Свой Человек Николай Гринько

..Для каждого этот человек - свой..Как актер для детворы папа Буратино или профессор из "Электроников", для кого-то тот самый американец с ногами-циркулем из "Мир входящему" , Чехов в дуэте с Мариной Влади, и герой фильмов Тарковского, - а как человек свой настоящий Николай Григорьевич ГРИНЬКО!

Свой Человек Николай Гринько - фото 1Николай Гринько родился 22 мая 1920 года в Херсоне в актерской семье. Его родители играли в труппе Рабоче-крестьянского передвижного театра. Мальчик с детства решил, что он тоже обязательно станет актёром.
Когда началась война, Николай служил стрелком-радистом на бомбардировщиках дальнего действия и был комсоргом полка.
После окончания войны Николай Гринько осуществил свою мечту. Начиная с 1946 года он работал сначала помощником режиссёра, а затем актёром в драматических театрах Запорожья и Ужгорода. С 1955 года Николай Гринько стал актёром и художественным руководителем Киевского эстрадного оркестра «Днiпро». Постепенно режиссеры начинали предлагать Николаю ведущие роли.
В кино Николай Гринько дебютировал в 1951 году в небольшой роли Бунтаря в историко-биографическом фильме Игоря Савченко «Тарас Шевченко». Однако в последующие десять лет он практически не снимался. Первой по-настоящему серьезной работой актера стала роль солдата-союзника в драме Александра Алова и Владимира Наумова «Мир входящему» в 1961 году. В этом фильме Гринько сыграл роль американского шофера, который на «Студебекере» возил по дорогам войны и американцев, и русских. В СССР эту картину сначала резали и сокращали, и даже хотели задвинуть на полку. Но усилиями Сергея Герасимова фильм прорвался на фестиваль в Венеции. Американцы проспорили ящик коньяка, утверждая, что шофера играет настоящий американец. Картина получила кроме «Золотого льва» и еще один приз. Неожиданный. Американская автофирма решила: «За рекламу автомобиля «Студебекер» актеру, проведшему ее по дорогам войны в киноленте, вручить автомобиль»! Но машину получил кто-то другой. До Гринько она не доехала.
С 1963 года Николай Гринько стал актёром киностудии имени Довженко, и начиная с 1964 года полностью переключился только на работу в кино. Однако его снимали очень мало. Он снялся в кинопоэме «Тени забытых предков», героической драме «Гибель эскадры» и комедии «Стежки-дорожки». Однако в этих фильмах ему не предложили ни одной главной роли.
Основные работы актера были сыграны на «Мосфильме». Его героями были партизаны и крестьяне, начальники и подчинённые, русские и иностранцы, ученые, монахи, учителя, отцы и деды. «Будучи по природе человеком мягким, застенчивым, немного замкнутым, Гринько способен к самым неожиданным метаморфозам. Если работа его захватывает, актёр мгновенно преображается», - говорил о нём режиссёр Геннадий Полока.

Свой Человек Николай Гринько - фото 2Свой Человек Николай Гринько - фото 3Свой Человек Николай Гринько - фото 4Свой Человек Николай Гринько - фото 5Свой Человек Николай Гринько - фото 6Свой Человек Николай Гринько - фото 7Свой Человек Николай Гринько - фото 8Гринько стали приглашать сниматься в Болгарию, Чехословакию, Германию, Норвегию. Случалось, он за сутки успевал отсняться в трех-четырех картинах.
Самой неожиданной работой Николая Гринько стала роль Антона Павловича Чехова в картине Сергея Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа». В основе фильма была история создания пьесы «Чайка» и ее трагического провала на сцене Александринского театра.
1960-е и 1970-е годы стали временем творческого расцвета Николая Гринько. Сама атмосфера в кинематографе способствовала этому. Позже начался застой, и остались редкие, но значительные роли у мастеров и множество эпизодических ролей в малоизвестных картинах. На помощь пришла еще одна грань актерского дарования Гринько: огромное чувство юмора, любовь к импровизации и отличная, почти балетная пластика. Все это как нельзя более подходило к ролям в детском кино. Его друг Ролан Быков, с которым Гринько играл еще в «Андрее Рублеве», пригласил друга в 1975 году на постановку «Автомобиль, скрипка и собака Клякса». Быков говорил о Гринько: «Работать и играть с ним - огромная радость».
То же самое мог сказать и режиссер Леонид Нечаев, который в том же 1975 году выпустил знаменитый фильм «Приключения Буратино». Гринько превосходно умел перевоплощаться. Он также сыграл в 1979 году профессора Громова в «Приключениях Электроника» - фильме, который очень любят смотреть дети и сегодня. Его герои - мудрые, добрые, строгие и умеющие рассмешить - воспитывают в зрителе терпение, взаимопонимание и справедливость.
Среди других фильмов тех лет: комедия «Афоня» (Егор Лещёв), приключенческий фильм «Пропавшая экспедиция» (Смелков), военная драма «Двадцать дней без войны» (Вячеслав), новелла «Сто грамм» для храбрости» (Никитин).
У Андрея Тарковского Гринько сыграл во всех снятых режиссером в СССР фильмах. В 1966 году был снят легендарный фильм «Андрей Рублев», собравший большое число призов на различных международных фестивалях и включенный в список 100 лучших фильмов в истории кино. В этой картине Гринько исполнил одну из главных ролей – Даниила Черного.

Свой Человек Николай Гринько - фото 9Свой Человек Николай Гринько - фото 10Свой Человек Николай Гринько - фото 11Свой Человек Николай Гринько - фото 12Свой Человек Николай Гринько - фото 13Свой Человек Николай Гринько - фото 14Свой Человек Николай Гринько - фото 15Свой Человек Николай Гринько - фото 16Затем были сняты фантастический фильм по одноименному роману Станислава Лема «Солярис» (отец Криса) и автобиографическая картина «Зеркало».
Все герои Гринько - люди бесконечно добрые и мягкие, они потрясали зрителя глубиной и достоверностью, являя собой олицетворение терпеливости и благородства. Не случайно Анатолий Солоницын, игравший Рублева, в шутку прозвал старшего коллегу «батька Гринько», а сам Тарковский признавался, что Гринько – его любимый актер.
Одной из самых сильных работ Николая Гринько у Андрея Тарковского стала роль Профессора в фантастической притче «Сталкер». Его герой, олицетворяющий в фильме науку, и Писатель в исполнении Анатолия Солоницына, олицетворяющий культуру, бегут из дичающего мира. Писатель - от опустошенности, творческого бессилия, бессмысленности существования, Профессор - в незнакомое пространство, таящее для него научный интерес. В зоне начинается долгий диалог, проясняющего причины безверия, истоки процесса, приведшего к концу света.
Гринько безмерно уважал Тарковского. Только актера иногда задевало, что режиссер редко делал так, как предлагал Николай Григорьевич. Если Тарковский за что-то хвалил, то Гринько очень этим дорожил. Это уважение было взаимным. Для Тарковского Гринько был своего рода оберегом.
Почти за сорок лет в кино выдающийся актер снялся более чем в ста фильмах, играя у великих режиссеров – Андрея Тарковского, Сергея Параджанова, Александра Алова и Владимира Наумова, Сергея Бондарчука, Александра Зархи, Ролана Быкова, Владимира Бортко, Алексея Германа, Динары Асановой... Роли, сыгранные им в этих картинах, вошли в золотой фонд отечественного и мирового кино.
Когда студия «Грузия-фильм» пригласила его пройти пробы на роль Дон Кихота, он обрадовался. Казалось, давнишняя мечта сыграть Рыцаря печального образа вот-вот станет явью. Павильон на «Грузия-фильме» напоминал зрительный зал. Собравшиеся стояли, сидели друг у друга на головах - ждали «того, самого знаменитого»... Неделю шли пробы, и неделю зал был полон. Когда Гринько выходил из гримуборной, люди встречали его в длинном коридоре, и он шел сквозь восторженный шепот и аплодисменты. Радовался: «По-моему, получилось!» Ему сказали: ждать решения. Ждал. Упрямо и с надеждой. Но вестей из Грузии не было. Когда он попросил отдать ему снятую пробу – ее не отдали. Николай Григорьевич слег. Это была настоящая драма для него, пережить которую он так и не смог. Фильм в Грузии сняли с другим Дон Кихотом.
Гринько Николай Григорьевич актёр, народный артист УССР
eмер от лейкемии 10 апреля 1989 года

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить