Русский адмирал и шофер парижского такси Георгий Старк

Мне посчастливилось общаться и бывать в гостях у Бориса Георгиевича Старка - протоиерея, одного из самых гуманных и патриотичных людей , с которыми выпало быть знакомым.. В Ярослале, где жил протоиерей, в комнате, служившим ему кабинетом, стояло фото отца в адмиральской форме,и еще фото всей семьи - уже в Париже, на нем было и такси - именно с помощью его русский адмирал кормил семью..

Русский адмирал и шофер парижского такси Георгий Старк - фото 1Предки Георгия Карловича в начале XVIII в. переселились в Россию из Швеции, а в Швецию — из Шотландии. Они принадлежали к септу Старк хайлендерского (горского) клана Робертсон. В 1818 г. предки контр-адмирала получили российское дворянство.
Георгий Карлович Старк родился в Санкт-Петербурге 20 октября 1878 года. Его отец окончил Военно-юридическое училище и впоследствии открыл нотариальную контору. В 1880 г. семья уехала в Америку, где имелась многочисленная шотландская диаспора. Но через два года Старки вернулись в Европу. Полгода прожив в Дрездене, они возвратились в Россию. Под Новороссийском Карл Старк арендовал ферму. Но когда семья уже стала обживаться на новом месте, 1 ноября 1883 г. он был убит грабителями, которые рассчитывали поживиться, но нашли в доме несколько десятков рублей.
После смерти отца встал вопрос: как жить дальше? И семья решила вернуться в Петербург. В 1891 г. Георгий Старк поступил в Морской кадетский корпус. В его выборе решающую роль сыграл дядя, адмирал Оскар Викторович Старк, избороздивший воды Тихого океана[1]. В годы учебы в Морском кадетском корпусе Георгий считался одним из лучших кадетов по знаниям математики и точных морских наук. В 1898 году он успешно окончил Морской кадетский корпус, был произведён в первый офицерский чин и зачислен в 15-й флотский экипаж, расположенный в Кронштадте. В 1904 г. Георгий Старк получил назначение минным офицером на новый крейсер 1 ранга «Аврора». С этим кораблём было связано почти десятилетие его жизни. Когда началась Русско-японская война, старший минный офицер Г. Старк совершил на «Авроре», в составе 2-й Тихоокеанской эскадры, поход вокруг Африки. 2 октября 1904 г. «Аврора» покинула Либаву. К 1 мая 1905 г. достигли бухты, Ван-Фонг, откуда эскадра взяла курс на Владивосток. 14 мая Старк участвовал в Цусимском сражении с японским флотом. В тот момент, когда осколки вражеского снаряда, разорвавшегося рядом с боевой рубкой, влетели внутрь неё через смотровую щель, Старк находился рядом с командиром «Авроры», капитаном 1 ранга Е. Р. Егорьевым. Командир был убит, Старк получил ранение. После окончания Цусимского сражения крейсера «Аврора», «Олег» и «Жемчуг» были интернированы и стояли в Маниле. Экипажи кораблей ждали окончания войны и подписания мирного договора. Только после этого русские крейсера могли вернуться к родным берегам. За боевое отличие Старк был награждён орденом Св. Анны 3 степени с мечами и бантом.
В 1912 году Старк произведён в капитаны 2 ранга и награждён мекленбург-шверинским орденом Грифа 4 степени. Командовал эсминцами «Сильный» (1912—1914), «Страшный» (1914—1916), «Донской казак», 5-м и 12-м дивизионами миноносцев. Участвовал во многих боевых операциях и боях, занимался постановкой минных заграждений под Виндавой, на которых погибло несколько немецких миноносцев и крейсеров. 6 декабря 1916 года произведён в чин капитана 1 ранга. В 1917 году командовал Минной дивизией Балтийского флота. 28 июля 1917 года произведён в контр-адмиралы. Уволен в отставку 3 апреля 1918 года.
Прибыл в Казань в августе 1918 г., вступил в армию Комуча и возглавил Волжскую флотилию белых. После оставления бассейна Волги действовал на реках Каме и Белой. Назначен А. В. Колчаком формировать в Красноярске бригаду (декабрь 1918 г.), а затем — дивизию морских стрелков, во главе которых прошёл весь путь отступления Белых армий в Сибири. Отходил вместе с войсками генерал-лейтенанта (1919) В. О. Каппеля. Заболев тифом, через Байкал был перенесён в феврале 1920 года на руках в бессознательном состоянии. Лечился в Харбине.

Русский адмирал и шофер парижского такси Георгий Старк - фото 2Русский адмирал и шофер парижского такси Георгий Старк - фото 3Русский адмирал и шофер парижского такси Георгий Старк - фото 4Русский адмирал и шофер парижского такси Георгий Старк - фото 5Русский адмирал и шофер парижского такси Георгий Старк - фото 6Русский адмирал и шофер парижского такси Георгий Старк - фото 7Русский адмирал и шофер парижского такси Георгий Старк - фото 8
17 июня 1921 года прибыл из Харбина во Владивосток по просьбе правительства Приморской области и на следующий день, приказом Временного Приамурского правительства, возглавил Сибирскую военную флотилию — последнее действующее объединение кораблей Русского флота под Андреевским флагом. Адмирал предложил свою программу действий по восстановлению боеспособности Сибирской флотилии. Для поднятия дисциплины и ответственности моряков Старк прежде всего восстановил на флоте погоны старого образца и приказал всем по службе обращаться в соответствии с присвоенными им чинами. По его приказу был начат ремонт затопленных и разграбленных кораблей Сибирской флотилии, укомплектованы команды кораблей. Он безжалостно изгонял некомпетентных людей, бездельников и матросов, увлекавшихся революционными идеями, на их место подбирал людей, знающих свое дело и болеющих за судьбу флота. Военным нововведением Старка стало создание Военного совета. Членами совета были назначены контр-адмиралы В. В. Безуар и В. И. Подъяпольский, инженер-механик генерал-майор А. И. Ухлин, военный инженер-полковник А. И. Ярон, капитаны 1 ранга А. Н. Пелль, Н. Ю. Фомин, Н. С. Харин, старший лейтенант Г. С. Серебрянников. За короткое время благодаря этим мерам Сибирская флотилия превратилась в боеспособную силу.
В дни июньского переворота 1922 г. Старк, осознавая беспомощность правительства Меркуловых, все же остался верен им и защищал здание, где заседало правительство, направлял морских стрелков поддерживать порядок во Владивостоке. 4 июня 1922 г. указом правительства адмирал Старк был наделен диктаторскими полномочиями — его назначили командующим всеми вооруженными силами Временного Приамурского правительства и одновременно он оставался командующим Сибирской флотилией. Но уже 11 июня Георгий Карлович отказался от этой должности. Уход правительства Меркуловых не повлиял на высокое положение адмирала. Пришедший к власти генерал М. К. Дитерихс 10 августа назначил Г. К. Старка помощником по морской части на правах морского министра, с оставлением за ним должности командующего Сибирской флотилией. В сентябре адмирал был назначен на пост начальника тылового района. Старку удалось восстановить и привести в порядок значительное число кораблей, подготовить их к эвакуации остатков белых сил и беженцев.
23 октября 1922 года Старк увёл из Владивостока остатки Сибирской флотилии, имея на борту 10 000 беженцев. Всего ушло 30 кораблей: канонерская лодка «Манчжур», вспомогательные транспорты, пароходы, военные буксиры, посыльные суда, катера. Флотилия прибыла в корейский порт Гэндзан, в то время находившийся под японской оккупацией, а затем в Шанхай, где высадила гражданских лиц, а затем на Филиппины. По прибытии в Манилу Г. К. Старк продал остатки флотилии и пароходы Добровольного флота. Все деньги, вырученные от продажи, и тот небольшой запас золота, который вывезли при эвакуации, адмирал разделил поровну среди нижних чинов и офицеров бывшей Сибирской военной флотилии.
Финансовый и военно-политический отчёт по флотилии направил Великому князю Николаю Николаевичу. Переехал в Париж, где многие годы работал шофёром такси. В политической деятельности участия не принимал. Во время оккупации Парижа немцами (1940—1944) отказался сотрудничать с германскими властями.
Председатель Всезарубежного объединения русских морских офицеров (1946—1949). Умер под Парижем 2 марта 1950 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить