Сергей Владимирович Ильюшин: жизнь и небо

   Крутой прижимистый и настоящий Хозяин - таким предстает в воспоминаниях этот выдающийся сын Вологодчины! Один из величайших авиаконструкторов XX века окончил всего три класса земской школы и построил свой первый самолёт в 42 года

Сергей Владимирович Ильюшин: жизнь и небо - фото 1   Сам Сергей Владимирович Ильюшин, родившийся 30 марта 1894 года младшеньким 11 ребенком в бедняцкой семье Владимира Ивановича Ильюшина и его жены Анны Васильевны вспоминал: "Читать я научился рано — в шесть лет. Моими первыми книгами были «Ветхий завет» и «Новый завет», «Часослов», журнал «Вестник Европы», который каким-то непонятным образом попал в нашу глухую вологодскую деревню.
   Восьми лет пошёл я в земскую школу в селе Березники в двух с половиной верстах от нашей деревни. Нам преподавали несколько предметов. Русский язык мы учили по книге Ушинского «Родное слово», занимались чистописанием, писали диктанты, учили географию, арифметику и обязательно закон божий. ...
   Одним из учителей в земской начальной школе был Александр Владимирович Чевский. ... Это был удивительный человек. Он привил мне любовь к чтению, к знаниям. ..."
   После трёх классов школы стал работать, ибо другого способа выжить у большой семьи не было.
   В 15 лет Сергей пошёл по стопам старших братьев, отправившись из родной деревни на заработки. Был чернорабочим на фабрике, землекопом, чистильщиком канав — короче, брался за любую работу.
   В 1910 году земляки посоветовали Сергею наняться на Коломяжский ипподром в Петербурге землекопом, где хорошо платили. Ипподром приспосабливали под проведение первой в стране международной авиационной недели. Там землекоп из деревни Рождение на Вологодчине и влюбился в авиацию.На первом Всероссийском празднике воздухоплавания юноша Сергей Ильюшин стал свидетелем гибели выдающегося авиатора Льва Мациевича - только накануне тот поднимал в небеса премьера Столыпина, а тут аэроплан развалился в воздухе. И парень заявил, что построит такой летательный аппарат, который устоит против всего! Мечты мечтами, а есть хочется всегда. Он сменил ещё немало мест работы, пока в 1914 году не был призван в армию.Служил Сергей в пехотной учебной команде под Вологдой, когда поступил запрос о переводе семи солдат в авиацию. Разумеется, речь шла не о полётах, а об обслуживании аэродрома, но Ильюшин хотел быть ближе к мечте. За две бутылки водки рядовой Ильюшин уговорил фельдфебеля вписать его в список тех, кого переводили в Петербург.
   Сначала он был ангарным..Потом дорос до моториста.. Технику изучал опытным путём, одновременно читая всё, что удавалось достать об авиации, не исключая женских любовных романов о лётчиках.
   До 1916 года в русской армии лётчиков готовили исключительно из дворян, однако война внесла коррективы и в это правило. Среди низших чинов, которых взяли на обучение, оказался и Сергей Ильюшин
   Окончив солдатскую школу лётчиков Всероссийского императорского аэроклуба, Сергей Ильюшин летом 1917 года получил права пилота.
   Когда грянула Октябрьская революция, Ильюшин недолго размышлял, чью сторону принять. В 1918 году он вступил в партию большевиков, а в 1919-м стал бойцом Красной Армии. Узнав об авиаремонтном и лётном опыте Ильюшина, его откомандировали в распоряжение Красного воздушного флота. В качестве специалиста по авиатехнике Ильюшин прошёл всю гражданскую войну.
В 1921 году Ильюшин обращается к командованию с просьбой разрешить ему поступление в Институт инженеров Красного воздушного флота. Начальник авиации Кавказского фронта Василий Хрипин, который в 1938 году погибнет в жерновах «большого террора», не подозревал, что этим решением предопределяет судьбу не только отечественной, но и мировой авиации.
   А ведь были причины усомниться — Ильюшину к тому времени было уже 27 лет, а за плечами всего три класса школы.По сию пору остается невыясненным: действительно ли Ильюшин сдал некий экзамен за курс средней школы или просто ему "нарисовали" справку..В 1926 году, когда Ильюшин окончил институт, он рвался к конструкторской работе, но его назначили председателем самолётной секции Научно-технического комитета ВВС. На этой должности Ильюшин изучал передовой опыт мирового авиастроения, оценивал разработки ведущих советских специалистов, но сам ничего не строил. Сам конструктор позже говорил, что этот опыт пошёл ему на пользу — за это время он разобрался в конструкциях практически всех лучших самолётов современности.

Сергей Владимирович Ильюшин: жизнь и небо - фото 2Сергей Владимирович Ильюшин: жизнь и небо - фото 3Сергей Владимирович Ильюшин: жизнь и небо - фото 4Сергей Владимирович Ильюшин: жизнь и небо - фото 5Сергей Владимирович Ильюшин: жизнь и небо - фото 6Сергей Владимирович Ильюшин: жизнь и небо - фото 7Сергей Владимирович Ильюшин: жизнь и небо - фото 8Сергей Владимирович Ильюшин: жизнь и небо - фото 9Сергей Владимирович Ильюшин: жизнь и небо - фото 10
   В 1931 году Ильюшин добился своего — он возглавил конструкторское бюро ЦАГИ. Однако должность его в тот период была далека от практической деятельности. Да и само бюро от постоянных слияний и организаций превратилось в чрезвычайно неповоротливую структуру.
   В 1933 году конструкторское бюро разделили на два. Конструкторский отдел ЦАГИ, занимающийся разработкой тяжёлых самолётов, возглавил Андрей Туполев; Центральное конструкторское бюро авиазавода им. В. Р. Менжинского, которому было поручено создание лёгких самолётов, — Сергей Ильюшин. Так начиналось соперничество двух великих конструкторов, которое выведет советскую авиацию на новые рубежи.
   В 1935 году ЦКБ было преобразовано в Опытное конструкторское бюро (ОКБ) авиазавода им. В. Р. Менжинского, а Сергей Ильюшин стал его главным конструктором.
   Он обладал невероятной работоспособностью и одновременно высокой требовательностью. Свою команду смело расширял за счёт совсем юных выпускников авиационного института и сразу ставил им серьёзные задачи.
   Первый самолёт конструктора Ильюшина — экспериментальный бомбардировщик ЦКБ-26 — поднялся в небо, когда его создателю стукнуло 42 года. Но на этом самолёте лётчик Владимир Коккинаки поставил первый советский авиационный рекорд, официально зарегистрированный Международной авиационной федерацией. Об отношениях Коккиники и Ильюшина, вообще непросто сходившегося с людьми, стоит заметить особо: это был тот, кому великий конструктор доверял безгранично!
Машины Ильюшина вошли в историю Великой Отечественной войны.    Бомбардировщики ДБ-3 (Ил-4) уже летом 1941 года нанесли бомбовый удар по Берлину.
   Настоящей легендой стал штурмовик Ил-2, наводивший ужас на гитлеровцев. Дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт Георгий Береговой называл Ил-2 «мужицкой» машиной. По мнению лётчика, она буквально излучала надёжность, обеспечивая пилотам выживание даже в очень сложных ситуациях.
   В самый разгар войны, в 1943 году, советское правительство стало задумываться о послевоенном будущем и поставило перед конструкторами задачу разработать советский пассажирский самолёт.Кто-то принялся копировать американские машины, кто-то подстраивал под новые задачи военные бомбардировщики. Ильюшин рассудил иначе — пассажирский самолёт нужно строить с нуля.
   Сам конструктор признавался, что строительство пассажирских самолётов — это, пожалуй, самая сложная задача в авиастроении. Первенец «гражданской» линейки Ильюшина — Ил-12 — не был самой совершенной машиной в мире. Но Ильюшин упорно развивал новое для себя направление и достиг успеха: самолёт Ил-18 стал первым пассажирским лайнером, который у СССР стали закупать другие страны.
Трижды Герой Социалистического Труда и лауреат семи Сталинских премий (что является абсолютным рекордом) Ильюшин, в отличие от того же Туполева, не слишком часто представлял подчинённых к государственным наградам.Не поощрял желание иметь ученые степени (сам не защищался не разу, получив по совокупности). Но вот помочь с квартирой или другими социально-бытовыми вопросами - тут Ильюшин стоял за своих горой! Он завел порядок, когда КБ уходило в отпуск разом - с второй половины августа до начала сентября.. А еще ежегодно за свои деньги арендовал теплоход, чтобы вывести все КБ с женами и детьми на Волгу - своеобразный корпоратив, где позволял себе предстать и веселящимся и просто тем, с кем можно общаться запросто!
   А ещё Сергей Ильюшин обладал редким качеством, особенно среди людей столь высокого ранга — будучи неправым, он умел открыто это признать, что только добавляло ему уважения.

Сергей Владимирович Ильюшин: жизнь и небо - фото 11Сергей Владимирович Ильюшин: жизнь и небо - фото 12Сергей Владимирович Ильюшин: жизнь и небо - фото 13Сергей Владимирович Ильюшин: жизнь и небо - фото 14Сергей Владимирович Ильюшин: жизнь и небо - фото 15Сергей Владимирович Ильюшин: жизнь и небо - фото 16Сергей Владимирович Ильюшин: жизнь и небо - фото 17Сергей Владимирович Ильюшин: жизнь и небо - фото 18Сергей Владимирович Ильюшин: жизнь и небо - фото 19Сергей Владимирович Ильюшин: жизнь и небо - фото 20Сергей Владимирович Ильюшин: жизнь и небо - фото 21
   В 50-60-е годы немало идей Ильюшина не получили реализации.. В 1970 году Сергей Владимирович Ильюшин вынужден был по состоянию здоровья передать ОКБ «в руки» своего преемника – Г.В. Новожилова, под руководством которого оно успешно развивалось до распада Советского Союза. Но созданные под руководством Генриха Васильевича самолеты – это уже предмет другого разговора.
   Скончался С.В. Ильюшин в Москве 9 февраля 1977 года, на 83-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
   Его сын от первого брака генерал В. Ильюшин стал прославленным летчиком-испытателем (сам Сергей Владимирович невольно лишил советских конструкторов права самим летать за штурвалом. 21 апреля 1938 года Ильюшин, пилот с 20-летним стажем, попал в аварию во время служебного перелёта из Москвы в Воронеж на самолёте УТ-2. Ильюшин и его пассажир отделались относительно лёгкими травмами, но сразу после этого вышел приказ, запрещающий главным конструкторам выступать в качестве пилотов!) - в начале 90-х в Венгрии была опубликована книга "Гагарин - космическая ложь?". Ее автор - публицист Иштван Немене утверждал, что Гагарин вовсе не облетал нашу планету 12 апреля 1961 года.
   "Восток" поднялся в космос на несколько дней раньше, - писал Немене. - На борту его находился сын знаменитого авиаконструктора, не менее известный летчик-испытатель Владимир Ильюшин". Якобы после приземления Ильюшин выглядел настолько плохо, что его никоим образом нельзя было демонстрировать миру. Наоборот, его требовалось надолго, лучше всего навсегда, убрать с глаз публики. На роль космонавта № 1 был срочно подобран симпатичный парень с жизнерадостной улыбкой и прекрасными анкетными данными. А чтобы тайна не всплыла, Гагарину устроили катастрофу во время тренировочного полета на самолете "МиГ-15УТИ"... Владимир Сергеевич при жизни (умер в 2010 году) много-много раз опровергал подобные рассказы, называя "брехней": в 1960 году он угодил в тяжелейшую автокатастрофу!
   А в жизни травмы в результате автокатастрофы были столь серьезными, что, казалось, дорога в небо Владимиру заказана навсегда. Но уже через год с небольшим Ильюшин испытывал перехватчик Су-15. К этому времени отец, оставивший пост генерального конструктора, впервые после двадцатилетней размолвки признал за сыном правоту его выбора.
   Так уж сложилось, что практически вся летная жизнь Ильюшина-испытателя была связана с ОКБ, которым руководил Павел Осипович Сухой. Владимир Ильюшин дал путевку в жизнь практически всем машинам знаменитой марки "Су" вплоть до красавца Су-27. Именно он начал испытания так и не превзойденной никем "сотки" - машины, опередившей время.
   У расчетливых американцев есть незыблемое правило - если в проекте самолета 50 процентов новизны, то его не строят. В "сотке" Сухого новизны было... 100 процентов! И она летала! Причем так, что даже американские специалисты назвали самолет чудом ХХI века. Испытания стотонной машины, развивавшей скорость в три раза выше звуковой, шли на редкость удачно. Сам Ильюшин был на седьмом небе от чисто полетного счастья. Казалось, Советский Союз вот-вот получит универсальный самолет, на базе которого можно строить и пассажирские сверхзвуковые лайнеры, и стратегические бомбовозы, и даже космические ракетопланы, но... В начале семидесятых после успешного десятого полета все испытания были прекращены, а перспективнейшую тему закрыли. Кто совершил это, так и осталось тайной аппаратных интриг давнего уже времени...
   22 августа 1972 года шеф-пилот ОКБ «Сухого» Владимир Ильюшин вместе со штурманом Николаем Алферовым подняли Т-4 в воздух. Полет продолжался 40 минут. Через год «Сотка» перешла звуковой барьер со скоростью 1280 километров в час на высоте 12 100 метров. А 22 января 1974 года состоялся десятый полет. В нем Т-4 достиг высоты 12 километров и развил скорость до 1360 километров в час. Предполагалось, что при следующем испытательном полете, скорость самолета доведут до трех махов – 3 скорости звука. Но к марту все остановилось – проект неожиданно закрыли!
   Именно тогда великий Сергей Владимирович Ильюшин последний раз позвонил в Кремль.. Разговор вышел столь неприятным, что конструктор не хотел ехать получать третью Звезду Героя Соцтруда..

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить