В 1990-х и 2000-х годах в США снимали телесериалы и выпускали мультфильмы про Тарзана, некоторые из этих «изделий» попали и в республики бывшего СССР, но даже близко не сравнились по популярности со старыми фильмами про Тарзана, где в его роли снимался чемпион мира по плаванию Джонни Вайсмюллер.
Джонни Вайсмюллер (Johnny Weissmuller, иногда по-русски неправильно пишут как Вейсмюллер, Вейсмюлер или Вайсмюлер, с одной «л») - это сценический псевдоним, настоящее имя актёра - Петер Йоханн Вайсмюллер. Он был немец по национальности, а фамилия его в переводе с немецкого означает «белый мельник».
Родился Петер Йоханн Вайсмюллер 2 июня 1904 года в городе Темешвар в Австро-Венгрии, «лоскутной монархии», управлявшейся императорами из династии Габсбургов, и занимавшей территории нынешних Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины, южной Польши, северной и западной Румынии (Трансильвании) и северной Сербии.
В 1918 году Австро-Венгрия распалась, Темешвар отошёл к Румынии и был переименован в Тимишоару.
Однако семья Вайсмюллер эмигрировала из Австро-Венгрии намного раньше, ещё в 1905 году. Вайсмюллеры отправились в ту страну, куда стекались эмигранты со всей Европы - в Соединённые Штаты Америки. Сначала Вайсмюллеры поселились в городе Уиндбер, штат Пенсильвания, а в 1910 году переехали в Чикаго, где жило очень много немцев, и там семья немецкого происхождения чувствовала себя намного уютнее.
Об этом у нас мало знают, но в начале XX века среди белого населения США немцы составляли около 30%, уступая по численности лишь англосаксам и ирландцам. Затем новые волны массовой эмиграции в течение нескольких десятилетий привели к значительному уменьшению доли немцев в населении США.
В Америке маленького Йоханна стали называть по-английски - «Джонни», и это имя «прилепилось» к нему на всю жизнь, под этим именем - Джонни Вайсмюллер - он впоследствии выступал на соревнованиях и снимался в кино.
В возрасте 9 лет Джонни Вайсмюллер заболел полиомиелитом, и врач посоветовал ему для восстановления организма после болезни заняться плаванием. Занятия плаванием в дальнейшем сыграли решающую роль в его жизни и будущей карьере.
Родители Джонни Вайсмюллера развелись, когда он ещё учился в школе, мать осталась одна с двумя детьми, и Джонни пришлось бросить школу, чтобы зарабатывать на жизнь.
Он трудился разносчиком зелени в овощной лавке, затем пляжным спасателем, затем - посыльным в спортивном клубе штата Иллинойс. Там на 15-летнего Джонни Вайсмюллера обратил внимание известный тренер по плаванию Билл Бахрах, и взял его в свою команду.
Билл Бахрах был человеком своеобразным - это был невероятно грубый, здоровенный мужик весом 150 кг, который орал на своего подопечного: «Ты будешь пахать как раб, ты будешь ненавидеть свои кишки, но ты побьёшь все рекорды, какие есть». Однако как тренер он был гениален, а Джонни Вайсмюллер оказался гениальным пловцом, и прогноз Билла Бахраха о побивании всевозможных рекордов оправдался.
В 1921 году 17-летний Джонни Вайсмюллер выиграл национальное первенство США, в 1922 году установил мировой рекорд по плаванию на дистанции 100 метров вольным стилем, в 1924 году на Олимпийских Играх в Париже он завоевал 3 золотых медали в плавании на различные дистанции, а на Олимпийских Играх в 1928 году в Амстердаме - ещё 2 золотые медали.
Как сказал однажды Джонни Вайсмюллер, «Я всегда считал, что спортивные соревнования между людьми и народами должны заменить насилие и войны».
Всего за свою десятилетнюю карьеру пловца Джонни Вайсмюллер установил 67 мировых рекордов! Он ушёл из большого спорта непобеждённым, ушёл ради кино.
А получилось это вот как:
В 1932 году режиссёр Уильям Ван Дайк и продюсер Сол Лессер из кинокомпании «Метро-Голдвин-Майер» собирались снимать фильм по книге Эдгара Берроуза «Тарзан», но никак не могли найти подходящего актёра. На роль Тарзана требовался молодой человек, который мог бы естественно и без стеснения вести себя перед кинокамерой в почти обнажённом виде, так как по сценарию вся одежда героя должна была состоять из некоего подобия набедренной повязки.
Однако тогдашние голливудские актёры либо не устраивали по телосложению, либо не могли преодолеть стеснительность. Вайсмюллер являлся профессиональным пловцом, и находиться в одних плавках для него было естественным состоянием.
Однажды сценарист Сирил Хьюм остановился в том же отеле, что и Вайсмюллер, и обратил внимание на атлетичного молодого человека ростом 191 см, плававшего в бассейне возле отеля. Хьюм сразу понял, что это будет идеальный кандидат на роль Тарзана, и рассказал об этом Ван Дайку и Лессеру. Затем они нашли Вайсмюллера, и предложили ему попробоваться на роль в кино, на что Джонни охотно согласился.
О том, как прошли кинопробы, сам Вайсмюллер рассказывал так: «Я залез на дерево, а затем спрыгнул, ухватившись за ветку. На следующий день мне сказали, что меня утвердили на роль».
Что интересно, продюсер Сол Лессер, как человек, бесконечно далёкий от спорта, раньше вообще ничего не слышал о Вайсмюллере, и сказал: «Джонни Вайсмюллер - это звучит слишком длинно, не пойдёт на афиши. Надо поменять фамилию». И только когда ему объяснили, что Вайсмюллер - двукратный олимпийский чемпион, и его имя, наоборот, привлечёт зрителей, увлекающихся спортом, он согласился не изобретать новых сценических псевдонимов для Джонни Вайсмюллера.
Всего про Тарзана с Джонни Вайсмюллером в главной роли с 1932 по 1948 год было снято 12 фильмов, из них в СССР попали только 3 фильма, упоминавшиеся в начале статьи, и все три фильма - в 1952 году, спустя ровно 20 лет после выхода в США самой первой «тарзаньей» киноленты - «Тарзан - человек-обезьяна».
Такого на советском экране ещё никогда не показывали. Основная часть демонстрировавшихся в СССР того периода зарубежных фильмов относилась к жанру комедий, так как, по мнению советских киноидеологов, в комедиях высмеивались «язвы капитализма» и «буржуазные отношения».
И тут вдруг на экраны выпустили фильмы в чисто приключенческом жанре, и это стало своеобразным культурным шоком для советского кинозрителя, никогда ничего подобного ранее не видевшего.
Тарзан, молодой белый человек почти двухметрового роста и атлетического телосложения, ещё ребёнком попавший в африканские джунгли и выросший среди обезьян, поражал советских зрителей своими героическими приключениями и сложнейшими каскадёрскими трюками - он отважно сражался со львами и крокодилами, людоедами и браконьерами, совершал головокружительные прыжки с дерева на дерево, дружил со слонами и обезьянами, и спасал очаровательную девушку Джейн, оказавшуюся в джунглях.
Особенно поражал советских зрителей дикий, пронзительный крик Тарзана, которым он оглашал джунгли и подзывал слонов.
Советские дети стали играть в Тарзана, и вскоре «крик Тарзана» раздавался в каждом советском дворе. Этим криком шаловливые внуки пугали своих бабушек. Да что там дети! Даже взрослые дяденьки пытались, будучи слегка навеселе, изображать «клич Тарзана»!
Очень характерны воспоминания человека, чья молодость пришлась на тот период, бывшего Генерального секретаря ЦК КПСС и президента СССР Михаила Сергеевича Горбачёва: «Нашим любимым развлечением были зарубежные кинофильмы... Самым популярным был «Тарзан» с Джонни Вайсмюллером. После таких показов наше общежитие на Стромынке, будто в джунглях, оглашалось тарзаньими криками студентов».
Затем фильмы по Тарзана из кинопроката убрали, по каким причинам - сейчас уже неизвестно. Однако прошло около 30 лет, и в конце 1980-х годов старые фильмы про Тарзана показали по центральному телевидению.
И вот те самые внуки, пугавшие бабушек тарзаньими криками, теперь уже ставшие почтенными отцами, а кое-кто и дедами, вновь, как в детстве, прильнули к экранам, и не отрываясь, следили за приключениями Тарзана в джунглях тропической Африки. А вместе с ними кино смотрели их дети и внуки, знавшие до того о Тарзане лишь по дедушкиным рассказам...
Съёмки киноэпопеи про Тарзана пришлось прекратить только потому, что Джонни Вайсмюллеру было уже 44 года, и на роль юноши он уже не годился, всё-таки возраст потихоньку становился заметным, а чудес пластической хирургии тогда ещё не было.
Впоследствии про Тарзана снимали фильмы с другими актёрами, но успеха они не имели - зрители полюбили именно Джонни Вайсмюллера, и других Тарзанов просто не воспринимали.
Но прекращать работу в кино Джонни Вайсмюллер не собирался. По его словам, «Когда люди перестанут меня узнавать и спрашивать у меня автограф, тогда я буду думать о пенсии».
После прекращения съёмок в роли Тарзана Джонни Вайсмюллер снимался в киноцикле, а затем в одноимённом телесериале «Джим из джунглей», но зрители уже привыкли к нему как к «Тарзану», и в других ролях не воспринимали. Точно так же в советском актёре Вячеславе Тихонове все видели Штирлица, и не воспринимали его в других ролях.
Поэтому в 1955 году Вайсмюллер был вынужден прекратить свою актёрскую карьеру.
Помимо актёрской работы, он занимался бизнесом, сотрудничал с чикагской компанией, открывавшей в различных городах, в том числе и за пределами США, плавательные бассейны под торговой маркой «Джонни Вайсмюллер».
Как вспоминал Арнольд Шварценеггер, «В Австрии мы любили Джонни Вайсмюллера и его фильмы про Тарзана. Я помню, когда мне было шесть лет, мой отец взял меня, чтобы показать мне Вайсмюллера, приехавшего в наш город на открытие плавательного бассейна» (шесть лет Арнольду было в 1953 году).
Личная жизнь у Вайсмюллера не сложилась. Он был женат пять раз, из них четыре раза на женщинах, которые выходили за него замуж с явно корыстными намерениями, чтобы оттяпать у знаменитости часть его состояния.
Человеком он был очень состоятельным, ведь только за роль Тарзана актёр получил в общей сложности два миллиона долларов, причём тех, старых долларов, которые до 1971 года не были подвержены инфляции, имели гарантированное государством золотое содержание, и свободно обменивались на золото. Сейчас, с учётом инфляции, эта сумма была бы равна восьмидесяти двум миллионам нынешних долларов.
Последний брак, когда он женился на этнической немке Марии Бауман, эмигрировавшей в США из Баварии, оказался удачным, и с ней он прожил до самой смерти.
Вот что интересное получается: предыдущие четыре жены не были немками, и с ними всё заканчивалось скандальными разводами, но когда немец Вайсмюллер женился на немке Марии Бауман, всё закончилось благополучно.
Кстати, довольно любопытной является история появления «крика Тарзана», которую рассказал сам Джонни Вайсмюллер, когда ему было уже за 70. По его словам, первоначально звукорежиссёр фильма склеил три фрагмента записей трёх разных певцов с разным тембром голоса, исполнявших напевы альпийских горцев в стиле «йодль», который характеризуется виртуозными переходами от низкого к высокому регистру голоса.
Получившийся после «склейки» звук было настолько сложно воспроизвести, что его предлагали в дальнейшем давать в фильмах только в этой скомпилированной записи.
Однако Джонни Вайсмюллер, исполнявший самые сложные и опасные трюки только самолично, без дублёров, поставил себе целью научиться самостоятельно озвучивать «клич Тарзана».
Как вспоминал Вайсмюллер, «мне потребовалось на это несколько месяцев, но в конце концов я всё же добился совершенства».
Однажды эта способность спасла ему жизнь. В 1958 году Джонни Вайсмюллер приехал на Кубу для участия в турнире по гольфу среди знаменитостей. Место для турнира, надо сказать, было выбрано явно не лучшее, так как в стране, ещё не называвшейся тогда «Островом Свободы», набирало силу партизанское движение под руководством Фиделя Кастро.
И вот машину, в которой везли Вайсмюллера, остановили на дороге партизаны, которые очень сильно не любили североамериканцев («гринго»). Закончиться это могло всем, чем угодно, вплоть до того, что актёра и его спутников могли просто убить.
Тогда Вайсмюллер вышел из машины. По лицам партизан он понял, что они его начинают узнавать. И тогда Вайсмюллер издал свой знаменитый «крик Тарзана», что привело кубинцев в дикий восторг. Они даже стали прыгать от радости и кричать: «Тарзан! Добро пожаловать на Кубу!», а затем выделили Вайсмюллеру охрану, чтобы он не нарвался на других партизан, которые могли и не видеть фильмы про Тарзана.
Умер Джонни Вайсмюллер 20 января 1984 года, в городе Акапулько, Мексика, на 80-м году жизни, и похоронен там же.
Согласно его завещанию, в тот момент, когда гроб с телом Джонни Вайсмюллера опускали в могилу, трижды прозвучал «крик Тарзана», специально для этого записанный на магнитофон.
Геннадий Орешкин