Скандал в благородном семействе

Скандал в благородном семействе - фото 1Когда говорят о театре, – не о спектаклях, а о закулисной жизни, – то иначе как серпентарием это заведение не называют. Для тех, кто не знает, что такое серпентарий, поясняю: змеиный питомник и помещение для такого питомника.

 

 

 

 

 

 

 

 

И все же театр – явление удивительное, его нельзя не любить! Посмотреть спектакль – это большое счастье для взрослых и детей. Это праздник, кладезь остроумия, воображения, обаяния, изящества. Конечно, если речь идет о хорошем театре, с талантливым толковым режиссером и такими же артистами. Что же делать, если ежедневные перевоплощения не проходят даром. Не от того ли мы наблюдаем, что вне спектаклей театр живет специфической жизнью. Здесь через край эмоции и нервы, здесь суеверие, ибо причина успеха не всегда понятна, здесь свой неписанный устав, по которому многое прощается заблудшим. Люди здесь в культурном отношении довольно развиты, интеллигентны, много читают: профессия требует. Но порой сопоставить культуру и поступки в жизни театра и около него невозможно, настолько они противоречат друг другу.
Человеку со стороны разобраться во всех хитросплетениях клубка причин и следствий происходящего в этом благородном семействе бывает нелегко.
Недавний скандал тому подтверждение. Суть дела состоит в том, что недавно выбранный на должность ректора театрального вуза ГИТИС Григорий Заславский решил объединить два факультета: театроведческий и продюсерский, – мотивируя такой шаг усилением образования. Разумность идеи хоть и вызывает сомнение, однако оставим это на совести ученого совета, который почти единогласно (при одном воздержавшемся) ее поддержал, если верить информации на сайте этого учебного заведения.
Если не вдаваться в подробности, то дело кажется пустячным и не стоящим дальнейшего внимания. Но вдаваться необходимо. Театральный мир в России разделился на два лагеря: с одной стороны – либералы, с другой – все остальные. Однако силы у этих сторон не равны. Либеральная часть мира искусства, имея хорошие связи во власти, практически контролирует ведущие театры, журналы по этой теме, и программы на телевидении. Хоть это и покажется удивительным во времена возрождения России, однако ж это факт. И люди, ненавидящие нашу страну и ее народ, преспокойно себе строят театральную культуру на свое усмотрение, в котором нет места ни добру, ни здравому смыслу, а есть агрессия, грубость, вульгарное представление о любви и вере. И вот, новоизбранным ректором престижного вуза, естественно, стал один из лагеря либералов.
21 декабря новым руководством ГИТИСа было объявлено об объединении факультетов. Но оказалось, что большая часть педагогов института узнала о новости из СМИ. И многие выступили против такого реформаторства, высказывая опасения, что подобное действие уничтожит театроведческий факультет.
Их можно понять. Традиции факультета сложились не сегодня, он создан 1931 году, и в основе обучения профессии театрального критика (театроведа) всегда лежало изучение театра как художественной организации. Но продюсерство – это иной взгляд на искусство, здесь внимание приковано к тому, как делать деньги. Зачем же объединять эти две профессии?
В результате педагогов поддержали студенты. В конце концов они поступали на определенный факультет не для того, чтобы кто-то взял и переменил им в процессе обучения специальность (неизбежны новые предметы, новая этика, новый подход к делу). Подобное, кстати, в 90-х годах произошло в Академии культуры, где тоже по решению руководства взяли и переменили специальности, и многие, желавшие приобрести одну (и поступали ради этого), в итоге получали другую профессию. Не обошлось тогда и без скандалов, но... где было искать правду в 90-х? А сейчас – в двухтысячных?
И вот 23 декабря студенты ГИТИСа во дворе здания института устроили акцию (арт-перформанс) против объединения театроведческого и продюсерского факультетов. Свое мероприятие они посвятили правам учащихся, записанным, между прочим, в уставе вуза.
Однако руководство ГИТИСа вызвало полицию! К счастью, прибывшие стражи порядка не нашли ничего противозаконного в мирных действиях студентов или опасного для кого-либо или чего-либо (репутация ректора не рассматривалась).
Вызов полиции для разгона студентов, выступающих за свои права, не прибавляет положительных очков Заславскому. Тем более представителю либералов, которые так гордятся своими взглядами на свободу слова, и видят нарушения в России этого гражданского права везде, куда бы ни повернулись. Увы, с благородством у нового ректора что-то не сошлось...
Пример из истории МГУ всегда был для порядочных людей образцом. В 1911 г. на территорию Московского университета ворвались жандармы и казаки. Ректор Александр Аполлонович Мануйлов и его помощники выразили протест, поскольку это было нарушением автономии университета. За это тогдашний министр народного просвещения Л.А. Кассо уволил их, после чего в знак протеста и солидарности с ними ушли из университета добровольно 120 профессоров и доцентов.
Но Заславский порядочность руководителя понимает прямо противоположным образом. Одним словом, либерал. Но в любом случае, кто бы он ни был – хоть анархист, какую бы мораль ни исповедовал, а начинать свою деятельность с вызова полиции для подавления прав своих студентов... как-то подленько.
В начале этой статьи рассматривались объективные причины, по которым театральный мир представляется серпентарием. Но создавать их искусственно, как это делает Заславский ради непонятных целей... А, впрочем, почему непонятных? Давно замечено, что куда бы ни пришли либералы, обязательно там начинается скандал – в лучшем случае, а в худшем - разрушение. Так чем же наш случай отличается от остальных? Все в том же духе... И правило только подтверждается.

Юрий АНДРИЙЧУК

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить