Попасть на «Портрет Дориана Грея» удалось не сразу, хотя хотелось очень: все же в роли порочного лорда Генри в программке значился сам художественный руководитель театра, он же любимец Михалкова, он же Олег Меньшиков.
Переносили спектакль несколько раз. Купив билеты в феврале, с прекрасным встретилась я только в октябре. Переносить спектакль дважды, с учетом далеко не низкой цены на билеты – это, конечно, перебор, и в третий раз я шла на спектакль, куда с меньшей охотой, нежели в первый. Впрочем, это оказалась лучшая постановка по роману Оскара Уайлда из всех, что мне довелось увидеть.
Режиссёр Александр Созонов перенёс действие романа в наше время, сохранив классический сюжет с почти дословными диалогами и монологами. Однако, на удивление, произведения этот ход не упростил, скорее, позволил переосмыслить его в пространстве постиндустриального общества.
Александр Созонов привлёк к созданию спектакля исключительно молодых и модных профессионалов из разных областей: хореограф — Анна Абалихина, куратор направления «Танец» на «Платформе», дизайнер — Наталья Шендрик, член команды Гоголь-центра, композитор — Юрий Лобиков, музыкальный руководитель «Седьмой студии». Сам спектакль получился супер-мультимедийным: тут и видеопроекции, и двигающиеся плазменные панели, и грохочущая электроника, и сложные световые партитуры. Например, непосредственно портрет Дориана дредастый Бэзил пишет с помощью камеры и компьютера и предстает он как некий арт-объект – огромная переливающаяся голограмма человека. "Портрет Дориана Грея" смело можно назвать одним из самых мультимедийных зрелищ на московской сцене и уж точно это – одна из самых технически сложных работ за всю историю театра Ермоловой.
Сам Дориан Грей в современном прочтении – это не простой безнравственный и испорченный красавчик, он эволюционирует в целый бренд, продукт масс-медиа (впрочем, в такой же безнравственный и испорченный). «Портрет Дориана Грея» у Созонова — это развенчание и гибель образа, которого никогда на самом деле и не существовало. Так, Дориан, которого сыграл Сергей Кемпо , – совершенно обычный молодой человек, не похожий ни на компьютеризированный портрет, ни на свой отфотошопленный идеальный образ с билбордов со слоганами: «Безграничная власть», «Главный бестселлер сезона» и «Будь особенным. Будь DG». Это современная история успеха и падения, человеческой красоты и морального уродства. По своей сути, Дориан Грей – всего лишь успешный проект лорда Генри, которого исполняет – Олег Меньшиков.Роль эта подходит Меньшикову как никому другому: не сходящая с губ усмешка, завистливый взгляд человека, в тайне мечтающего обо всех удовольствиях света, над которыми он же и издевается... И, конечно, маниакальный цинизм и ореол тайны. Весь спектакль – инсценировка его мемуаров о главном проекте всей жизни. В прологе появляется старый лорд Генри в инвалидной коляске. Он то и дело с насмешливым самоупоением зачитывает фрагменты из романа Уайльда по книге, и уже не остаётся сомнений, что всё происходящее – плод его фантазии. Зритель понимает, что подлинный портрет Дориана Грея здесь совсем не искусная видеоинсталляция, а сам Лорд Генри – насквозь прожжённая, циничная и много раз согрешившая душа, которая не отражается на экране, а материализуется во плоти.
Сложный и многогранный роман Уайльда, затрагивающий и подающий с другой стороны вечные вопросы любви, красоты, искусства, поиска некого смысла, не менее парадоксально и величественно был воплощен на сцене театра Ермоловой. Благодаря сочетанию изящной музыки с необычной компьютерной анимацией, хоровыми ариями, танцами и неожиданными драматическими развязками удалось передать всю сложную философскую подоплеку произведения с нотками эстетизма, декадентства и культурного регресса. Спектакль однозначно не для консерваторов и приверженцев кринолинов и суфлеров, но от этого не менее глубокий и наполненный уальдовскими (и не только) символами.
Лада Клячковская