обязывает отчитаться, проект Экологической стратегии на следующие 15 лет – это наш ответственный выбор будущего, а традиционное название нашей ежегодной конференции тоже задает не беспечный тон.
15 лет - много это или мало? Некоторым московским липовым аллеям – до трехсот (300) лет, возраст дубов в Коломенском достигает шестиста (600) лет. На этом фоне 15 лет – короткий отрезок . Но для развития и становления отрасли этот срок оказался достаточным.
Сегодня мало кто задумывается, что еще 15 лет назад не было правового природоохранного поля Москвы, в котором мы сегодня существуем и принимаем решения.
Предшествующие 15 лет – это этап становления сложившейся системы управления природоохранной деятельностью Москвы, ее формирование практически «с нуля».
В числе знаковых событий прошедших 15 лет - принятие в 2001 году Закона города Москвы «Об особо охраняемых природных территориях», начало ведения Красной книги Москвы, в 2002 году – утверждение Правительством Москвы Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений, в 2004 году – Закона города Москвы «Об экологическом мониторинге в городе Москве», постановлений Правительства Москвы «О повышении качества почвогрунтов в городе Москве», «Об экологических требованиях к качеству моторного топлива при его обороте в городе Москве», «Об экологическом контроле», в 2005 году – Концепции снижения шума в городе Москве, закона «Об отходах производства и потребления», в 2007 – впервые ограничено передвижение грузовых транспортных средств в зависимости от экологического класса, принятие Кодекса об административных правонарушениях города Москвы, включающего сейчас сорок один (41) административный состав в области охраны окружающей среды и природопользования. Выстроены компенсационные механизмы озеленения городских территорий, появились законодательные нормы о защите тишины и покоя граждан в ночное время.
И я не могу сегодня не высказать слов профессионального уважения к людям - многие из них сидят сегодня в этом зале - которые проводили эту системную работу.
Самое важное - создана региональная сеть особо охраняемых природных территорий, правовой статус которых защищен на законодательном уровне. 10 природно-исторических парков, 7 природных заказников, 78 памятников природы – это московские природные жемчужины. Они во многом формируют уникальный портрет Москвы именно за счет сохранившейся нетронутой природы, чего уже практически не осталось в других мегаполисах мира.
За последние 5 лет проведен комплекс работ по лесоустройству. Разработаны и проводятся мероприятия по поддержанию численности редких животных и растений на ООПТ, борьбе с чужеродными растениями.
Есть и проблемы. Не секрет, что 33% площади московских особо охраняемых природных территорий – это территории, занятые сторонними пользователями. Юридические основания для вывода большинства из них отсутствуют. Это своеобразная «стена реальности», с которой приходится считаться. Есть примеры, когда в состав ООПТ были включены заброшенные загрязненные территории, ранее занятые под различные производства, пустыри. За десятилетия не нашлось необходимых бюджетных средств для их очистки и реабилитации. В условиях дефицита городских площадей сохранение подобных территорий – всегда тяжелая борьба экологов и градостроителей и инвесторов.
Объективная реальность, заключающаяся в росте населения Москвы, в необходимости обеспечивать москвичам здоровый и спортивный досуг, «не дает нам забыть», что человек – это часть природы и равноправный участник экосферы. В рекреационных зонах особо охраняемых природных территорий (в полном соответствии с нормами федерального законодательства) создаются объекты для досуга, спорта и экологического просвещения населения – спортивные и детские площадки, велодорожки, экологические тропы. Многие объекты приспособлены для людей с ограниченными физическими возможностями. Организованный досуг в специально выделенных под эти цели зонах позволяет концентрировать рекреационную нагрузку на ограниченных участках и тем самым снижать нагрузку на заповедные участки ООПТ.
Сейчас важнейшая «точка приложения наших усилий» - проработка вопроса восстановления экологических коридоров между ООПТ – ядрами экологического каркаса, максимально возможное закрепление за лесами ТиНАО статуса ООПТ, совместные усилия Москвы и нашего ближайшего соседа – Московской области по сохранению лесозащитного пояса.
За последние годы можно говорить о новом уровне регионального государственного экологического надзора, который охватывает выявление правонарушений по сорока девяти (49) статьям Кодекса административных правонарушений Российской Федерации и сорока одной (41) статье Кодекса об административных правонарушений города Москвы.
Существенно возрос объем проверок по обращениям граждан и качество проверок, а также выявляемость природоохранных правонарушений по статье 4.17, предусматривающей ответственность за нарушение Правил создания и содержания зеленых насаждений, в том числе за несоблюдение требований к применению противогололедных реагентов на природных и озелененных территориях (в прошедшем зимнем сезоне отработано около 2000 жалоб граждан), по статье 4.46 – ответственность за нарушение правил ведения строительных работ с превышениями нормтаиов по шуму в ночное время (только в 2014 году к ответственности привлечено 53 виновных лица на общую сумму более 14 млн. рублей). Не ослабевает наше внимание к вопросу обеспечения качества реализуемых в Москве моторных топлив (по статье 4.10 за 2014 год вынесено 14 постановлений на сумму более 7,5 млн. рублей).
За последние 5 лет существенно увеличилось количество статей, для доказывания которых используются фактические замеры выбросов, сбросов, состава почвогрунтов, моторного топлива. Мы стараемся уделять больше внимания тем правонарушениям, которые впрямую влияют на состояние окружающей среды, и не допускать формализации государственного экологического надзора – этого основного природоохранных института.
За прошедшие 15 лет создана современная система экологического мониторинга, отвечающая всем требованиям Российской Федерации и соответствующая международным и европейским критериям. Сегодня Москва имеет технически современную и практически ориентированную систему мониторинга, причем не только по атмосферному воздуху, поверхностным водам и почвам, но и по авиационному шуму, шуму от строительных площадок в ночное время, геоэкологическим процессам, зеленым насаждениям.
В последние 5 лет создана система мониторинга на присоединенных территориях. В старых границах Москвы экологический мониторинг развивался интенсивно - без наращивания наблюдательной сети. Существенно расширился перечень контролируемых загрязняющих веществ. Организованы ранее не выполнявшиеся измерения разных фракций мелких взвешенных частиц, диоксинов, стойких органических загрязнителей.
Во всех развитых странах мира экологическая ситуация в их столицах – предмет особого внимания официальных властей, общественных организаций, средств массовой информации и широких слоев населения. Это «зеркало», в котором отражается уровень социально-экономического развития страны. Поэтому информация об экологическом состоянии общедоступна и занимает важное место в политической и общественной жизни общества. Потребность в открытой, достоверной официальной информации особенно остра. Благодаря московской системе экологического мониторинга обеспечена возможность получать информацию о качестве воздуха в режиме реального времени через Интернет, а также через телевидение, печатные СМИ, в радиоэфирах, мобильный телефон (SMS-сообщения).
В Москве реализован пионерский для страны проект - создание систем прямых инструментальных измерений выбросов на промышленных источниках выбросов загрязняющих веществ, внедрение которой позволяет решить одну из наиболее сложных природоохранных задач своевременного выявления сверхнормативных выбросов промышленных производств. Опыт Москвы получил законодательное закрепление на федеральном уровне с принятием 219-го закона.
Время меняет ситуацию, прогрессивные 15 лет назад механизмы требуют корректировки. Придуманный и воплощенный когда-то механизм компенсационного озеленения оказался недостаточно эффективным в условиях резко сокращающегося количества свободных территорий, что постепенно усложняло возможность натуральной компенсации вырубаемых зеленых насаждений. Не устраивала жителей компенсация, производимая вдали от мест их непосредственного проживания.
Власть и горожане отыскали эффективную формулу взаимодействия. Важное достижение последних лет – акция «Миллион деревьев», начало которого было объявлено Мэром Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным осенью 2013 года. Цель акции – провести дополнительное озеленение московских дворов.
Адреса посадок и породный состав деревьев и кустарников выбирают жители на портале Активный гражданин. Заявки на озеленение принимаются через управы. Посадочный материал и инвентарь предоставляется Департаментом природопользования, в высадке деревьев в своих дворах принимают участие жители.
Всего с начала акции «Миллион деревьев» посажено более 31 тысячи деревьев и более 673 тысяч кустарников.
Благодаря принятым поправкам последних двух лет программа «Миллион деревьев» распространена на объекты социальной сферы – там, где есть место для посадок, но не было достаточного финансирования на озеленение и где некому было уделять этому внимание. Также мы распространили действие программы на места удаленных аварийных и сухостойных деревьев, где теперь предусмотрено обязательное высаживание новых саженцев.
Согласно предварительным результатам реализации программы состояние зеленых насаждений характеризуется как удовлетворительное, доля деревьев с устойчивой жизнеспособностью составляет около 85%. Мы считаем, что этого недостаточно. Решение этого лета – организация общественного контроля за ходом посадок и приживаемостью – с использованием возможностей портала Наш город.
Прошлый год стал годом революционных преобразований нормативной федеральной базы в сфере обращения с отходами производства и потребления.
В Москве многие годы показатель вторичной переработки не превышал одного процента.
С 2012 года в Москве в соответствии с высшими решениями о необходимости развития механизмов государственно-частного партнерства и привлечении инвестиционного капитала в создание мусороперерабатывающих производств, начата практика долгосрочных контрактов на вывоз твердых коммунальных отходов многоквартирных жилых домов. Государственными контрактами предусмотрены целевые показатели выделения вторичного сырья из собранного мусора на уровне 20%, которые подрядчики обязаны обеспечивать либо сортировкой собранного мусора, либо созданием пунктов раздельного сбора или сбора вторсырья. В Северном административном округе Москвы в результате проведения эксперимента удалось снизить объем захораниваемых отходов до 20%.
По своему статусу и влиянию Москва сложилась и позиционируется как Мировой город в глобальном политическом, экономическом и культурном пространстве. Поддержание такого статуса является объективной необходимостью для Москвы как столицы и как одного из наиболее конкурентоспособных городов России для ведения бизнеса и привлечения инвестиций.
В этих условиях «ограничительной планкой» для развития города стали несоответствие темпов развития различных отраслей городского хозяйства и объектов городской инфраструктуры, прежде всего отставание в развитии транспортной системы города от объемов жилищного и коммерческого строительства. Все это – на фоне отчетливо проступающих признаков урбанизации, «расползания» московской агломерации с агрессивным ростом нагрузки на природные системы Москвы и прилегающей к ней территории Московской области. Задача преодолеть отставание инфраструктуры города от темпов экономического развития и потребностей населения стоит крайне остро.
Обеспечение баланса между эффективностью экономики и социальной справедливостью, устранение потенциальных конфликтов интересов в связи с воздействием на окружающую среду (вырубка зеленых насаждений, застройка свободных территорий, сохранение в черте города промышленных производств, наращивание улично-дорожной сети и др.), не могут быть решены при помощи только научных методов. В подобных ситуациях поиск баланса является предметом политического выбора.
Для решения проблем в 2011 году начата реализация 15 государственных программ города Москвы по всем основным секторам городского хозяйства и социальной сферы. Многие – экологоориентированные.
Реформируется транспортная система города, долгие годы являющаяся основным загрязнителем окружающей среды Москвы. Отказ от реформирования транспортной системы города означал бы стагнацию Москвы в будущем и исключил бы возможность достижения нормативных показателей атмосферного воздуха.
Сегодняшняя парадигма развития города предполагает необходимость решения застарелых городских проблем во всех отраслях хозяйства при улучшении экологических показателей не только на сегодняшний день, но и в расчете на перспективу. Департаменту в своей повседневной деятельности при принятии решений приходится искать оптимальный компромисс, обеспечивающий баланс между сбережением природы Москвы и ее разумным, контролируемом использовании, при содействии технологическому развитию всех отраслей городского хозяйства, направленному на обеспечение устойчивого развития и создание комфортной среды обитания, в рамках тезиса нашей Экологической стратегии «Сохраним природу, развивая город».
Единственной объективной мерой правильности выбранного пути является состояние природных сред в городе.
Сегодня по всем природным средам мы имеем положительную динамику. Москва – это город, которому, несмотря на весь прессинг урбанизации, на коренное реформирование городских инфраструктурных систем, высокую нагрузку на экосистемы, удается последовательно улучшать качество окружающей среды.
Среднегодовые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе не превышают нормативов качества атмосферного воздуха. Несмотря на рост автопарка, отсутствует рост концентраций оксида азота. Исключение составляют только локальные периоды, связанные с неблагоприятными метеоусловиями или несанкционированными выбросами от промышленных предприятий.
Качество воды в реке Москве соответствует культурно-бытовым нормативам. По большинству показателей имеется положительная динамика улучшения качества воды Москвы-реки и ее притоков за счет сокращения загрязненных сбросов, очистки берегов от мусора, модернизации очистных сооружений. Благодаря эффективному функционированию системы утилизации загрязненного противогололедными реагентами снега отсутствует рост содержания хлоридов в поверхностных водах.
С 2010 года принят ряд принципиальных решений об отказе сохранять в Москве вредные неэкологичные производства. Решено отказаться от строительства новых мусоросжигательных заводов. Закрыт завод по сжиганию медицинских и биологических отходов «Эколог» и цементное предприятие в зоне жилой застройки района Печатники. В 2011 году начата реконструкция крупнейшего предприятия города – московского нефтеперерабатывающего завода, до этого он ни разу не реконструировался с учетом экологических задач.
Развитие города не может происходить без роста его экономического потенциала. Путь модернизации устаревших и загрязняющих окружающую среду производств, например, в отличие от вывода предприятий за пределы городской черты, требует большего времени, он затратный, но в итоге в выигрыше окажутся и экология, и не пострадает экономика. Выиграет будущее поколение.
Конечно, на фоне общей положительной динамики есть отдельные частные проблемы и задачи.
Сохраняется сверхнормативное загрязнение реки Москвы органическими веществами ниже сброса Курьяновских очистных сооружений. Сейчас Мосводоканал ведет масштабную реконструкцию КОС с внедрением современных технологий глубокой очистки от биогенных элементов.
До конца не решена проблема неприятных запахов в жилых районах вблизи крупных городских очистных сооружений. Для решения этой проблемы реализуется комплексная программа по удалению запахов от объектов канализации.
Есть болевые точки на территориях Троицкого и Новомосковского административных округов. По каждой из них ведется плановая работа.
Москва всегда готова стать площадкой для внедрения новых знаний, идей новаторских технологических проектов в области охраны окружающей среды. Не случайно она стала пилотным регионом по достижению показателя сокращения выбросов парниковых газов к 2020 году на 75% относительно уровня 1990 года в соответствии с подписанным в 2015 году Соглашением между Правительством Москвы и Министерством экономического развития Российской Федерации.
Еще недавно нас много критиковали за то, что в Москве нет экологической политики. В 2014 году принято постановление Правительства Москвы «Об основных положениях новой экологической политики города Москвы на период до 2030 года». В развитие принципов НЭП разработан проект Экологической стратегии Москвы до 2030 года.
Документы в области стратегического планирования природоохранной деятельности имеют практически все города – мировые лидеры. Международный опыт показывает возможность совмещения экологических и экономических интересов, в основе которой разработка и внедрение «зеленых», энергоэффективных, ресурсосберегающих технологий.
Мы постарались создать документ, позволяющий экологическому делу стать не только сдерживающей силой, но и точкой роста, открывающей путь развития города в русле экологических тенденций крупных мегаполисов.
Например, по итогам реализации мер последних 10 лет во всех крупных городах мира стало очевидным, что даже переход на транспорт и моторное топливо Евро-5 не обеспечивает достижения нормативов по оксидам азота и мелким взвешенным частицам в атмосферном воздухе. Поэтому при стратегическом планировании крупные города ставят перед собой все более амбициозные задачи. Если 5-10 лет назад новаторскими идеями было создание в городах зон низких выбросов за счет мер по ограничению движения автотранспорта, то сейчас в качестве стратегических долгосрочных целей все увереннее выдвигается нулевой выброс от автотранспорта. Впрямую эта цель заявлена в Плане достижения чистого воздуха Гонконга 2013 года. Самый последний пример – План Парижа, принятый в начале этого года, который предусматривает введение запретов на движение дизельного транспорта в Париже до 2020 года, любого транспорта в центре города за исключением общественного, автомобилей местных жителей, аварийных и медицинских служб и средств доставки. В Стратегии чистого воздуха Лондона значительная часть мер направлена на стимулирование развития зарядной инфраструктуры для электротранспорта. Надо сказать, что все современные планы по снижению загрязнения воздуха в значительной своей части - это планы развития гибридного и электротранспорта, и экономических мер стимулирования отказа населения и организаций от транспортных средств на традиционном топливе.
Особенностью разработанного документа является то, что он охватывает все стороны жизнедеятельности города.
В своем выступлении на одной из ежегодных отчетных коллегий Департамента профессор Борис Александрович Ревич очень образно показал необходимость проложить «мост сотрудничества» между органами власти, отвечающими за экологию и за здоровье населения, т.е. нами и Департаментом здравоохранения.
В проекте Стратегии мы предусмотрели такие мосты со всеми отраслевыми органами власти города. Своя роль в реализации Стратегии есть у Департаментов транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического хозяйства, науки, промышленной политики и предпринимательства, образования, Москомархитектуры и других. Успех реализации Стратегии зависит от качества и надежности этих мостов.
В основу решений, заложенных в проекте Стратегии, положены научно-обоснованные расчеты и оценки. Благодаря им мы четко видим, что есть значительные резервы для повышения качества окружающей среды в Москве за счет экологизации отраслей городского хозяйства. Обсуждение этих резервов – тема нашей Конференции 2015 года.
Формирование целей Стратегии должно также учитывать позицию гражданского общества, ведь успех реализации проводимой политики зависит от эффективности взаимодействия власти с его институтами.
Сегодня Департамент природопользования стал своего рода интерактивной площадкой для реализации идей населения, общественных организаций, экспертов, создана система оперативного отклика на жалобы, связанные с состоянием окружающей среды, в том числе с использованием современных аналитических методов. Можно с уверенностью сказать, что выстраивание диалога с общественностью перешло в активную практическую фазу.
Сегодня Москва – это крупный, успешно развивающийся мегаполис, имеющий четкие стратегические экологические цели, задачи, приоритеты на будущее.
Стратегией предусмотрено достичь к 2030 году:
- снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха на 30% (за счет ограничения использования грязного автотранспорта, снижения транспортной нагрузки, модернизации промышленных производств, внедрения наилучших доступных технологий);
- снижения выбросов веществ с неприятным запахом от объектов очистки сточных вод хозяйственно-бытовой канализации на 70% (за счет масштабной реконструкции ЛОС и КОС с перекрытием открытых поверхностей, оснащение газоочистным оборудованием крупных коллекторов);
- снижение поступления в атмосферный воздух взвешенных частиц на 20% (за счет оптимизации движения грузового автотранспорта, дальнейшего внедрения вакуумных технологий уборки улиц, формирования сплошного естественного травяного покрова незащищенных твердыми покрытиями участков почв для предотвращения водной и ветровой эрозии);
- увеличение показателя озелененности за счет озеленения 20% реорганизуемых промышленных зон Москвы;
- снижение выбросов парниковых газов к 2020 году на более чем 20 % (за счет повышения энергоэффективности производства электроэнергии и тепла, жилищно-коммунального хозяйства).
- снижения объема отходов, подлежащих захоронению, на 35%.
В условиях скачкообразного развития жизнеобеспечивающей инфраструктуры города требуется выработка новых подходов к сохранению природных и озелененных территорий, новых принципов их создания, содержания, благоустройства. В их основе должен лежать экосистемный подход, когда на незапечатанную территорию «смотрят» не только как на территорию, требующую озеленения, но как обеспечивающую возможность полноценного функционирования биоценоза в целом и среды обитания, пригодной для всех элементов экосистемы. Только так незапечатанные территории могут выполнять свои средорегулирующие и средостабилизирующие функции, и при этом устойчиво существовать без дорогостоящих уходных работ.
Правительство Москвы исходит из необходимости открытого обсуждения принципов формирования, содержания и механизмов реализации экологической политики, которые выносятся на широкое общественное обсуждение, в том числе с участием институтов гражданского общества и деловых кругов.
В июле этого года состоялось обсуждение проекта Экологической стратегии города Москвы в формате «краудсорсинга». Нас порадовало и удивило, что тема оказалась интересной для людей, которые не относят себя к профессиональным работникам в сфере экологии - только 15% профильные специалисты, 85% - жители Москвы, неравнодушные к вопросам охраны окружающей среды в городе.
Проект Экологической стратегии был полностью поддержан участниками обсуждения. Дополнительно мы получили более 10-ти тысяч комментариев, вопросов и предложений (многие участники давали предложения сразу по нескольким направлениям).
Москвичи высказались за ограничение движения автотранспорта, за сохранение особо охраняемых природных территорий, за увеличение площади озелененных территорий, развитие системы раздельного сбора отходов, усиление экологического образования и формирование экологически ориентированного образа мышления.
Нельзя представить экологичное будущее Москвы без экологически ориентированного образа жизнимосквичей. Эколого-просветительская деятельность в Москве осуществляется среди всех слоев населения. В настоящее время в Москве создана система непрерывного экологического образования и просвещения, охватывающая все возрастные группы и социальные слои населения, а также все ступени обучения – от дошкольной и школьной до послевузовской. Базой являются прежде всего ООПТ города, охвачены также средние и высшие образовательные организации, детские сады, библиотеки, центры дополнительного образования и так далее. Все больше голосов звучит за введение обязательного предмета «экология».
У нас еще много инициатив, связанных с развитием законодательства Москвы, прежде всего, в области охраны животного мира и недропользования. Мы имеем активную позицию относительно подзаконных актов к новым федеральным законам о наилучших природоохранных технологиях, необходимого содержания проекта закона об экологическом аудите. Подготавливаем методическую базу к внедрению методологии экологического рейтингования районов Москвы. С этого года начинаем новый проект – виртуальный «Экологический лекторий».
В целом можно с уверенностью говорить, что сегодня Москва имеет четкие долгосрочные экологические ориентиры, демонстрирующие преемственность экологической политики Москвы, но при этом корректирующие подходы и механизмы решения экологических задач исходя из текущей экологической ситуации, с учетом уже реализуемых решений по развитию отраслей городского хозяйства и городской инфраструктуры, исходя из принципа равенства экономической, социальной и экологической составляющей.
Слайды к докладу А.О.Кульбачевского