Певица Божией милостью Мария Лукьяновна Биешу

   Лучшая "Чио-Чио-сан" в истории, самый чарующий голос, самая известная гражданка Молдовы - вот далеко не полный перечень титулов Марии Лукьяовны Биешу, родившейся 5 мая 1934 года, народной артистки СССР, любимой миллионами и миллионами почитателей

Певица Божией милостью Мария Лукьяновна Биешу - фото 1Мария Биешу родилась и выросла в молдавском селе Волонтировка. Певческий талант и огромную любовь к пению она унаследовала от матери, лучшей на селе певицы. Профессионалы не раз отмечали, что у Биешу природная постановка голоса. Это вполне объяснимо, поскольку с самого детства Мария была окружена народной песней, а именно у народных певцов, как известно, на редкость сильно развито чувство свободного, естественного пения.
В Волонтировке Мария окончила школу и в 1951 году поступила на факультет агролесомелиорации сельскохозяйственного техникума в молдавском городе Леова. Здесь она активно участвовала в студенческой самодеятельности - пела, танцевала, руководила хором. После одного из художественных смотров талантливая девушка в 1955 году была принята без экзаменов в Кишиневскую государственную консерваторию в класс педагога С.Зарифьян, у которой проучилась четыре года. Еще во время учебы Мария Биешу стала популярной в стране солисткой оркестра молдавской народной музыки "Флуераш". Окончила консерваторию она в 1961 году по классу профессора П.А.Ботезат и сразу после государственных экзаменов получила приглашение в Молдавский государственный театр оперы и балета.
Успешный дебют М.Биешу на оперной сцене состоялся весной 1962 года, когда она спела партию Тоски в одноименной опере Дж.Пуччини. В 1965 - 1967 годах молодая солистка молдавской оперы стажировалась в миланском театре "Ла Скала", где под руководством известного педагога Энрико Пьяццы подготовила на итальянском языке партии Тоски, Аиды, Чио-Чио-сан и Леоноры в операх Дж. Пуччини и Дж. Верди. В этот же период она успешно выступает на международных конкурсах: становится лауреатом первого состязания вокалистов в рамках III Международного конкурса имени П.И.Чайковского (третья премия, 1966), блистательно побеждает на 1-м Международном конкурсе памяти Миуры Тамаки в Японии, где завоевывает звание лауреата, первую премию, "Золотой кубок" и титул "Лучшая Чио-Чио-сан мира". После этого для М.Биешу началась напряженная жизнь оперной певицы мирового уровня: новые роли, премьеры, гастроли на всех континентах, грамзаписи, съемки в фильмах. Она поет на сцене Большого театра, на оперных сценах ведущих театров бывшего СССР, в "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке, в театрах Чехословакии, Германии, Болгарии, Югославии, Румынии, Венгрии, Польши, Финляндии, Австрии. Совершает концертные турне по городам Японии, Австралии, Кубы, Израиля. Выступает с сольными концертами в Рио-де-Жанейро, поет в парижском зале "Олимпия".
Оперная певица, как говорится, "божьей милостью" Биешу будто бы создана для исполнения итальянской романтической оперы ХIХ века, и эти произведения преобладают в ее репертуаре. Однако он не ограничивается героинями Верди и Пуччини и включает в себя несколько любимых ею героинь опер П.И.Чайковского (Татьяна, Лиза, Иоланта, Кума). Для исполнения этих партий певица всегда находила особо точные и яркие средства выражения.
Марию Биешу можно смело назвать оперной музой молдавских композиторов: все сопрановые партии начиная с 60-х годов написаны в расчете на ее участие ("Героическая баллада" А.Стырчи, "Сергей Лазо" Д.Гершфельда, "Александру Лэпушняну" Г.Мусти).
Всего же в творческом репертуаре певицы около трех десятков сопрановых партий в шедеврах мировой оперной классики и произведениях современных композиторов, исполненных ею на сценах лучших оперных театров мира. Среди них: Флория Тоска ("Тоска" Пуччини, 1962), Татьяна ("Евгений Онегин" Чайковского, 1963), Аурелия ("Аурелия" Гершфельда, 1963), Чио-Чио-сан ("Мадам Баттерфляй" Пуччини, 1963), Лиза ("Пиковая дама" Чайковского, 1965), Аида ("Аида" Верди, 1966), Дездемона ("Отелло" Верди, 1967), Леонора ("Трубадур" Верди, 1969), Домника ("Героическая баллада" Стырчи, 1970), Недда ("Паяцы" Леонкавалло, 1971), Земфира ("Алеко" Рахманинова, 1973), Глира ("Глира" Няги, 1974), Настасья ("Чародейка" Чайковского, 1974), Норма ("Норма" Беллини, 1975), Мими ("Богема" Пуччини, 1977), Турандот ("Турандот" Пуччини, 1979), Иоланта ("Иоланта" Чайковского, 1979), Ольга ("Сергей Лазо" Гершфельда, 1980), Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи, 1980), Наталья ("В бурю" Хренникова, 1980), Леонора ("Сила судьбы" Верди, 1981), Серафина ("Виват, маэстро" Доницетти, 1981), Адриенна ("Адриенна Лекуврер" Чилеа, 1984), Дидона ("Дидона и Эней" Персела, в концертном исполнении, 1984), Рита ("А зори здесь тихие" Молчанова, 1985), Елизавета (" Дон Карлос" Верди, 1985), Руксанда ("Александру Лэпушняну" Мусти, 1987), Амелия ("Бал-маскарад" Верди, 1989), Абигайль ("Набукко" Верди, 1995).

Певица Божией милостью Мария Лукьяновна Биешу - фото 2Певица Божией милостью Мария Лукьяновна Биешу - фото 3Певица Божией милостью Мария Лукьяновна Биешу - фото 4Певица Божией милостью Мария Лукьяновна Биешу - фото 5Певица Божией милостью Мария Лукьяновна Биешу - фото 6Певица Божией милостью Мария Лукьяновна Биешу - фото 7Широк и камерный репертуар М.Биешу, насчитывающий свыше 20 концертных программ и включающий произведения мировой оперной классики, старинной классической, духовной и современной музыки.

Само звучание ее голоса завораживает неповторимой красотой, свежестью, полнотою звука. Недаром И.Архипова, входившая в состав жюри Международного конкурса имени П.И.Чайковского, определила его тембр как необыкновенно женственный, теплый, красивый, заключающий в себе чарующую выразительность. При абсолютной ровности звучания всех регистров ее голос обладает богатейшей гаммой тембральных оттенков.
М.Биешу - певица редкой музыкальной одаренности, с безошибочным чувством музыкальной правды. Ее исполнение дышит сердечным теплом и непосредственностью выражения. Образно-эмоциональная сущность музыкальной интонации раскрывается в пении Биешу с предельной выразительностью и яркостью. Вокал певицы не имеет "пустых нот". Каждый звук, каждый изгиб мелодии становится откровением, исполненным глубоких искренних эмоций и художественного смысла.
Природа наградила Марию Биешу помимо необыкновенного голоса и тонкой музыкальности еще и самобытным, сильным актерским талантом, соединив, таким образом, в ее личности те три главных качества, единство которых и создает настоящего оперного артиста. Ее артистическое мастерство не просто дар лицедейства. Его питает музыка и исключительная музыкальность певицы. Музыкальная интонация, фраза диктуют ей все элементы сценического поведения, определяют темп, ритм, пластику и мимику. Поэтому ее персонажи - живые. В них нет никакой "игры", условности, все органично и естественно. Разгадка художественной убедительности и достоверности искусства Биешу кроется в тесном духовном родстве ее героинь с нею самой, с ее эмоциональным складом, мироощущением.
Наряду с высочайшим творческим авторитетом Мария Биешу снискала уважение как организатор. С ее личностью связаны многие важные дела и события в культурной жизни Молдовы. Несколько лет назад она была единогласно избрана председателем Союза музыкальных деятелей страны и в этом качестве неустанно заботится о состоянии и процветании национального музыкального искусства, печется о нуждах музыкантов Молдовы. Особое внимание она уделяет музыкальной молодежи и детям. Фестиваль молодых певцов имени А.Стырчи, фольклорные фестивали, праздники детского музыкального творчества - во всем этом много личного участия и заботы Марии Биешу. Но главное ее детище последних лет - известный ныне во многих странах фестиваль оперного и балетного искусства "Приглашает Мария Биешу". Ежегодно лучшие певцы, солисты балета, дирижеры из многих театров слетаются осенью в Кишинев, чтобы выступить в спектаклях национальной оперы.
Творчество Марии Биешу высоко отмечено государством и общественностью. Она - Народная артистка СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1990), лауреат Ленинской премии, Государственных премий МССР и СССР. Награждена орденами Ленина (1984), Трудового Красного Знамени (1976), "Знак Почета" (1960), высшей наградой Республики Молдова - орденом Республики (1992). В 1992 году избрана вице-президентом Международного союза музыкальных деятелей. Она академик Академии наук Республики Молдова.
В одном из последних интервью Мария Биешу говорила российским журналистам:

«Вообще Советский Союз — это моя ностальгия. Я его объехала весь вдоль и поперек. В месяц пела по семнадцать спектаклей. И никогда не хотела уехать. Предлагали головокружительные контракты. Сейчас модно говорить, что власти не пускали. Меня пускали. Сама не хотела. Я без своей Молдавии жить не могла. При советской власти мне жилось хорошо. На то время пришлось моё детство, молодость, становление и расцвет как артистки. Меня везде поддерживали и помогали. То время поддерживало искусство. Я очень сомневаюсь, что сегодня поддержат пусть даже расталантливейшую девочку из молдавского села. Впрочем, и не только из молдавского. Я очень люблю Россию. И переживаю за неё сильно, постоянно смотрю российское телевидение. Москва же всё для меня сделала, все звания, и все премии — всё Москва дала. Как я могу это забыть и не быть благодарной? Несколько лет назад я тяжело заболела. Лейкоз. Опять меня Москва спасла, позвонили из Российского посольства, справились о моих бедах. Из Москвы прилетел врач из института гематологии, и меня туда забрали. Там врачи сутками не отходили от меня. И, что немаловажно для артистки с нищенской пенсией, не взяли ни копейки за лечение. Хотя я иностранка теперь. „Мы помним добро и ваш талант", — сказал мне главный врач той клиники, а это эффективнее лекарств. Ко мне лет десять на каждый фестиваль прилетала Ирина Архипова, мы с ней были очень дружны. Она меня так и называла: „Моя сестрёнка". Передайте России, что половина моего сердца осталась там. Что сцена Большого театра лучшая в мире. Лучшая!»
При всех заслугах певицы назначенная ей пенсия составляла менее двухсот долларов США в месяц (1843 лея со слов самой певицы на 26 августа 2011 года, а также дотация по болезни). Обо всём этом она сама говорила российским журналистам в интервью:
«Диски с моим голосом разошлись по миру миллионными тиражами, каких только званий и лауреатств не имею — а пенсия меньше двухсот долларов в месяц... Знаю, что в России Герои Соцтруда получают пенсию, эквивалентную тысяче американских долларов. Я же за свою звезду не получаю ни копейки — у нас об этом и говорить вроде как стыдно. Только мне-то чего стыдиться? Всё заработала трудом, голосом своим». «Ещё в России осталась половина моих денег. Я свою Государственную и Ленинскую премии положила, как тогда было принято говорить, „на книжку". В одну из сберкасс в центре Москвы. Так они там и лежат. Это несколько „Волг" по тем, советским, ценам... Союз распался, я растерялась и не знаю, куда обратиться. У кого спросить эти деньги? Так и сижу, растерянная до сих пор...»
16 мая 2012 года Мария Биешу скончалась в кишинёвской больнице «Лечсанупр» Государственной канцелярии Республики Молдовы. На протяжении нескольких лет она страдала от редкой формы лейкемии. Похоронена на Центральном (Армянском) кладбище в Кишинёве.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить