....Государственный историко- архитектурный и этнографический музей- заповедник «КИЖИ» под открытым небом по-прежнему позволяет прикоснуться к истории жизни крестьян «Заонежья», сохраняет память для потомков.
Каждый раз от экскурсии по объектам музея видишь и узнаешь что-то новое. Почти всегда в этот момент представляешь себя живущим в той эпохе, в которой жили наши родственники.
В прошлых репортажах из Карелии журнал «Экоград» рассказывал о новостях на острове Кижи и жизни некоторых жителей в деревнях Заонежья. (Список ссылок будет приведен в конце этого репортажа).
Пандемия «коронаровируса-19» тоже вносила коррективы на посещаемость туристами музея под открытым небом.
В этот раз дошла очередь поделиться с читателями новыми воспоминаниями детства. О том, как я, городской житель, впервые в старинном доме на берегу Онежского озера близко увидел пузатый самовар.
Немного истории.
Сегодня эти старинные устройства с изысканным художественным оформлением популярны среди коллекционеров и просто истинных ценителей
СПРАВКА Самова́р — металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая.
Самовар – по определению В.И.Даля — ««водогрейный, для приготовления чая, сосуд, большей частью медный, с трубой и жаровней внутри». Это краткое определение дает основную характеристику конструкции самовара, и объясняет его появление среди прочей посуды.
Что касается названия, то и здесь было множество вариантов, в зависимости от местности. Так в Ярославле это - "самогар", в Курске – "самокипец", вятичане же величали - "самогрей". Но везде прослеживалась одна идея предназначения медного друга - «сам варит», согревает в холодную погоду.
Самовары существовали еще в Древнем Риме, Китае . По конструкции они уже тогда напоминали современные «самокипящие», «самоварящие».
Существует легенда, согласно которой самовар в Россию из Голландии завёз Пётр I, но в действительности самовары появились через полвека после смерти царя Петра.
Конечно, жаль, что город Петрозаводск остался без такой легенды связанной с основателем города.
В Россию традиция чаепития, как известно, пришла с Востока, где для приготовления чайных напитков существовала специальная посуда. Но самовар в виде всем нам привычного устройства придумали именно русские мастера. «Русская чайная машина», так европейцы именовали самовар
Точную дату появления таких изделий в России назвать сложно, но пиком их популярности считается 19-й век.
Хотя многие родиной самоваров считают Тулу, однако исторические факты свидетельствуют о том, что первенство принадлежит Суксуну.
Известно, что в 1740-х гг. был упомянут 16-фунтовый медный лужёный самовар, изготовленный на Суксунском заводе, принадлежащий Демидовым.
Первоначально в России самовары начали делать на Урале. В то же время бытует мнение об одновременном начале производства самоваров — заводы в Суксуне и Туле принадлежали Демидовым, а перевезти мастеров для Демидовых из одного места в другое не представляло особого труда. Получается, что в 1730-1740 годах самоварами пользуются на Урале, и только позже – в Туле, Москве и Петербурге. В начале XIX века самовары обрели в России невиданную популярность: уже в начале столетия только на Урале производилось более 60 тысяч самоваров в год.
Затем было открыто множество фабрик по всей стране, выпускающих такую продукцию.
Но все же в России родиной самоваров многие считают Тулу (существует даже поговорка «в Тулу со своим самоваром»), однако исторические факты свидетельствуют о том, что первенство принадлежит Уралу.
Такие тульские фабриканты, как братья Лисицыны, Капырзины, Ломовы, Шемарины, Горнины, Воронцовы, Баташевы, Тейле и многие другие, известны были как в России, так и в Европе.
Как упоминалось выше, первыми производителями самоваров в Туле стали братья Назар и Иван Лисицины, которые в конце 18 века открыли самоварное заведение. Их изделия славились своими изысканными формами. Самовары братьев Лисицыных прославились на всю страну, и не зря, ведь тогда их делали настоящие мастера, вкладывая всю душу в свои работы.
Самоварное производство оказалось весьма прибыльным. Кустари быстро превращались в фабрикантов, мастерские — в фабрики. В 1850 году в одной только Туле было (28) двадцать восемь самоварных фабрик, которые выпускали около 120 000 штук самоваров в год и множество других медных изделий.
Самовары тогда продавались на вес и стоили: из латуни — 64 рубля за пуд, из красной меди — 90 рублей за пуд.
красивых считается самовар «Петух», выполненный по эскизам художника Также хорошо известны старинные тульские самовары Ломовых, которые в то время выпускали около 1000 изделий в год.
Как правило, производством продукции занимались всей семьей, и свой опыт и инструменты передавали по наследству. Именно поэтому на одном изделии могло быть несколько клейм мастеров. Тульские самовары изготавливали не только непосредственно в самой Туле, но также и в ее окрестностях, но это не мешало называть все самовары из этих мест тульскими.
Для изготовления изначально использовалась медь (точнее сплав меди с цинком). Но так как было принято эти изделия начищать до блеска, медный самовар очень быстро выходил из строя и терял привлекательный вид: медь окислялась и темнела. Через некоторое время мастера стали использовать латунь, сталь, мельхиор и даже фарфор.
Сейчас самовары заменили удобные китайские или немецкие электрочайники, электросамовары или чайники, которые используют на газовой или электроплите.
Но старинные САМОВАРЫ до сих пор имеются и хранятся у многих жителей нашей страны на дачах, а так же представляют большой интерес у коллекционеров старины.
Как мы узнали, стоимость старинных самоваров может быть самой разной, что зависит от множества факторов. И в первую очередь здесь важен именно возраст изделия (чем оно старше, тем ценнее). К примеру, устройство, которое выпущено в царские времена, в несколько раз ценится дороже, чем советские аналоги.
Немаловажное значение также имеет уникальность самовара. Эксклюзивные вещи, ручная работа всегда оценивались достаточно высоко, а если еще и возраст изделия солидный, то это, без сомнения, антиквариат. Это же можно сказать и о форме.
Еще одним критерием, влияющим на цену самовара, является известность фабрики-производителя, наличие штампа изготовителя либо клейма фабриканта. Так, например, самовар старинный с медалями стоит гораздо дороже. Кроме того, важна сохранность и художественная ценность декоративных элементов.
Коллекционеры в первую очередь смотрят на стандарт высочайшего качества - клеймо, год выпуска, которое ставили на ножке самовара на заводе изготовителе или искали личное клеймо мастера. Кстати, ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов, головы хищной птицы, фигурки ангелов и пр.
ЭТО почти. как мастера лодок –кижанок..(?), как знак качества в период СССР.
Поэтому, в Х1Х веке, старались покупать изделия с клеймом известной марки и основным поставщиком самоваров в России являлись заводы г. Тула.
В музее «Кижи» в каждом жилом доме (Ошевнева, Елизарова, Сергеева) туристы могут увидеть образцы этих произведений самоварного искусства
Даже из этих немногочисленных фотографий видно, что самовары бывают разной формы и названий: «Банка», «Ваза», «Дуля», «Рюмка», «Желудь», «Пасхальное яйцо».
Самовары дарили, отправляли за границу. Самыми редкими оказались самовары «круглые», которые сейчас ценятся у коллекционеров дороже всего.
Одним из самых В. М. Васнецова. Ныне этот шедевр хранится в «Русском музее» (Санкт-Петербург).
В ХХ веке появились маленькие самоварчики – объемом не более двух чашек. Назывались они характерно: «Эгоист» и «Тет а Тет».
Самые дорогие самовары делали в мастерских Фаберже. Серебряный самовар «Леший» с золотым напылением не раз менял хозяев и выставлялся на аукционах. В 2004 году на аукционе Sotheby s его купил русский коллекционер за 274 600 фунтов стерлингов.
Сайт «ТУРИСТИЧЕСКИЙ САРАТОВ» (2018-2022) привел в Интернете интересную статью «Самовар и традиции русского чаепития» (автор Денис Жабкин). В хорошо иллюстрированной статье говорится, что благодаря депутату Саратовской областной думы СЕМЕНУ МОИСЕЕВИЧУ ГЛОЗМАНУ создан в городе Саратов «МУЗЕЙ САМОВАРОВ». Меценат передал музею для открытого обозрения свою частную коллекцию самоваров, которая. насчитывает более 700 различных экземпляров.
Считается, что саратовская коллекция самоваров – самая большая в России, возможно и в мире.
Более скромные коллекционеры ищут раритеты на «Блошином рынке» (барахолка) в Москве. Представляют антикварную ценность и различные подстаканники.
Устройство самовара простое. Внутри расположена труба, куда закладывают лучины, шишки, стружки, угли, оставшиеся после топки русской печи, бумагу, которые все это поджигают.
Самовар — исконно русское изобретение, ценимое во всем мире чудо инженерной мысли. Прежде всего он был близким другом хозяев, особо его ценили за то, что не нужно было топить русскую печку или разжигать плиту для приготовления утренней трапезы. ЧУДО самовара было в том, что, зайдя с лютого мороза, в любое время можно было попить вкусный, горячий чай, что особо ценно при нашем климате. Вода в самоваре кипела, а в топке потрескивали угольки от лучинок создавая атмосферу тепла и уюта. Поэтому и стал самовар таким популярным среди русского народа, невзирая даже на немалую стоимость.
В емкость вокруг трубы заливают воду для кипячения. Закрывают крышкой и начинают прислушиваться, как шумит и начинает «запевать» самовар.
При пользовании самоваром в помещении, чтобы вредный дым не скапливался, а выходил наружу, а так же для улучшения процесса горения (тяги) используют Г- образную жаровую трубу, которая одним концом упирается в отверстие «короны» самовара, а второй конец упирается в специальную отдушину (вытяжку) русской печи.
На улице, при безветрии, некоторые хозяева «для раздува» используют голенище сапога или обмахивание веником, различные вентиляторы.
Сверху самовара располагается конфорка, которую обычно называют короной. В ней имеется гнездо (отверстие) для тушилки. Она используется, когда вода в самоваре вскипела и нужно перекрыть доступ воздуха в трубу, где заложены дрова, а вернее, угли .
Еще в середине XVIII века на вершине самовара появилась конфорка — подставка для заварочного чайника, в котором чай экстрагировался лучше всего, поскольку вода в нём не доходила до кипения и долго сохранялась горячей.. Настаивать чайную заварку отдельно, а после, разбавляя её кипятком — это чисто русская традиция, которой не было ни в одной из других чайных стран — ни в Китае, ни в Англии, ни в Японии.
У самовара имеются красивые ручки по бокам и винтовой краник откуда собственно и наливается кипяток.
Для выпуска пара, для определения процесса закипания воды на закрывающей сверху крышке имеется обычно два механических выпускных клапана (отдушник). После окончания чаепития, через расположенный внизу зольник, удаляют золу
Хотелось бы кратко упомянуть и об опасности работы с этим прекрасным старинным сосудом для приготовления кипятка.
Самовар, во-первых, требует постоянного контроля в плане пожарной безопасности. Во-вторых, как врач, подтверждаю, что самовар требует строгого наблюдения за поведением и нахождением рядом малых ребятишек, которых привлекает шум и блеск закипающего самовара. К сожалению, отмечены случаи гибели детей, которые пострадали от ожогов кипящей водой из опрокинутого на себя самовара.
Поэтому опытная хозяйка вставала раньше всех, разжигала самовар и готовила для всех завтрак (часто это был «рыбник» с вкусной ржаной корочкой хлеба).
Распорядок дня внутри большой семьи поддерживался строгим, из старины пришедшим укладом.
Во главе семейства стояли «большак» и «большуха», семейная пара, которая руководила всей хозяйственной жизнью и внутренним распорядком семьи. Все остальные члены полностью подчинялись этой паре.
Сбор для утреннего чаепития всех членов семьи проходил обычно в определенный час. В период белых ночей он происходил пораньше.
Рядом с самоваром всегда располагалось место хозяйки («большуха»). Она заваривала и разливала чай обычно только сама хозяйка, и только в случае крайней необходимости это действо доверялось старшей из дочерей, что соответствовало неписаному правилу – чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый.
Этот процесс утреннего чаепития, по современным понятиям, был похож на производственную «пятиминутку», а в те времена чаепитие являлось неотъемлемой частью русского быта.
«Большак» с утра распределял обязанности между мужчинами. Фактически это был наказ (приказ, задание) хозяина семьи на проведение работ по хозяйству (заготовка дров, сена, березовых веников, рыбалка, столярные работы и пр.).
Ведь каждый рабочий день короткого северного лета был важен для подготовки к проживанию всей семьи в условиях длинной, темной и холодной зимы.
Мой дед, Михаил Евсеевич, всегда цитировал при этом басню Крылова И.А. «Стрекоза и муравей» где, «Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза....».
«Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает..
Стрекоза уж не поет». А, муравей
трудяга, на ее просьбу «Прокорми и обогрей!»-отвечает: «Ты всё пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!»
Я тоже был рад выполнить поручение старших. Пока я гостил у родственников в деревне «СУДОСТРОЙ» (за «Соломенным»), моей обязанностью было взять большую корзину и сходить на берег озера. Там плотники под руководством моего деда, Михаила Евсеевича, в послевоенные годы, строили большие деревянные баржи для перевозки строительных материалов, щебня.
Я собирал на земле вокруг этих барж щепу и стружки для разжигания печи и самовара. Этот запах сосны запомнил на всю жизнь.
«Большуха» руководила работой женской половины семьи (сбор грибов и ягод, работа на огороде, приготовление пищи, уход за скотиной..)
Дети очень рано начинали постигать все сложности крестьянского хозяйства.
Как известно, церемония чаепития описана в литературных произведениях Пушкина, Блока, Гоголя и Горького, отражена в пьесах драматурга Островского, многочисленных картинах, кинофильмах. Много рассказов имеется об открытии «ЧайныХ» на улицах городов. При царе Александре II чайные были поставлены правительством в совершенно особые условия: для них была установлена минимальная арендная плата, очень низкий налог и «демократичный» режим работы. Чайные имели право начинать работу с 5 часов утра (когда трактиры ещё были закрыты). Это вызвало большое недовольство хозяев трактиров, упрекавших власти в предоставлении чайным налоговых льгот.
В Карелии, традиция чаепития в Олонецкой губернии конца Х1Х – ХХ века, была в свое время представлена сотрудниками музея «КИЖИ» на выставке под интересным девизом: «ВЫПЕЙ ЧАЙКУ – ПОЗАБУДЕШЬ ТОСКУ».
Я до сих пор отчетливо помню мою первую встречу с самоваром в доме родственников на берегу Логмо-озера, за поселком Соломенным. Проснулся рано от непонятного нарастающего звука за стеной. С любопытством прошел в фатеру, где увидел, что бабушка хлопочет у русской печи, а рядом пыхтит самовар. Кстати, самовар объемом на 3 литра закипает в среднем за 10-15 минут, а на 5 литров – через 15-20 минут. Вода самовара остается горячей в течение 1,5 -2 часов.
Но вот настает торжественный и важный момент, когда вскипевший самовар вносится из фатеры в горницу, водружается на большой обеденный стол со специальным подносом. Заварочный чайник, для того чтобы не остывал, устанавливался в гнездо короны (конфорки).
Самовар блестит, отражает на своих боках сидящих вокруг людей, как в зеркале.
Увидев свое отражение, я не удержался и начал гримасничать, строить рожицы. Тут же получил от «большухи» бабушки удар деревянной ложкой в лоб (не гримасничай за столом !) . Сразу на всю жизнь усвоил этот урок!. Вероятно поэтому потом никогда не заходил в забегаловки типа «королевства кривых зеркал» на рынках.
Чай разливают в чашки (стаканы в подстаканниках). Как я уже упоминал, подстаканники тоже представляют коллекционную ценность и требуют специального описания (рассказа).
Бабушка часто рассказывала мне о русской традиции чаепития. Например, что раньше не было сахарного песка или кусочков рафинада. Сахар откалывали специальными щипчиками от большого куска «сахарной головы» и закладывали за щеку (чай в прикуску). Обычно выпив небольшую чашку чая «большуха» предлагала желающим и особенно гостям, налить еще чаю. Некоторые гости, из-за приличия, вначале отказывались, но бабушка вновь и вновь наливала чаю в чашку.
Самовар — исконно русское изобретение, ценимое во всем мире чудо инженерной мысли. Прежде он был близким другом хозяев, особо его ценили за то, что не нужно было топить русскую печку или разжигать плиту для приготовления утренней трапезы.
Чудо самовара было в том, что, зайдя с лютого мороза, в любое время можно было попить вкусный, горячий чай, что особо ценно при нашем климате. Вода в самоваре кипела, а в топке потрескивали угольки от лучинок, которые обычно создавали атмосферу тепла и уюта, повышали настроение
А когда приезжали гости из города со связками баранок, чаепитие продолжалось до поздней ночи, с рассказами и песнями. Ведя увлекательные беседы, гостями могло быть выпито от 5 до 20 чашек ароматного напитка, однако и этим порой не ограничивались.
Так могло продолжаться много раз, пока гость не перевернет чашку вверх дном и не положит сверху кусочек сахара
Собрать друзей вокруг самовара было одним из удовольствий крестьян. В Заонежье они носили название «бесëды». Ведь тогда не было телевизора, радио, мобильных телефонов, электричества.
Поэтому этим и можно объяснить, что в те времена самовар сплачивал соседей по деревне, помогал дружить между собой, являлся символом общения, элементом гостеприимства, присущих до сих пор для жителей Севера. В соседней Финляндии немного все по-другому. Люди живут на хуторе и не желают особо общаться с соседями, открывать гостям свою семейную жизнь и проблемы.
А на Руси вот уже три столетия не обходится без чая ни одна встреча друзей, ни одно семейное торжество. За чаем решались семейные дела, заключались торговые сделки и брачные союзы.
ЧАЙНЫЙ ЛИСТ
. По легенде монгольский хан прислал в подарок царю Михаилу Фёдоровичу четыре пуда китайского чайного листа. Чудесный напиток зелёного и чёрного чая пришёлся по вкусу при дворе русского государя. В 1655 году придворный лекарь вылечил царя Алексея Михайловича, отца будущего императора Петра I, настоем зелёного чая от болезни желудка
В России с XVII и до середины XIX века пили исключительно китайский чай. И по общему объёму ввоза и потребления чая жители Российской империи к 1844 году перепили даже англичан.
Следует отметить, что в то время чая было мало, и он был очень дорогим. Где-то с 12 века в России пили в больших количествах сбитень — горячий медовый напиток с травами и специями. В зимнее время он был особо востребован и его разносили уличные торговцы, которых называли «сбитенщикам.
Главный же аналог чая на Руси, который испокон веков пили наши предки, ценя его за отменный вкус и прилив сил, иван-чай или копорский чай, так именовали напиток, получаемый путем ферментации листьев растения кипрея узколистного. На вкус ферментированный иван-чай сильно похож на черный чай, но с приятной кислинкой и тонким ароматом. Иван-чай стали употреблять в нашей стране еще во времена Александра Невского. Его очень любили в монастырях, так как там нельзя было пить напитки с возбуждающим действием. «Копорский чай» или «Русский чай», так иностранцы называли ферментированный иван-чай. В 19 веке русский чай занял второе место в статье нашего экспорта, уступая только продаже ревеня. Вкус и польза русского напитка ценились куда выше китайского. Именно иван-чай наряду со сбитнем, сытнем и взваром считался любимым народным напитком, который подавался в самоваре.
Чаепитие на Руси – многовековая традиция гостеприимства и застолий русского народа. В древние времена, бывало, гость на порог, а хозяйка за самовар – «Гостю – чай, сахар и радость!» Чай в России в прошлые века пили лишь в особых случаях, поэтому возникло выражение «Чайком побаловаться». Хотя, чай долгое время был дорогим удовольствием доступным только зажиточным людям, многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. Только в начале ХVIII века чай прочно вошёл в русский быт и стал национальным напитком, а в XIX веке уже стал доступным всем абсолютно всем.
Чай настолько прижился в России, что мы считаем его своим национальным, исконно русским напитком
За неторопливыми (неспешными) разговорами женщины обменивались последними деревенскими новостями. Часто при этом не забывали хвалить вкусный чай. Вероятно, это было связано с особенностями чистой воды из Онеги и чая, заваренного по старинному русскому рецепту...
. Вечернее чаепитие уже иногда проходило не всегда в полном домашнем составе, потому что мужики могли задержаться при возвращении домой из-за непогоды, из-за шторма на озере, поломки телеги, сушки сетей или заготовки сена, работ требующих светлого времени и пр.
Обычно трехлитровый самовар подойдет для компании из 4-5 человек, на 5 литров - уже на 6-8 человек, модель на 7 литров- на 8-10 человек. Упоминают, что имеются самовары на 45-65 литров, коммерческие, которые использовались в основном в городских «чаевнях»
Музей «КИЖИ» сохраняет добрые традиции крестьян живущих в Заонежье., атмосферу старинной СевернойРуси.
Лично мне посчастливилось несколько раз побывать на различных праздниках, которые ежегодно на острове организуют сотрудники музея «Кижи» во главе с директором музея БОГДАНОВОЙ ЕЛЕНОЙ ВИКТОРОВНОЙ .
Мне пришлось увидеть и традиционную «Кижскую регату» (4-5 августа), и праздник «Преображения господня» (19 августа), когда Христос впервые явил им свою Божественную суть.
В народе – это Яблочный Спас, когда освящают яблоки и груши, которые до этого не едят .
Там же я впервые увидел огромный самовар, содержимое которого хватило для всех желающих за праздничным столом .
Часто на этих мероприятиях присутствовал Глава Республики Карелия ПАРФЕНЧИКОВ АРТУР ОЛЕГОВИЧ.
И как всегда, в этих случаях, вспоминаются слова из песни нашего любимого барда Олега Митяева – «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались...».! Однако, как говорит русская пословица: «Самовар кипит, уходить не велит».
Он приглашает задуматься, что постепенно всё в нашей жизни исчезает. С середины 1990 гг выходят из употребления даже электрические самовары, которых вытеснили дешевые бытовые чайники с функцией выключения после закипания воды. В основном они закуплены в Китае, Германии. Чтобы сохранить мастерство русских умельцев, с 2005 г при тульском патронном заводе начал работать участок производства эксклюзивных самоваров в комплекте с другими «причандалами» для чаевничания. Как не появиться сравнению, например, с отечественным автопромом, выпускающих АУРУС. Вводимые против РФ санкции показывают, что за эти десятилетия Запад приучил нас всё покупать за рубежом и ничего не производить самим на наших предприятиях (компьютеры, самолеты, пассажирские и грузовые лифты в домах, строительные и уборочные автомобили, стиральные и посудомоечные машины, телефоны и смартфоны., скоростные поезда «Сапсаны» и др.).
Остается возвратиться к поиску настоящих русских чудо-мастерав и заняться импортозамещением.
А для этого нам необходимо посидеть всем за круглым столом, выпить пару чашечек крепкого чая из самовара и обсудить план мероприятий...
В статье использовались
материалы сайтов:
== Большая Саратовская Энциклопедия
Википедия. Блог Путешественника
Дениса Жабкина Туристический Саратов.2018-2022.
== А. Объедков «ЧАЙ ПО – КУПЕЧЕСКИ»./-« Вечерняя Москва» 10-17.03. 2022 № 9 Интервью с директором клуба «Орбита», коллекционером самоваров Алексеем Елистратовым.
== Репортажи из Карелии. (Интернет –версия ж. ЭкоГрад)
Ласточки и Луна
== http://ekogradmoscow.ru/galerka/a-iz-nashego-okna/9928-foto-iz-okna-vid-iz-okna-v-kizhah
Окна в Кижах
== http://ekogradmoscow.ru/galerist/derevenskij-reportazh-kizhi-2015
Деревенский репортаж.
=== http://ekogradmoscow.ru/novosti/ekologicheskij-turizm-ot-ekograda/ekskursiya-po-ostrovu-kizhi-v-2019-godu
ЭКСКУРСИЯ ПО ОСТРОВУ КИЖИ В 2019 году
==https://ekogradmoscow.ru/novosti/ekologicheskij-turizm-ot-ekograda/virusnoe-leto-2020-goda-v-karelii
Вирусное лето 2020 года в Карелии
АВТОРЫ
Сидоров В.П
Балуева Т.И коренная жительница Карелии
Фото авторов.
Подготовлено к публикации
Колесниковой Т.Л. редактором интернет-версии журнала «ЭкоГрад»
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON