Василий Васильевич Кандинский — одна из самых противоречивых фигур мировой живописи, представитель и ярый последователь абстракционизма. Сегодня мы посвящаем рубрику его творчеству.
Василий Кандинский (1866 – 1944) — выдающийся русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Был одним из основателей группы «Синий всадник», преподавателем Баухауса.
Родился в Москве, получил основное музыкальное и художественное образование в Одессе, когда семья переехала туда в 1871 году. Блестяще окончил юридический факультет Московского государственного университета, но под влиянием увлечения творчеством импрессионистов в 30 лет решил стать художником. В 1896 году он переезжает в Мюнхен, где знакомится с немецкими экспрессионистами. После начала Первой мировой войны возвращается в Москву, но, не согласный с отношением к искусству в Советской России, в 1921 году вновь уезжает в Германию. После закрытия «Баухауса» нацистами переезжает с женой во Францию, в 1939 году получает французское гражданство.
Суть абстракционизма Кандинский определял так: «Абстрактное искусство создает рядом с реальным новый мир, с виду ничего общего не имеющий с действительностью. Внутри он подчиняется общим законам космического мира. Так, рядом с миром природы появляется новый мир искусства, очень реальный, конкретный мир. Поэтому я предпочитаю так называемое абстрактное искусство называть конкретным искусством»
Если исходить из представления о том, что любой художник копирует реальность, создает на основе существующих видимых образов свой мир, то абстракционист идет дальше: отказываясь от подражания внешним характеристикам предметов, он пытается найти суть или идею, которая, согласно Платону, в любом случае не может быть достоверно отражена в человеческом мире. Художник отказывается от копирования формы в пользу демонстрации идеи — именно этому принципу следовал Кандинский в творчестве.