Забытый баритон Беседина

Некогда - в далеком 1963 году , почти 55 лет назад - великий Дмитрий Дмитриевич Шостакович готовил минские концерты с исполнением 13 симфонии ,написанной для баса, хора басов и симфонического оркестра на стихи Е.Евтушенко - "Бабий Яр", "Юмор", "В магазине", "Страхи", "Карьера"

Забытый баритон Беседина - фото 1Ее первое исполнение состоялось в Москве 19 декабря 1962 года под управлением Кирилла Кондрашина с оркестром Московской филармонии, капеллой Юрлова и солистом В.Громадским. Сегодня это, может быть, трудно понять, но в те времена каждое исполнение 13-й симфонии Д.Шостаковича в Москве, Минске и позднее в других городах было общественным событием, поскольку в 13-й симфонии запечатлены острые общественные темы, имевшие актуальнейшее значение в те годы. Не случайно все исполнения симфонии заканчивались триумфом - публика стоя аплодировала авторам и исполнителям.
Но тогда после премьеры перед новогодними праздниками Евтушенко был вызван в Минкульт - и в итоге появились изменения в тексте : изменений в первой части ("Бабий Яр") было два: между 2-3 цифрами партитуры и между 24-26.

Старый текст
Мне кажется, сейчас я иудей -
вот я бреду по Древнему Египту.
А вот я на кресте распятый гибну
и до сих пор на мне следы гвоздей!
...И сам я как сплошной беззвучный крик
над тысячами тысяч убиенных,
я каждый здесь расстрелянный старик,
я каждый здесь расстрелянный ребенок....
Изменены строки были на :
Я тут стою, как будто у криницы,
дающей веру в наше братство мне.
Здесь русские лежат и украинцы,
с евреями лежат в одной земле.
...Я думаю о подвиге России,
фашизму преградившей путь собой,
до самой наикрохотной росинки
мне близкой всею сутью и судьбой.....
Шостаковичу изменения были сильно не по душе: и из Минска в Москву донесли , мол, композитор готовит концерт с старым текстом. И тут же последовал руководства Государственного хора Белоруссии участвовать в исполнении симфонии. Минскому дирижеру В.В.Катаеву удалось получить партитуру для премьеры в столице Белоруссии из рук самого Шостаковича и договорится с музыкантами в частном порядке..Но прямо накануне мартовского концерта отказался солист...И тут..
Имя Аскольда Николаевича БЕСЕДИНА в начале 60-х было известным! И в чем-то созвучным с именем и судьбой Людмилы Марковны Гурченко - и не только Харьков , где певец родился 22 сентября 1934 года, а родители обоих артистов знали друг-друга, делали их схожими, - но и нежелание подстраивать свой талант под воли "верхов"!
В 1958 году окончил оперно-камерный класс Киевской консерватории, в том же году одержал победу на 3-м Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. При этом серьёзно к эстрадной деятельности артист тогда не относился, считая своим призванием камерное исполнение.
В тот же период Беседин начал выступать в оркестре Олега Лундстрема. В репертуаре певца были песни А. Цфасмана, К. Караева, А. Бабаджаняна. В 1959 году вышла первая пластинка с записями молодого исполнителя — сборник оркестра Лундстрема в который вошли три ноктюрна исполняемые Аскольдом: «Устал я», «Летняя ночь» и «Мулат». Кроме того, некоторые из исполненных им вместе с оркестром композиций тех лет вошли в ретро-сборник коллектива «Не грусти! С чего начинался Лундстрем», изданный фирмой «Мелодия» в 2008 году.
Некоторое время Беседин работал в Московском театре оперетты. Композитор Людмила Лядова специально для него написала оперетту «Под черной маской», которая вышла на сцену театра 12 мая 1961 года. И всё же он ушёл в Московскую филармонию, где в течение семи лет выступал с камерными произведениями.
На конкурсе в честь ХIV съезда ВЛКСМ в 1962 году он исполнил знаменитый «Бухенвальдский набат» Вано Мурадели и А. В. Соболева. Выступление произвело фурор, певцу стоя аплодировал сам Никита Сергеевич Хрущёв.
В том же году Аскольд Беседин принял участие в озвучивании мультфильма «Дикие лебеди», исполнив арию молодого короля.
Певец Аскольд Беседин так понравился и полюбился Хрущеву, что теперь без него не стал обходится ни один концерт для высокопоставленного зрителя Хрущева! Беседину дали квартиру в Москве.. И вот..
Беседин узнал о происходившем в Минске - у Шостаковича и дирижера Катаева раздались междугородние звонки : "Я готов... Я могу... отменил все концерты. Когда мне быть в Минске?" Когда встретились на перроне, он задал только один вопрос: "Какой поем текст?" - "Конечно, первый!".

Забытый баритон Беседина - фото 2Забытый баритон Беседина - фото 3
19 и 20 марта 1963 года в Минске прозвучала 13 симфония Шостаковича в исполнении Аскольда Беседина.Сам Шостакович и весь зал заходились в овации!
Дмитрий Дмитриевич Шостакович предложил осуществить с Бесединым: но запись была сделана с новым солистом и текстом. И Беседина больше в Кремль не звали - из планов "Мелодии" запись пластинки с молодым певцом исчезла..
Его все больше занимали на эстраде.С 1968 года Аскольд Беседин был солистом Москонцерта и активно выступал с гастролями. Фактически, с этого момента его творчество стало всё больше и больше уходить в эстраду. С середины 1970-х популярность певца пошла на спад, а количество выступлений и гастролей начало уменьшаться.И вдруг , казалось, судьба подарила повторный шанс: Беседину позвонили от министра обороны маршала А.А. Гречко - приглашали на вечер.."Что спеть?" - "На ваше усмотрение; например, подошел бы "День Победы" И певец отрепетировал и приехал на концерт, и там узнал, что будет Лещенко - и, конечно, будет петь "День Победы"! Аскольд Николаевич просто уехал..
В 1991 году ушёл из Москонцерта и вышел на пенсию, уже будучи практически забытым публикой.В Москве открывализь казино - и обладатели "малиновых пиджаков" не могли узнать артиста порой их развлекавшего песнями ушедшей эпохи..
В 2006 году переехал из Москвы в Санкт-Петербург. Умер у себя дома, 10 января 2009 года в возрасте 74 лет.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить