24 ноября 2024г. в кинотеатре «Октябрь» состоялся закрытый показ фантастического фильма «Мама». Премьера была приурочена ко Дню матери, поэтому после ее завершения публику ждал небольшой концерт, а также реалити-шоу на сцене кинотеатра, в котором актеры торжественно поздравляли своих матерей
«Мама» - это фантастика, в которой нет фантастических существ, есть лишь параллельные миры и двойники героев. Жизнь тут показана очень унылой, потому что главный герой махровый неудачник. Вроде бы хуже, чем он живет, уже некуда, а оказывается, что в будущем его ждет еще более жестокий мир, чем тот, с которым он столкнулся в настоящем. Создатели фильма видят нашу страшу в будущем, лежащей в руинах и полной банд уличных преступников. Большой театр стал торговый центром, а один доллар стоит две пятьсот. Естественно безработный герой устремляется в такой мир в поисках легкой наживы, ведь небольшую пачку долларов тут можно обменять на целый мешок рублей. Только не все оказывается так просто, как он решил вначале.
Теперь несколько слов о самом герое. Никита находится в самом центре сюжета в буквальном смысле. В фильме есть лишь герой первого плана, а героев второго плана не видно. Все остальные действующие лица находятся на третьем плане или вообще в массовке. Таким образом мы следим за развитием только одной жизни, которая с первых кадров выглядит уж очень аморальной. Никита мечтает нажиться на виртуальных мирах и вообще не хочет ходить на работу, поэтому висит на шее у своей женщины, с которой живет во грехе. Его сожительница регулярно закатывает истерики, потому что ей надоело кормить тунеядца. В итоге львиная доля экранного времени состоит из безобразных ссор. Как-то нелепо показывать такие пары, чтобы людям не захотелось взять с них пример. К слову, отца у Никиты тоже не видно. Может, не стоит позорить русских женщин настолько, чтобы низводить их до положения Анджелины Джоли, которая готова жить с мужчиной и рожать от него во грехе. Русские женщины всегда имели достоинство. Русская мать это в первую очередь законная жена, а не сожительница. Ситуацию лишь немного выправляет то, что параллельный двойник Никиты серьезен и женат. А сам Никита в ходе многочисленных злоключений усовестится и попытается в параллельном мире спасти пожилую мать, которую беспечно бросил без лечения в нашем мире.
Фильм снят на фоне московской зимы, из-за чего в кадре царит атмосфера уныния и безысходности. Жизнь показана ловушкой, из которой нет выхода. Единственная ценность, которую мы в этой ловушке имеем это близкие нам люди. Идея вроде возвышенная – запоздалая любовь к матери торжествует надо всем, сюжет местами напряженный и интересный, но есть недочеты. Однако те же самые недочеты можно отнести практически ко всем отечественным фильмам. Общение в кадре очень грубое, базарное, героям не хватает культуры речи. Голоса актеров не поставлены. Не хватает приятных лиц. Нужно вспомнить о том, что кино это в первую очередь зрительный эффект. Даже самая лучшая актерская игра не спасет положение, если в кадре нет красивых лиц. Первое, что зрители видят и запоминают в кадре это лицо актера, поэтому они охотнее пойдут смотреть на красивую картинку, чем на что-либо гениальное. В китайском кино, к примеру, додумались установить фейсконтроль, благодаря чему отечественные зрители стали смотреть даже скучнейшие затянутые дорамы с малопонятным содержанием и уж совсем непонятными традициями. В российском кино тоже не хватает такого миловидного красавчика, как Сяо Чжань, на которого зрительницы по всему миру будут смотреть влюбленными глазами и уже неважно будет, о чем фильм. Лично мне после просмотра сразу захотелось вернуться домой, включить любую серию «Неукротимого повелителю Чэньциня» и никогда больше не возвращаться к русскому кино, чтобы не впадать в уныние.
Увы, в фильме «Мама» наглядно продемонстрировано на примере сквозного героя в параллельных мирах, что будучи и бомжом, и миллиардером он останется одинаково грубым. Неужели все русские люди такие? А вдруг все-таки не все? Вдруг до съемок кино просто не допустили тех, кто мог бы снять гениальное кино? На примере центральных московских издательств я, как автор, могу заверить, что ничего оригинального и тем более, гениального, в печать просто не пропускают, потому что кому-то из боссов пришло в голову издавать только шаблонную литературу, вероятно и в кино та же ситуация.
Стоит ли идти в кинотеатр, чтобы взглянуть на базарное общение, унылый быт и непривлекательные лица, которые итак можно увидеть в каждом дворе? Кино должно отвлекать от повседневной рутины, которая итак вгоняет нас в депрессию, а не возвращать к ней. На экране нужны прекрасные мифические герои, а не тупые обыватели, которых мы и так всегда можем увидеть по соседству. Пока российское кино будут снимать в таком ключе, у него нет даже минимальных шансов на популярность, если только ее не организуют.
На премьере «Мамы», как было громко оглашено со сцены кинозала, присутствовали исключительно свои люди: съемочная группа, их родственники, друзья и пресса. А кто еще пойдет? Поживем, увидим! Может хоть кто-то решится, ведь фильм будет идти в прокате не один месяц, а сразу полгода. Запланированы бесплатные сеансы, потому что цель создателей картины собрать как можно больше зрителей. Кстати, среди съемочной группы нашлась наша отечественная парочка джолипиттов, которые, наконец-то, надумали пожениться, когда их ребенку уже пора в школу. Браво! Лучше поздно, чем никогда. Нужно пожелать им не запамятовать дойти до ЗАГСА, а фильму «Мама» стоит пожелать удачи. Единственное, на что стоит уповать нашим отечественным фильмам в прокате, это на большое везение.
Натали Якобсон
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON