О Зое Титовне Яковлевой, актрисе, ставшей активисткой крымского подполья во время Великой Отечественной войны, почему-то редко вспоминают даже в родной Чувашии.Мало кто из жителей знает, почему ее имя носит тихая улица в Чебоксарах неподалеку от парка Победы..
Зое, родившейся 17 марта 1898 года, было шесть лет, когда умер отец, и девять, когда она лишилась матери. В крайней бедности воспитывались они с братишкой Аркадием. Жили у теток да у бабки. А те тоже перебивались с хлеба на квас. Одно слово существовали.Девушку тянуло на сцену, может быть с той поры, когда пела своему малолетнему брату песенки, сказывала сказки. Не довелось, правда, как следует в юности завершить школьное образование, зато много читала. Так и созрела в юности беспокойная заветная мечта – стать артисткой.Но поначалу Советская власть определила ее работать секретарем Чебоксарского уездного ветеринарного участка.
А в городе председатель тогдашнего исполкома Совдела Петр Павлович Бондарев, неутомимый энтузиаст, создал Парадный дом. И в этом очаге культуры был организован театральный коллектив, куда и записалась Зоя. Это было трудное время! Жили впроголодь, в стылых комнатах, а ставили Островского, Горького и других авторов. В драм–коллективе играли П.П. Бондарев, И.О. Пучков, Е.М. Еровская, ныне заслуженная артистка РСФСP, Е.П. Антонова, Е.Д. Обрубова, Н.А. Архипов и другие. Не одну ведущую роль исполнила здесь Зоя Яковлева.
После гражданской войны в Чебоксары вернулся И.С. Максимов–Кошкинский. Инициативный и энергичный, он стал собирать самодеятельных актеров. В складе, где раньше хранились мочало и рогожи, оборудовали сцену и зрительный зал. Были созданы две группы – чувашская и русская. Именно тогда Зоя Яковлева полностью отдалась своему увлечению. В пьесе Островского "Лес" она успешно сыграла роль Улиты, в спектакле "За монастырской стеной" выступала в роли монашки, в "Семнадцатилетних" создала образ Эрики. Зрители от души аплодировали юному таланту. Успешные выступления Зои Яковлевой склонили И.С. Максимова–Кошкинского к мысли, что девушке непременно нужно учиться. По его рекомендации она в 1922 году поступает в Казанскую двухгодичную театральную студию. Но связь с Чувашской республикой не теряла. В каникулы готовила со студийцами спектакли и выступала в Чебоксарах, Мариинском Посаде, Козловке, на сценических площадках Козьмодемьянска, Юрина, Васильсурска. Особенно удавались Зое Павловне героические роли. Так, в столице Чувашской республики Зоя Павловна Яковлева и получила путевку в творческую трудовую жизнь.
Наконец, ее направили в театральную студия, где к тому же ей суждено было познакомиться с мужем - Дмитрием Константиновичем Добросмысловым.Затем супруги переезжают в Бежецк, Вологду, Ленинград. В 1938 году они переходят в Крымский областной драматический театр, где становятся горячо любимыми местными зрителями, - где им было суждено совершить подвиг и погибнуть.
Подпольная группа «Сокол», куда входила Зоя Яковлева, организовала 45 крупных диверсий и передала сотни разведывательных донесений. Все эти данные использовались при освобождении полуострова.
Среди значимых эпизодов – спасение детей от отправки в рабство в Германию: об этом снят художественный фильм «Они были актерами»..Супруг Зои Яковлевой, артист Дмитрий Добросмыслов, хорошо знал немецкий язык, и каждый разговор был новым ценным донесением в копилку информации.То что в подконтрольного немецким властям Симферопольского русского театра драмы и комедии действуют подпольщики донес предатель. Артистов схватили прямо после спектакля. Гестапо доверило пытать палачам из числа крымских татар, зверства и жестокость которых повергали самих немцев в ужас.. Яковлеву и ее мужа изрезали живьем, а потом 10 апреля 1944 года расстреляли и закопали в общей яме в местечки Дубки около Симферополя.
12 мая 2010 года по телевизионному каналу «Россия 1» был показан документальный фильм режиссёра Александра Беланова «После премьеры — расстрел. История одного предательства».
Геннадий Орешкин