Теория поколений: эксперты «Культуры 2.0» в Калининграде рассказали о работе музеев с аудиториями разных возрастов

Теория поколений:  эксперты «Культуры 2.0» в Калининграде рассказали о работе музеев с аудиториями разных возрастов - фото 1С 21 по 23 апреля при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоялась выездная сессия Открытого лектория «Культура 2.0» на IV Балтийском культурном форуме. На этот раз темой дискуссий стали вопросы, как музеям привлечь посетителей самого разного возраста и как сформировать потребность ходить в музей всей семьей.

Дискуссия «Отцы и дети в музее: как работать с семейным посещением?» собрала экспертов из Петербурга и Москвы. Карина Жавлиева, специалист по экспозиционно-выставочной деятельности филиала Музея городской скульптуры «Мастерская М.К. Аникушина» (Санкт-Петербург), Юлия Семенова, руководитель отдела развития и реализации проектов Государственного музея-заповедника «Царицыно» (Москва), и Наталия Кондратюк, научный сотрудник Государственного музея истории религии (Санкт-Петербург), поделились практиками работы с семейной аудиторией в своих музеях.

«Семейная аудитория – одна из самых перспективных, - отметила Юлия Семенова. – Но важно построить программы так, чтобы члены семьи участвовали каждый на своем уровне. Тут от состояния каждого зависит, останется ли вся семья или уйдет, если подростку станет скучно, папа захочет есть, а маме негде будет переодеть малыша. Когда семья приходит в музей, она делает выводы на основе опыта, который получает, и, если им понравится, они не только придут снова, но и расскажут о своем позитивном опыте. Ведь семья всегда часть других социальных групп – родители состоят в группах мам, школ, классов, районов, и они активно делятся своим опытом посещения музея».

Семьи с детьми – самые эффективные «амбассадоры» музеев, соглашается Карина Жавлиева и раскрывает секрет, как найти подход к такой аудитории: «Большие семейные программы начинаются от детской аудитории, как показывает музейная практика. Мы, например, при проектировании выставок включаем в них тактильные экспонаты, зная, как интересно детям с такими взаимодействовать, и даже создаем для таких экспонатов особую среду: например, как песочница, в которой посетители сами могут раскопать экспонаты и почувствовать себя археологами. Мы разрабатываем особые маршрутные листы, такие, можно сказать, шпаргалки для родителей – что будет интересно детям, на что обратить их внимание, какие вопросы им задать».

«Респонденты наших фокус-групп отметили, что семейного досуга в Петербурге достаточно, но его формат однообразен, он в основном развлекательный, - сообщила Наталия Кондратюк. – Им не хватает взаимодействия внутри пары «родитель-ребенок», совмещенного с познавательной составляющей. Цель нашего проекта – создать условия для диалога и совместного прикосновения детей и родителей к общечеловеческим экзистенциальным темам. Для этого мы используем ресурсы музея и методы современного театра».

Общение внутри семьи – главная цель, с которой создаются семейные программы в музеях. «Было проведено несколько серьезных исследований, изучающих образовательный контекст отношений родителей и детей и связь детского досуга с успеваемостью в школе, - говорит Юлия Семенова. – Оказалось, что именно совместный практико-ориентированный досуг напрямую коррелирует с высокой успеваемостью детей. То есть не просто когда родители приводят детей в театры, музеи или на концерты, а именно вместе с ними занимаются какой-то деятельностью. К тому же не секрет, что родители сейчас испытывают огромное давление и часто страдают от своего мнимого «несовершенства». Так вот еще одно исследование говорит о том, что совместная деятельность родителей с детьми у нас, в музеях, избавляет от этой тревожности».

Для подростковой аудитории – тех, кто только выбирает свой профессиональный путь – состоялось два паблик-тока «Культуры 2.0 Zoom»: на первом из них, «Кто такой продюсер в музее?», куратор и продюсер проектов в области культуры Лиза Савина рассказала о том, как сделать проект совместно с музеем, как придумываются и создаются целые истории, выводящие музей из его стен наружу, часто в буквальном смысле на улицы к зрителям. По мнению Лизы, «продюсер – это одна их самых перспективных и интересных профессий в сфере культуры, потому что это деятельность в сфере коммуникаций: нужно связать воедино музей, искусство, город, власть, культуру, а еще важна исследовательская часть». Как подать музейный объект, как формировать новое пространство, как и на чем сконцентрировать внимание аудитории – все это задачи, которые решает продюсер музейных проектов.

А этнограф, заведующий Отделом русского народа в Этнографическом музее Дмитрий Баранов увлекательно рассказал на втором паблик-токе «Кем работать в музее?» об особенностях работы сотрудников Российского этнографического музея: «Сейчас музей – это ансамбль самых разных специализаций, - подчеркнул он. – Музей производит знание, которое материально: ведь музей – это собрание вещей. Музей использует язык вещей, чтобы обращаться к человеку, и этот язык может быть разным: текстовым, пространственным, даже тактильным или ольфакторным, языком запахов. Это называется «сенсорный поворот» – когда мы задействуем все органы чувств, чтобы приблизиться не просто к знанию, а к пониманию. Музейная работа – работа с предметами и коллекциями – дает преимущества в понимании не только своей, но и чужой культуры».

Мастер-класс «Современное искусство и старшее поколение: вместе или каждый сам по себе?» был посвящен работе музейщиков с представителями «серебряного возраста». Ведущая мастер-класса Светлана Лучникова, специалист отдела по музейной педагогике Музея современного искусства PERMM (Пермь), рассказала о том, как вовлечь пожилых людей в современный культурный процесс: «Несмотря на то, что население Земли в целом стареет, а люди старшего возраста становятся активнее, существует катастрофически мало сценариев успешного старения в России. Сама формулировка возраста после выхода на пенсию – «возраст дожития» – очень обидная. Человек старшего поколения в нашей стране оказывается исключенным из активной социальной жизни. Но у нас есть аудитория – есть пожилые люди, которым интересно ходить в музей! Их много, они активные, позитивные. Как привлечь эту аудиторию в музей? Мы используем все доступные каналы распространения информации: советы ветеранов и районные, сообщества выпускников, «сарафанное» радио, разные формы СМИ, социальные сети – где можно делать акцент на их детей и внуков».

Светлана не только поделилась опытом программ для возрастных посетителей в своем музее, но и рассказала, где искать поддержку для таких проектов.

Все мероприятия Открытого лектория «Культура 2.0» бесплатны. Посмотреть записи трансляций можно в любое время в нашей группе в официальной социальной сети Открытого лектория ВКонтакте:

Дискуссия «Отцы и дети в музее: как работать с семейным посещением?»: https://vk.com/video-78344494_456239586
Паблик-ток «Кто такой продюсер в музее?»: https://vk.com/video-78344494_456239587
Паблик-ток «Кем работать в музее?»: https://vk.com/video-78344494_456239587?t=52m40s
Мастер-класс «Современное искусство и старшее поколение: вместе или каждый сам по себе?»: https://vk.com/video-78344494_456239588

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить