..Когда началась вторая мировая война, Кожедуб Иван Никитович в звании сержанта вместе с училищем эвакуировался в район средней Азии, где более плотно начал заниматься пилотированием истребителей. Дни и ночи он рисовал схемы и приемы воздушного боя. Все, что было нарисовано на бумаге, он старался воспроизвести в небе, добиваясь совершенства и точности.
К концу лета 1942 года Иван Никитович направляется в Москву, где проходили сборы летно-технического состава, откуда по распределению попадает в авиаполк истребителей и перехватчиков №240, где к его величайшему удивлению на вооружении стоял истребитель Ла-5, самолет по тем временам новый и неизвестный. Времени на переобучение совсем не оставалось. Осенью 1942 года полк одним из первых защищал небо над Сталинградским направлением. И так как времени для переобучения летчиков на новой боевой машине Ла-5 не хватало, наши воздушные силы несли большие потери среди летного состава. Кроме этого потери были обусловлены и техническими недоработками новых истребителей.
Первый боевой вылет на Ла-5 для наших летчиков был неудачным. На базу вернулся только командир авиаполка майор Игнатий Солдатенко ветеран Испанской войны и с ним несколько летчиков-истребителей. Среди них был и Иван Кожедуб. В начале 1943 года 240-ой полк был переброшен на Воронежское направление, где Иван принял свой первый бой на боевой машине Ла-5. Его истребитель пулеметной очередью прошил немецкий «Мессершмитт», а при заходе на посадку он еще попал и под зенитный обстрел своих же товарищей. Первое офицерское звание – младший лейтенант Кожедуб получил в 1943 году, летом, а чуть позднее его назначили заместителем командира эскадрильи. В середине лета этого же года наш герой сбил свой первый самолет. Им оказался немецкий Юнкерс Ю-87. Начиная с 1944 года, Иван Никитович Кожедуб летает на истребители Ла-2ФН, бортовой номер которого – 14. Трижды герой Советского союза Иван Кожедуб первую свою звезду получил за 20 сбитых немецких самолетов и более 150-ти боевых вылетов в 1944 году. Вторая мировая для него закончилась в берлинском небе, где он сбил два вражеских FW-190. Уже позже были рассекречены данные, что летчик Кожедуб уже тогда - в 1945 - сбил и пару американцев..
Тогда-то у них появилось и досье на трижды Героя Советского Союза: в 1920 году 8 июня (предположительно) в селе Ображеевка, которое относилось к Глуховскому уезду Черниговской губернии, в семье небогатого крестьянина по фамилии Кожедуб родился мальчик, названный Иваном, будущий герой Советского Союза Кожедуб. (Дата рождения является официальной, но по некоторым данным Кожедуб И.Н. родился 6 июля в 1922 году). Иван был пятым ребенком, так как в семье уже было четверо детей. Жили в то время люди бедно, отец Ивана работал на фабрике и вел дела по хозяйству вместе со своей женой. Однако, несмотря на тяжелый труд он находил время и силы для чтения прозы, и поэзии. Приучал сына с детства к трудолюбию и грамоте. Несмотря на строгие протесты и недовольства матери Ивана, отец отправлял сына в возрасте 5-6 лет ночью на охрану колхозных садов. Спустя годы, когда Иван подрос, он как-то задал вопрос отцу, для чего это было нужно? Ведь в те времена такое явление как «воровство» было крайней редкостью. На что глава семьи ответил: «Я приучал тебя к взрослой жизни».Примерно к 6 годам ребенок научился читать и сносно писать. Затем пошел в местную сельскую школу, где и окончил семь классов. Далее поступил в химико-технологический техникум, в городке Шостка. В дальнейшем техникум стал носить имя маршала Кожедуба. После окончания техникума в 1938 году Иван с друзьями решил посетить местный аэроклуб и после первого прыжка с парашютом от увиденного великолепия земли с высоты птичьего полета решил посвятить свою жизнь небу. Примерно через год, научившись управлять тренировочным самолетом, он смог сделать первый вылет в роли пилота. За полтора года до начала войны Кожедуб поступил в Чугуевское летно-военное училище летного состава, где проходит обучение пилотированию на самолетах УТ-2,УТИ-4 и И-16. В дальнейшем, овладев профессией пилота, остается в этом училище на должности инструктора. Летать не прекращает, и каждый день оттачивает свое мастерство.
.....Полковник Иван Никитович Кожедуб (псевдоним Крылов) принимал участие в Корейской войне, будучи командиром 324 истребительной авиационной дивизии 64 истребительного авиационного корпуса ПВО СССР. Со 2 апреля 1951 года по 5 января 1952 года летчиками 324 ИАД (в составе 176 ГИАП и 196 ГИАП), было совершено 6269 боевых самолёто-вылетов, но т.к. лётчики дивизии совершали боевые вылеты, почти до конца января месяца, то их число было больше, где-то в районе 6500. Сбито лётчиками дивизии было 216 (по другим данным 258) самолётов противника, свои потери составили 27 самолётов и 9 лётчиков. В составе 324-й ИАД, шести лётчикам дивизии было присвоено высокое звание Героя Советского Союза, это: Шебанов Ф.А., Пепеляев Е.Г.(командир 196 ГИАП), Гесь Г.И., Крамаренко С.М., Субботин С.П. и Образцов Б.А. (посмертно).
Сам Кожедуб на боевые задания не летал – решением И.В.Сталина ему строго-настрого запрещалось принимать участие в боях с противником. Он осуществлял оперативное руководство воздушными боями с командного пункта дивизии. Однако, по воспоминаниям авиатехника из состава 196-го ИАП, Пятова Ивана Анисимовича, которому довелось служить техником в звене управления 324-й ИАД на аэродроме Аньдун и обслуживать самолёт самого Кожедуба – командир дивизии всё же совершил один боевой вылет в небо Кореи, причём вылет ночной. Комдива достал американский самолёт-разведчик, который почти каждую ночь прилетал в район Аньдуна и кружил над аэродромом. Кожедуб решил проучить этого американца и в одну из ночей вылетел на МиГ-15 ночью на его перехват. Учитывая слабые возможности наших средств ПВО ночью, а также отсутствия на борту МиГ-15 радиолокационного прицела, без которого ночью самолёт врага было, почти, невозможно обнаружить, Кожедубу не удалось перехватить и сбить этого разведчика. Средства РТС противника расположенные на его кораблях в Желтом море, засекли вылет с аэродрома Аньдун истребителя противника и предупредили об этом экипаж самолёта-разведчика, и тот благоразумно покинул район Аньдуня. После этого, самолёты-разведчики уже не решались ночью приближаться к Аньдуну. – Так что на счету Ивана Никитовича, есть один ночной, боевой вылет! Кроме этого, он регулярно летал на МиГ-15 для поддержания лётных навыков над Аньдунем, либо летал иногда на Як-11 в Мукден по делам.
В 1978 году Иван Кожедуб был переведён в группу Генеральных инспекторов Министерства обороны СССР, а в 1985 году ему было присвоено звание Маршала авиации.
Всё это время Кожедуб вёл огромную общественную работу. Депутат Верховного Совета СССР, председатель или президент десятков различных обществ, комитетов и федераций, он был прост и честен как с первым лицом государства, так и с провинциальным правдоискателем. Он совершил сотни встреч и поездок, тысячи выступлений, давал многочисленные интервью.
Последние годы жизни Иван Никитович тяжело болел: сказывались напряжение военных лет и нелёгкая служба в мирные годы. Он умер у себя на даче от сердечного приступа 8 августа 1991 года, не дожив двух недель до развала великого государства, частью славы которого был он сам."Жизнь состоит из вредных привычек",- утверждал маршал авиации незадолго до смерти:"Я вот, к примеру, с 1940 года курю "казбек" - и ничего не могу поделать!"
Иван Кожедуб был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Геннадий Орешкин