В новом сезоне 2016-2017 года Театр им. Лермонтова готовит к показу спектакль «Африканское Сафари». Эта работа режиссера Светланы Волошиной-Андрийчук сильно выделяется на фоне общей театральной жизни Москвы. В основе спектакля заложена актуальнейшая тема современности – Экология.
Светлана Волошина-Андрийчук – выпускница Театрального института им. Б.В. Щукина (2003г.), руководитель Московского театра им. М.Ю. Лермонтова,
поэт, член Союза писателей России, член редакционного совета Альманаха «Москва Поэтическая» Союза писателей России, внештатный сотрудник «ОЛГ» МГО СПР.
В анонсе будущего показа читаем: «В пьесе перед зрителем предстают далёкие страны Африки, опасные, таинственные, но притягательные своей живописностью и экзотикой. Золотой нитью вплетается в повествование любовь к России, её истории и судьбе народа. Два мира, две реальности скрещиваются – пересекаются где-то далеко: в мыслях, в видениях, в фантазиях автора. Надежда и сила духа – вот два верных спутника, которые ведут по жизни человека, желающего победить».
Это событие не могло пройти незамеченным для экологов-журналистов журнала «Экоград». Юрий Ришивский встретился с режиссером-постановщиком и побеседовал с ней.
– Что собой представляет ваш театр? У вас есть кредо?
– Наш небольшой профессиональный коллектив существует с 2010 года. Мы ставим спектакли, готовим концертные программы. Основное, что объединяет все наши работы, это нравственное начало, как принято сейчас говорить «Экология души и ума». Хочется цинизму противопоставить порядочность, продажности – патриотизм, предательству – любовь. Хочется сберечь великий русский язык, следовать традициям великой русской театральной школы, а главное законам гуманизма, отличающим подлинно великое и вечное искусство.
– «Экология души и ума» – это ваш эстетический принцип. Но ведь еще есть экология окружающей среды...
– К приближающемуся 2017 году – Году экологии наш коллектив поставили два тематических спектакля: взрослый «Африканское сафари» и детский «Целлофановая сказка». Спектакли «экологичны» каждый по-своему.
– О чем спектакль?
– «Африканское сафари», как уже понятно из названия, открывает нам необъятные просторы Африки. Только вместо ружья у автора фотокамера, запечатлевающая окружающий мир. И, репетируя спектакль, мы с наслаждением погружались в этот мир. Постигали природу саванны, переносились в горы, на побережье рек и океана, изучали повадки и образ жизни диких африканских животных, птиц и даже встречали на своём пути африканские племена. Чтобы передать сценическими средствами весь самобытный мир Африки, нужно было хорошенько изучить этот континент, так как речь идёт не об отдельном государстве или местности, а об обширнейшей территории, включающей в себя и Египет и ЮАР, и республику Чад, и Эфиопию, Кению, Ботсвану и многие другие страны. Мы находили видеоматериалы, мы читали справочники по астрономии, географии, зоологии, ботанике, знакомились с климатом, растительностью и животным миром этих мест. Но это не всё. Нам пришлось изучать культуру и историю населяющих их народов, их нравы и обычаи. Мы чувствовали себя исследователями, путешественниками, этнографами. Мы узнали особенности охоты на бегемотов и львов, страшные тайны магических культов, обычаи воинов-скотоводов племени масаи и самбуру. И теперь озеро Найваша, река Мара, Драконовые горы, Абиссиния, Дагомея, созвездие Южный Крест, Орион для нас не просто незнакомые и далёкие географические или астрономические названия. Они наполнены для нас смыслом, картинами, видениями, голосами – жизнью, они обрели плоть и кровь. Африка раскрывает пришельцам свои объятья, впускает в свой мир, где царят жестокие законы, однако и там любовь отвоёвывает себе место и утверждает свои права.
Но автор поэтической тетради об Африке, взятой к постановке, не только запечатлевает на фотоснимках раскинувшуюся экзотическую ойкумену. Своим мастерским пером он вписывает в них образы далёкой России и бескрайнего севера. Так что, изучив жаркие страны, нам пришлось переключиться на холодные скалистые берега Лены, промерзшие земли Колымы и покрытую инеем Якутию. Автор проводит параллели между севером и югом, между прошлым и настоящим, позволяя появиться в повествовании призраку Николая Гумилёва, чтобы среди сафари вновь напомнить и поразмыслить о непростой судьбе России. В результате наш спектакль получился, как пьеса-путешествие из Африки в Россию и обратно в Африку, из прошлого в настоящее и обратно в прошлое.
Таковой нам предстала поэтическая тетрадь Владимира Фёдорова, Заслуженного работника культуры, поэта, писателя, драматурга, путешественника, переводчика, журналиста, лауреата Большой литературной премии России, международной литературной премии «Триумф», фестиваля «Театральный Олимп» в Сочи (2016 г.).
Не могу не вспомнить про участниц спектакля. Это замечательные актрисы – Елена Куликова и Вера Величко. Они прекрасно освоили тему и воплотили ее в художественных образах.
– А второй спектакль о чем? Как в него вписывается экология?
– «Целлофановая сказка» – иная. Это журналистский репортаж о жизни насекомых, полный весёлых и опасных приключений. «Экологичность» этого спектакля заключается совсем в другом. Она таится в художественном оформлении спектакля. Дело в том, что все декорации и костюмы сделаны из целлофана.
"Целлофановая сказка". На репетиции
Это авторская работа. Практика показала, что из целлофана можно делать удивительные вещи: шить платья и шляпки, изготавливать всевозможные узоры для них, делать мебель и плести аксессуары, украшать посуду и музыкальные инструменты.
"Целлофановая сказка". На репетиции
Даже смастерить целую сказочную лесную поляну и самих обитателей леса. Ведь целлофан обладает для этого прекрасными качествами: он и гибкий и мягкий, и относительно прочный. А в магазинах можно приобрести пакеты совершенно невообразимой яркой окраски. Так что декорации получились довольно весёлые и разноцветные, и красивые. Декорация этого спектакля способствует пробуждению фантазии и воображения. Дети смогут увидеть, как из подручных средств можно создать целый сказочный мир. Картон и цветной целлофан превращаются в игровые кубики, которые при перестановке становятся то студией «Телепечь», то Базарной площадью, то жилищем Мухи, то ромашковым полем, где можно полетать, побегать и насладиться ароматом цветов. Целлофановую сказку, конечно же, населяют и целлофановые герои: кот Абрикос, паук Пучеглаз и ведущие телепрограммы «Новости Из-Запечья» стрекоза Жу-жу и стрекоза Зи-зи.
"Целлофановая сказка". На репетиции
Посмотрев увлекательную сказку – игру, зрители смогут не только увидеть целлофановых персонажей, но также познакомиться с русскими скороговорками, русскими народными танцами, с разными жанрами музыки. Но, наверное, главное, смогут понять, что окружающий мир можно делать чище, лучше и красивее, что даже мусорные пакеты, казалось бы пригодные только для одного, в умелых и добрых руках могут превратиться в нечто прекрасное.
– Сюжеты на тему экологии уже представлялись в художественных произведениях, но сама экология в искусстве (не в сюжете, а в изобразительных средствах) – это что-то новое...
– Экология должна стать общей тенденцией нашей жизни. Экология универсальна. Чего ни коснись, хоть духовной, хоть материальной сферы – везде для выживания нужно стремиться к чистоте, организованному порядку, взаимопониманию и гармонии.
Беседовал Юрий РИШИВСКИЙ