Ян Фрицевич Фабрициус родился 26 июня 1877 года в городе Злекас Курляндской губернии. По национальности - латыш. Его отец был батраком, что не помешало ему дать сыну образование. Учась в гимназии, Фабрициус проникся идеями революции.
В 1903 году он вступил в латышскую социал-демократическую организацию. Через год за участие в первомайской демонстрации Фабрициуса осудили на четыре года каторги, а после сослали на Дальний Восток, где он продолжил революционную деятельность.
С 1916 года он участвовал в Первой мировой войне, принимал участие в создании армейских комитетов, дослужился до звания штабс-капитана. В октябре 1917 года стал командовать батальоном в Первом латышском стрелковом полку.
С 1917 года - член ВЦИК. В начале гражданской войны командовал Гдовским отрядом, был военкомом Гдовско-Торошинского района и председателем ВРК Псковского уезда. Отличился в боях против германских интервентов под Псковом и банд Булак-Балаховича.
В конце 1918 - начале 1919 годов командовал Второй Новгородской стрелковой дивизией, участвовал в освобождении Латвии, за что был награжден орденом Красного Знамени. Принимал участие в разгроме войск генерала Деникина и в советско-польской войне.
В 1921 году участвовал в подавлении мятежа в Кронштадте. После войны Фабрициус командовал Второй Донской стрелковой дивизией, затем 17-м стрелковым корпусом в составе Украинского военного округа и Четвертым стрелковым корпусом в Витебске.
В 1928 году он стал помощником командующего Кавказской армией. При более детальном изучении биографии Фабрициуса открываются страшные факты. По некоторые данным, в 1918 году под Псковом его полк служил заградительным отрядом: расстреливал бегущих от немцев соотечественников.
В 1918 году в Гдове Фабрициус беспощадно расправился с местными жителями, объявленными «врагами советской власти».
В 1921 году, когда началось Кронштадтское восстание, Фабрициус руководил расстрелом безоружных морских летчиков в Ораниенбауме, а затем солдат Невельского и Минского полков и их семей.
24 августа 1929 года Ян Фабрициус, герой Гражданской войны, вылетел с сочинского аэропорта. Буквально сразу после взлета четырехместный самолет К-4 закачался, стал резко снижаться и упал в море в 60 метрах от берега. Причину падения так и не установили и списали на перегруз самолета, на разреженный летней жарой воздух да на "вредительство". "Железный Мартын", как звали Фабрициуса, был жив и пытался спасти товарищей, но утонул.
Геннадий Орешкин