Всесоюзная бабушка Татьяна Ивановна Пельтцер

Знаете, кто принимал роды у Марии Мироновой? Кто отчаянно играл в преферанс, изрекая при том, что обыграть ее не имеете право,ибо сам Пушкин с ней в один день родился? Что у этой всенародной не было театрального образования,много чего не было, увы, и много чего было в некороткой и удивительной судьбе ТАТЬЯНЫ ИВАНОВНЫ ПЕЛЬТЦЕР!

Всесоюзная бабушка Татьяна Ивановна Пельтцер - фото 1В 1914 году в спектакле "Анна Каренина" Татьяна в 10 лет играла Серёжу Каренина, и впечатлительных дам выносили из зала без чувств: так на них действовала сцена прощания Анны с сыном! Отец — известный актёр Иван Пельтцер (1871-1959), который одним из первых получил почётное звание заслуженного артиста республики.
Отец был для Татьяны Ивановны первым учителем сценического мастерства и вообще был отличным педагогом, до революции имевшим свою маленькую театральную школу. С 1916 года — «актриса по найму» в антрепризе Н.Н. Синельникова.
В 1920 году актрису приняли в труппу передвижного Театра Политуправления Революционного военного совета Республики.
Свой первый самостоятельный сезон начала в Ейске. Три года колесила по всей стране — Нахичевань, Пенза...
С 1925 года — актриса Театра МГСПС, в спектакле «Шторм» (режиссёр Любимов-Ланской) сыграла сразу две роли — Парашу и беременную женщину.В конце 20-х Татьяна Пельтцер познакомилась с немецким коммунистом и философом Гансом Тейблером, приехавшим в Москву учиться в Школе Коминтерна. В 1927 году она вышла за него замуж, а в 1930 году супруги переехали в Германию. Там Татьяна по ходатайству мужа вступила в Коммунистическую партию Германии и устроилась машинисткой в Советское торговое представительство.

Всесоюзная бабушка Татьяна Ивановна Пельтцер - фото 2Всесоюзная бабушка Татьяна Ивановна Пельтцер - фото 3Всесоюзная бабушка Татьяна Ивановна Пельтцер - фото 4
В то время в Берлине работал известнейший режиссер Эрвин Пискатор, который сам был членом КПГ и на театральное искусство смотрел как на инструмент воспитания масс. Он периодически открывал свои театры, обращенные в первую очередь к рабочим, - а власти их закрывали. Как раз в 1930-м в рабочем районе Берлина, в помещении "Вальнертеатра", он открыл свой третий театр. Узнав, что фрау Тейблер в прошлом профессиональная актриса, он предложил ей роль в спектакле "Инга" по пьесе советского драматурга Глебова.История, как разлетелся вдребезги их брак, да фразу через пару десятков лет по этому поводу от ее подруги Раневской - что пересказывать? В 1931 году Татьяна вернулась в Советский Союз и вновь взяла фамилию отца - Пельтцер. Она снова устроилась работать в театр МГСПС (ныне - театр им. Моссовета). Но ее путь в искусство оказался не легким. Актрису, не имеющую профессионального театрального образования, зачислили во вспомогательный состав. Проработала она там не долго, и в 1934 году ее уволили "за профнепригодность".
Куда было деваться 30-летней женщине, не имеющей образования. Она вновь стала машинисткой, устроившись на машиностроительный завод АМО (позже завод им. Лихачева). Главным конструктором на заводе был ее брат Александр. Со временем Александр Пельтцер увлёкся разработкой первых советских гоночных автомобилей "Звезда", сам испытывал их, стал трижды рекордсменом Советского Союза. Но в 1936 году он оставил пост главного инженера АМО, как написано в архивах, "по причине выезда из Москвы". Чем была вызвана эта причина, и куда Александр Иванович уехал, теперь тоже неизвестно. Но 36-й год - время, которое говорит само за себя...
Вместе с ним с завода ушла и Татьяна Ивановна. Она уехала в Ярославль в старейший российский драмтеатр имени Ф. Волкова.В 1937-1938 годах — актриса Колхозного театра в Москве.

Всесоюзная бабушка Татьяна Ивановна Пельтцер - фото 5Всесоюзная бабушка Татьяна Ивановна Пельтцер - фото 6Всесоюзная бабушка Татьяна Ивановна Пельтцер - фото 7
В 1938 году Татьяна Ивановна вернулась в театр МГСПС и узнала об открытии Театра Миниатюр. В 1940 она пришла в этом театр и "осела" там на семь лет.
На сцене Театра Миниатюр выходила в замечательной компании Рины Зелёной, Марии Мироновой, Александра Менакера, Натальи Нурм, Юрия Хржановского. Это было весело и сложно - новый жанр, репертуара почти не было. Энтузиастам приходилось действовать методом проб и ошибок. Там Татьяна Пельтцер перешла на бытовые роли в маленьких пьесках: управдом, молочница, банщица... Актриса смеялась над своими героинями и в то же время любила их. "У них крепкие руки и доброе сердце", - говорила она. Но и здесь Татьяне Ивановне приходилось нелегко. Её затмевали звёзды Мироновой и Зелёной, и переиграть их было не так-то просто. Тем не менее, у актрисы появились первые поклонники, ей начали писать письма, режиссёры стали приглашать на эпизоды в кино...А потом с 1947 года настали 30 лет работы Татьяны Ивановны службы в Театре Сатиры - какие 30 лет! Она играла в спектаклях: «Чужой ребёнок», «Пролитая чашка», «Свадьба с приданым», «Хор», «Мои Надежды», «Старая дева», «Ложь для узкого круга», «Мой дом, моя крепость», «Завтрак у предводителя», «Интервенция», «Дом, где разбиваются сердца», «У времени в плену», «Темп 1929», «Малыш и Карлсон», и только две роли классического репертуара: Манефы в «На всякого мудреца довольно простоты» и Кукушкиной в «Доходном месте». В своей «бенефисной» роли тёти Тони в спектакле «Проснись и пой» Татьяна Ивановна пела, танцевала, взлетала по лестнице с лёгкостью молоденькой девушки, а ведь ей уже было под семьдесят.В 1950 году Пельтцер окончила Университет марксизма-ленинизма и получила хоть какое-то высшее образование!; была депутатом райсовета и Моссовета. Так же заразительно она играла Марселину в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Среди множества сыгранных в Театре Сатиры ролей — главная роль в спектакле «Мамаша Кураж и её дети». Не было в ней привычного веселья, озорного блеска в глазах — перед нами была состарившаяся, измученная войной женщина, потерявшая своих детей. Пустые глаза, заторможенные движения...
Татьяна Ивановна Пельтцер стала народной артисткой СССР — первой за 48 лет существования Театра сатиры.

Всесоюзная бабушка Татьяна Ивановна Пельтцер - фото 8Всесоюзная бабушка Татьяна Ивановна Пельтцер - фото 9Всесоюзная бабушка Татьяна Ивановна Пельтцер - фото 10Всесоюзная бабушка Татьяна Ивановна Пельтцер - фото 11
В кино дебютировала маленькой ролью в сатирической комедии «Свадьба» (1943), затем появилась в драме «Она защищает Родину». Первая значительная роль в кино — Плаксина в фильме Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Простые люди» (1945). Огромную популярность принесла актрисе роль Лукерьи в спектакле «Свадьба с приданым», который был снят на плёнку и широко демонстрировался в кинотеатрах страны. Следом вышел фильм «Солдат Иван Бровкин», где сыграла мать главного героя. После роли в фильме «Солдат Иван Бровкин» она получила эпитет «мать русского солдата», и в следующем фильме о Бровкине её роль переписывается специально, чтобы сделать одной из основных в фильме.А еще были киносказки - ну и, конечно, роль жены участкового Анискина (советский зритель тут же и "поженил" Пельтцер и Жарова!) В Театре же Сатиры она познакомилась с молодым Марком Захаровым,и когда тот стал главрежем, через какое-то время переругалась с Плучеком - и ушла к своему Марку в Ленинского комсомола! Один из последних спектаклей с участием Пельтцер — «Поминальная молитва», где актриса играла практически без слов (сказывалась ужасная для актёра болезнь — потеря памяти), а реплики за неё говорил Александр Абдулов. Несмотря на это, публика её обожала. Каждый выход Татьяны Ивановны на сцену сопровождался овациями и продолжительными аплодисментами зрительного зала.Не менее заядлая курильщица, чем преферансистка, она не могла вспомнить, как называется ее "мальборо",и просила "дать вкусненькую"!
«Ни один спектакль от репетиции лучше не становится».

Всесоюзная бабушка Татьяна Ивановна Пельтцер - фото 12Всесоюзная бабушка Татьяна Ивановна Пельтцер - фото 13Всесоюзная бабушка Татьяна Ивановна Пельтцер - фото 14Всесоюзная бабушка Татьяна Ивановна Пельтцер - фото 15
«Вот вы, Марк Анатольевич, всё сидите, подолгу репетируете, а вот у Корша каждую пятницу была премьера»,- на свою премьеру Татьяна Ивановна была готова постоянно.. Только не 16 июля 1992 года: Москва знала, что 88-летнюю актрису привозили на спектакли из клиники, говорили, что сломала шейку бедра, что....Москва ахнула от горя! Ушла "Бабушка"...

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить