"Туполев" готов создать новый пассажирский сверхзвуковой

В ПАО "Туполев" заявили о скором завершении предпроектных работ над уникальным сверхзвуковым пассажирским самолетом. Эксперты уверены, что этот лайнер будет конкурировать с разработками ведущих мировых концернов отрасли

"Туполев" готов создать новый пассажирский сверхзвуковой - фото 1Заместитель гендиректора по проектированию ПАО "Туполев" Валерий Солозобов рассказал, что предпроектные работы над разрабатываемым сверхзвуковым пассажирским самолетом завершаются. Сейчас уже известны характеристики уникального лайнера. Самолет будет вмещать порядка 30 человек, его взлетная масса составит 70 тонн, а скорость – в диапазоне от 1,4 до 1,8 Маха. Таким образом, лайнер сможет набирать скорость примерно до 2200 километров в час, что значительно превышает скорость звука.
В дальнейшем специалисты завершат исследования по способам снижения звукового воздействия, проведут эксперименты, создадут экспериментальный самолет для летных испытаний. Военный эксперт Алексей Леонков в интервью ФБА "Экономика сегодня" напомнил, что прецеденты создания пассажирских самолетов на базе военных моделей в России уже были. Так Ту-116 и Ту-114 были разработаны на базе серийного бомбардировщика Ту-95М, а за основу Ту-104 взяли бомбардировщик Ту-16. У "Туполева" в этом отношении большой опыт.
Конкурент Boeing и Airbus: эксперт оценил перспективы российского сверхзвукового пассажирского лайнера
В конструкторском бюро планирует испытать две версии сверхзвукового пассажирского лайнера — с крылом фиксированной и изменяемой геометрии, как на Ту-160 и Ту-22. Это значительно улучшает взлетно-посадочные характеристики. Стоит отметить, что компания "Аэрофлот" уже изъявила желание стать первым заказчиком сверхзвуковой пассажирской новинки. Алексей Леонков заверил, что российскую разработку ждет жесткая конкуренция.
В истории уже был похожий случай. Эксперт напомнил, как во второй половине 1970-х годов рынок авиаперевозок стремительно завоевывал французско-британский лайнер "Конкорд". За билеты на него приходилось выкладывать кругленькую сумму, однако это было оправдано, ведь из Парижа до Нью-Йорка он добирался за два с половиной часа, а не за девять, как широкофюзеляжные самолеты. Разумеется, другие авиакомпании были недовольны такой популярностью "Конкорда".Выпускавшиеся «Конкорды» имели салоны одноклассной компоновки на 108 человек, впоследствии салоны несколько раз модернизировались авиакомпаниями. На момент вывода из эксплуатации «Конкорды» British Airways имели компоновку салона на 100 мест с шагом 37 дюймов (94 см), а «Конкорды» Air France - на 92 места с таким же шагом.Интересно, что заявление ПАО "Туполева" совпало с 45 годовщиной появления "конкорда" в США: в сентябре 1973 года «Конкорд» 02 совершил первый визит в США, перелетев в аэропорт Далласа из Каракаса. После четырёхдневного пребывания в Техасе, и совершения нескольких демонстрационных полётов, 23 сентября самолёт перелетел в вашингтонский аэропорт имени Даллеса, причём полёт над территорией США проходил на дозвуковой скорости.

"Туполев" готов создать новый пассажирский сверхзвуковой - фото 2Нельзя не вспомнить и о предыдущем творении "туполевцев" - лайнере ХХ века Ту-144, его испытатель Елян поднял в воздух на два месяца раньше "конкорда". У него был более комфортабельный салон,и куда более проблемная и прожорливая силовая установка.Летом 1977 года Леонид Ильич Брежнев совершает государственный визит во Францию, где ему демонстрируют «Конкорд», который уже год как выполняет пассажирские рейсы в Бахрейн и Рио-де-Жанейро. Брежнев приказывает министру гражданской авиации СССР Бугаеву начать подготовительные работы по выходу Ту-144, выполняющего пока только грузовые рейсы, на пассажирские трассы. Начало пассажирской эксплуатации Ту-144 было приурочено к 60-й годовщине Октябрьской революции. Рейсы выполняли только два самолёта — № 77109 и № 77110. Пилотировали их специально подготовленные экипажи «Аэрофлота», в состав которых входили лётчики-испытатели ОКБ Туполева в качестве вторых пилотов, командирами воздушных судов были переученные с других моделей пилоты «Аэрофлота». Билет на этот рейс стоил 80 рублей, тогда как на обычный дозвуковой самолёт билет в Алма-Ату стоил 62 рубля. Этот рейс получил № 499 (в направлении из Домодедова) и № 500 (в направлении из Алма-Аты), выполнялся раз в неделю по четвергам и являлся единственным из более чем десяти рейсов в Алма-Ату из Москвы, эксплуатацию которого осуществлял не Алма-Атинский авиаотряд Казахского управления гражданской авиации СССР, а Домодедовский отряд Московского авиаузла. Полеты на расстояние 3260 км на высоте 16000-17000 м со скоростью 2000 км/ч проводились один раз в неделю, количество пассажиров на борту не превышало 80 человек. До момента прекращения регулярной эксплуатации с пассажирами в мае 1978 года экипажи Аэрофлота на Ту-144 выполнили 55 рейсов, перевезя 3284 пассажира.
На момент, когда 25 января сего года Путин при посещении Казанского авиационного завода им. C. П. Горбунова (филиал ПАО "Туполев") предложил создать гражданскую версию сверхзвукового стратегического ракетоносца Ту-160, в мире наличествовало лишь две государственные программы по разработке пассажирского сверхзвукового лайнера. И обе отнюдь не в странах, числящихся в авиаграндах, - еще в 80-е годы в Индии принята государственная программа самолетостроения, предусматривавшая в том числе и создание лайнера по типу еще летавшего "конкорд", но и по сию пору крупнейшее азиатское государство самолеты закупает; ну и специалисты спорят, кем из северокорейских лидеров Ким Чен Иром или Ким Чен Ыном заявлено, что трудовая Корея будет иметь свой сверхзвуковой лайнер - но пока товарищ Ким Чен Ын использует советский Ил-62.
Иное дело, производство бизнес-джетов: в 2016 году американская Boom Technology объявила о разработке самолета на 40 мест, способного преодолеть расстояние между Лос-Анджелесом и Сиднеем за шесть часов. Американские компании Aerion и Lockheed Martin работают над проектом трехдвигательного сверхзвукового бизнес-джет Aerion AS2 на 12 пассажиров, первые поставки которого намечены на 2023 год. Еще одна американская компания Spike Aerospace планирует сертифицировать в том же 2023 г. свой бизнес-джет Spike S-512, рассчитанный на перевозку 18 пассажиров.Наконец , итальянская компания Piaggio Aero Industries SpA, создатели джета А180 получившего прозвище "летающий феррари", также заявляют, что выпустят в 2022-2024 году сверхзвуковую модель!
Из-за конкуренции Boeing и Airbus США когда-то попросту отказались признать самолет "конкорд" безопасным и не пустили в свое воздушное пространство. Поскольку лайнер был эффективен лишь для полетов на большие расстояния, со временем его вытеснили с рынка. Возможно, что и сейчас по схожим причинам числятся в числе отмененных проектов такого рода - Sukhoi Supersonic Business Jet, Ту-344 (бизнес-джет на базе ракетоносца Ту-22М3), Ту-444 и др., программа NASA High Speed Civil Transport (1990-1999).
Специалисты заявляют, что в масштабах России новинка "Туполева" будет интересна и на внутренних рейсах, например, Москва — Владивосток. Тем не менее, основными направлениями отечественного сверхзвукового самолета, по мнению Леонкова, станут Азия, Африка, Ближний Восток и Южная Америка.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить