У озера в плену...

У озера в плену... - фото 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алёна Подобед

               ***

Таволги пушистые метелки,
Розовые свечи иван-чая
Под окном у дремлющей светелки
Ветерок баюкают-качают...

 

У опушки верное карсикко*
Стережет лесную тишину...
Белой ночи отсветы и блики
Серебрят озерную волну...

 

Валуны** темнеют на приколе,
Купола светлы***, как в старину...
Спит душа, омытая покоем,
Остров спит у озера в плену...

 

У озера в плену... - фото 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карелия, Водлозеро, д. Варишпельда
__________________________________

* - карсикко (karsikko - отглагольное существительное от karsia)
особым образом обрубаемое или срубаемое хвойное дерево.

"Особым образом обработанные деревья, находящиеся на перекрестках троп и дорог невдалеке от деревень, на берегах озер, на краю старых полей, лугов и подсек, еще и сейчас можно увидеть во многих северных и южных районах Карелии (на территории расселения лнввиков и людиков автором зафиксированы такие деревья в Кондопожском, Прионежском, Пряжинском районах). Из Карельской Масельги (Медвежьегорский р-н) имеются фотоматериалы и сообщения о нескольких старых соснах, стоящих на окраине деревни на опушках леса (одна из них — перед входом на кладбище), на коре которых были вырезаны кресты в человеческий рост. Местные жители рассказывали о старике, который время от времени обновлял эти кресты-зарубки, объясняя это тем, что они якобы «охраняли деревню». Деревья носят следы обрубания ветвей. Как и всякий обрядовый символ, несущий семиотическою, знаковую нагрузку, карсикко в своем пространственном положении двойственно. И в горизонтальной, и в вертикальной плоскости оно, выступая как знак вполне материальной территориальной границы или же границы стихий — земли, воды, неба, несет также и чисто мифологические функции, находясь на грани мира мертвых и мира живых. Разграничивая сферы и миры, оно осуществляет в то же время необходимую между ними мифологическую связь. Как уже отмечалось, карсикко на тонях и перекрестьях водных и сухопутных путей могли посвящаться умершим родственникам (позднее — святым православной церкви), но наиболее явственно религиозно-мифологические функции карсикко проявляются в похоронном и календарных обрядах, непосредственно связанных с культом умерших. Что касается представлений о дереве как связующем звене между потусторонним миром и миром живых, то их можно проиллюстрировать сведениями о так называемой «исповеди дереву» из района расселения карел-людиков: если последний час застанет вдалеке от населенных пунктов или не будет возможности найти священника, то следует встать на колени под деревом и исповедаться ему во всех грехах. Дерево желательно найти такое, которое свалено ветром и зависает над другим, поскрипывая при каждом движении воздуха. Это-то поскрипывание и услышит «всевышний». После исповеди на дереве следует топором или ножом вырезать крест. Считалось, что лучше исповедоваться скрипучему дереву, нежели плохому попу".

КАРЕЛЬСКОЕ И ВОСТОЧНОФИНСКОЕ КАРСИККО В КРУГУ РЕЛИГИОЗНО-МАГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ДЕРЕВОМ.
А. П. Конкка
http://www.vottovaara.ru/karelia/drevnije/karsikko/kar1.html

** - Карелия знаменита своими гранитными валунами ледникового происхождения.

*** - В Карелии изумляет сочетание серо-коричневых тонов бревенчатых стен церквей с серебристым, более светлым, цветом покрытия куполов чешуей из осинового лемеха - деревянной черепицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить