Высаживались американцы на Луне, или их туда "высадил" он - Стенли Кубрик

Ему бы исполнилось 90...

Высаживались американцы на Луне, или их туда "высадил" он - Стенли Кубрик - фото 1Стэнли Кубрик родился 26 июля 1928 года в Нью-Йорке, в семье евреев — выходцев из Восточной Европы. В школе учился средне, но затем наверстал упущенное: почти профессионально играл в шахматы, невероятно много читал. Расставшись с детской мечтой о карьере джазового барабанщика, он увлекся фотографией и к концу 40-х стал одним из лучших фотокорреспондентов журнала Look.
Кубрик посещал вольнослушателем занятия в Колумбийском университете, не пропуская ни одной кинопрограммы в Музее современного искусства, а на жизнь подрабатывал игрой в шахматы на деньги.
В 1951 году дебютировал в кино документальной короткометражкой «День схватки» — о боксере Уолтере Картье, который некогда был героем одного из кубриковских фоторепортажей.В 1954 вместе с продюсером Джеймсом Б. Харрисом организовал собственную кинокомпанию и через год выпустил малобюджетный фильм «Поцелуй убийцы», где снова выступал в качестве продюсера, сценариста, оператора и монтажера. И раздал долги за первую работу - "Страх и желание".
А потом сам Керк Дуглас стал его продюсером! Жутковатый, пессимистичный и захватывающий фильм Кубрика «Убийство» (1956) отлично прошел в прокате и понравился критикам. Тем не менее, первым фильмом Кубрика, вызвавшим международный резонанс, стали все же «Тропы славы» (1957) — военная драма о том, как из-за некомпетентности командиров на фронтах первой мировой войны полегла французская пехота.Во Франции ленту запретили, а в соседней Бельгии прошли стихийные демонстрации протеста офицеров запаса. Это был первый, но далеко не последний скандал в карьере Кубрика.
Стэнли Кубрик переезжает в Англию. Не вписавшись в голливудскую систему стандартов, Кубрик физически отдалился от нее. Принято считать, что «настоящий Кубрик» начался со «Спартака» (1960).В 1962 году режиссер покусился на скандальный романа В. Набокова «Лолита». Неизбежная из-за цензурных соображений корректировка образа главной героини смягчила акценты и интонации Набокова, и критика, обвинявшая его прежде в цинизме, заговорила о склонности Кубрика к «черному юмору».
Главными фильмами Кубрика остаются антивоенная сатира «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу» (1964), «2001: Космическая одиссея» (1968) и «Заводной апельсин» (1971).Грандиозная фантастическая эпопея «Космическая Одиссея 2001» завоевала премию «Оскар» за использование спецэффектов и комбинированные съемки и стала эталоном научно-фантастического фильма. После этого можно было уже ничего не снимать, почивая на лаврах, но Кубрик успешно справился и с «Заводным апельсином» по роману Берджеса, и с «Сиянием» по роману Кинга.

Высаживались американцы на Луне, или их туда "высадил" он - Стенли Кубрик - фото 2Высаживались американцы на Луне, или их туда "высадил" он - Стенли Кубрик - фото 3Высаживались американцы на Луне, или их туда "высадил" он - Стенли Кубрик - фото 4Высаживались американцы на Луне, или их туда "высадил" он - Стенли Кубрик - фото 5Высаживались американцы на Луне, или их туда "высадил" он - Стенли Кубрик - фото 6Высаживались американцы на Луне, или их туда "высадил" он - Стенли Кубрик - фото 7Высаживались американцы на Луне, или их туда "высадил" он - Стенли Кубрик - фото 8Высаживались американцы на Луне, или их туда "высадил" он - Стенли Кубрик - фото 9Все полнометражные ленты Кубрика являются экранизациями, где режиссер выступает, не как среднее звено между писателем и потенциальным зрителем, а как полноправный автор. Именно благодаря ему Артур Кларк вошел в число живых классиков научной фантастики, а Энтони Берджесса сейчас, похоже, помнят исключительно по экранизации «Заводного апельсина».
Стэнли Кубрик экранизирует роман Уильяма Теккерея «Барри Линдон» — эта самая «простая» лента режиссера получает в 1975 году наибольшее количество номинаций на «Оскар».
За 2 недели до премьеры «Сияния», которая должна была состояться в Штатах 23 мая 1980 года, Кубрик все еще вносил изменения в фильм. Единственным мерилом для Кубрика был он сам, и он считал необходимым доводить каждый свой опус до совершенства.
После того как в 1958 году режиссер чуть было не погиб во время полета из-за технических неисправностей пилотируемого им самолета, он решил никогда больше не летать. Волею судьбы Кубрик остался жить в Англии. Стэнли даже не приехал в Калифорнию на похороны своих родителей в 1985. От собственного дома он удалялся больше чем на пятнадцать километров лишь когда принимался за очередные съемки. Но при этом всем, кто работал в его команде, ставилось обязательное условие: съемки происходят исключительно в Англии, декорации любой сложности делаются в Англии, натуру, даже экзотическую, находят только в Англии.
Так, картина «Цельнометаллическая оболочка» о войне во Вьетнаме снималась в захолустном Бектоне, пригороде Лондона, а африканскую пустыню из ленты «Космическая Одиссея 2001» — в дюнах прибрежного района Ливерпуля. 7 марта 1999 года, спустя четыре дня после окончания работы над монтажом «Широко закрытых глаз» Стэнли Кубрик умер, оставив загадок больше чем ответов на них: например, высаживались ли американцы на Луне - или в павильонах студии, где снимал мистификацию Стенли Кубрик

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить