Владимир Мединский открыл выставку к 135-летию художника Александра Герасимова

 Владимир Мединский открыл выставку к 135-летию художника Александра Герасимова - фото 19 февраля в выставочном комплексе Исторического музея  состоялось торжественное открытие выставки-ретроспективы «Александр Герасимов. К 135-летию художника».  Самую масштабную монографическую экспозицию работ художника за последние 60 лет, организованную галереей Леонида Шишкина совместно с Государственным историческим музеем (ГИМ), открыл глава Министерства культуры РФ Владимир Мединский.
 
«Когда смотришь на эти полотна, понимаешь, что дело не только в коммунистической пропаганде и агитации – хотя все это присутствует, но главное состоит в том, что люди действительно верили в то, что они изображают. Они стремились создать лучший мир, стремились к совершенству. Может быть, это не у всех получалось,  – вероятно, у кого-то совсем не получалось, но их вера была искренней. И эта вера, помноженная на талант, трансформировалась в замечательные произведения, которые необходимо изучать, показывать. И которые зачастую являют собой образец абсолютного мастерства», – отметил министр.
 
Впервые собранные на выставке девять из более чем пятидесяти работ сталинианы Герасимова позволяют рассмотреть как изобретательно и талантливо творился художником миф о великом вожде. Миллионные тиражи репродукций с этих работ рассылались во все уголки страны, изображая действительность не такой, какая она есть, а такой, какой она должна быть, визуализируя сталинскую мечту.
 
«Сталинская тема стала главной в творчестве художника. Созданный им образ вождя «счастливого счастьем народа» вписал имя Герасимова в историю как создателя соцреалистического канона и «стиля эпохи» 30-50-х.», – рассказывает организатор выставки, галерист Леонид Шишкин.
 
Особенно впечатляет феноменальная по масштабам картина «Гимн Октябрю»: на площади 4х7 м изображены почти 200 выразительных портретов видных людей эпохи. В последний раз москвичи видели ее в 1949 году, после чего практически на 50 лет упоминания о картине исчезли из всех каталогов, как будто ее вовсе не существовало. Причина открылась лишь в 2010 году, когда выяснилось, что на картине изображено заседание по случаю ХХV годовщины Октябрьской революции в Большом театре, которое не состоялось из-за критического положения на фронте. Герасимову же было поручено запечатлеть событие, широко заявленное ранее.
 
В экспозицию выставки также вошла работа «Выстрел в народ», сюжетом которой стало самое загадочное покушение в истории: 30 августа 1918 года эсерка Фанни Каплан четыре раза выстрелила в Ленина. Историки до сих пор спорят, было ли оно на самом деле или это инсценировка большевиков. Несмотря на опасное ранение, Ленин остался жив, а Каплан была поймана и расстреляна. Герасимову удалось убедительно изобразить эмоции и беспокойство людей за жизнь любимого вождя и передать гнетущую обстановку покушения: темные тона, кучевые облака, возбужденные лица.
 
Среди 90 полотен, собранных на выставке из фондов Исторического и Русского музеев и почти двух десятков частных российских и зарубежных коллекций, представлены и ранние пейзажи 1910-х годов, парижские сцены 1930-х, яркие путевые акварели из Индии и Китая 1950-х, темпераментные иллюстрации к «Тарасу Бульбе».
 
 Владимир Мединский открыл выставку к 135-летию художника Александра Герасимова - фото 2 Владимир Мединский открыл выставку к 135-летию художника Александра Герасимова - фото 3 Владимир Мединский открыл выставку к 135-летию художника Александра Герасимова - фото 4 Владимир Мединский открыл выставку к 135-летию художника Александра Герасимова - фото 5
 
Однако настоящее открытие «другого Герасимова» – красочная вакханалия «Половецких плясок» (1955). Художнику удалось «остановить мгновенье», живописными средствами изобразить динамику и вихрь танца, отсылая зрителя к знаменитому дивертисменту из  оперы А. Бородина «Князь Игорь».
 
Завершает экспозицию картина «Колхозное стадо» (1959), невольно вступившая в диалог с современным искусством. На технологической экспертизе под верхним красочным слоем был обнаружен еще один – незавершенная картина «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле». Расчистив небо в «Колхозном стаде», реставраторы увидели двух вождей у кремлевской башни. Таким образом, Герасимов стал автором картины в стиле соцарта. Кроме того, в архиве художника был обнаружен один из отрезанных фрагментов первоначальной картины, который, дополнив основное полотно, сделал его уникальным музейным экспонатом.
 
Спрятанные на полвека в архивы музеев работы Герасимова в последние двадцать лет вновь стали востребованными экспонатами на больших зарубежных выставках, представляющих историю искусства России.
 
Фото Ломова В.И.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить