Первый обладатель "оскара" Эмиль Яннингс

Эмиля Яннингса называли самым крупным драматическим талантом первой половины ХХ века. И вовсе не случайно этот немец с греческими корнями стал первым в истории лауреат премии «Оскар» за лучшую мужскую роль (1929; картины «Последний приказ» и «Путь всякой плоти»)

Первый обладатель "оскара" Эмиль Яннингс - фото 1Теодор Фридрих Эмиль Яненц родился 23 июля 1884 года в Роршахе (кантон Санкт-Галлен, Швейцария) в семье германо-американского купца Эмиля Яненца, отец которого перебрался в Германию из греческих Салоник, и его жены Маргареты Швабе; детство провёл в Лейпциге и Гёрлице. Бросил учёбу в гимназии, служил корабельным юнгой. В 1900 году был волонтёром в городском театре в Гёрлице, в 1901—1914 годах — актёром в провинции. В 1914 году переехал в Берлин и поступил в труппу театра Макса Рейнхардта. В 1916 году предпринял первую самостоятельную постановку в Немецком театре. С 1917 года играл крупные роли. Летом 1918 года перешел в Королевский театр. В конце 1918 года вернулся в театр Рейнхардта, в котором работал до 1920 года.
С 1916 года регулярно снимался в кино, в основном в мелодрамах о страсти, любви, деньгах и преступлении. В 1919 году исполнил роль Людовика XV в фильме «Мадам Дюбарри» Эрнста Любича. Международный успех этого фильма сделал его кинозвездой. Работа в театре отошла на второй план.
В 1922 году Яннингс сыграл заглавную роль в исторической драме «Пётр Великий» Дмитрия Буховецкого. В 1924 году он снялся в роли разжалованного портье в фильме «Последний человек» Фридриха Вильгельма Мурнау, а также в роли артиста, ставшего из ревности убийцей, в фильме «Варьете» Эвальда Андре Дюпона. В 1925—1926 годах он снова работал с Мурнау, сыграв Тартюфа в одноименном фильме, а затем Мефистофеля в фильме «Фауст».
В октябре 1926 года Яннингс отправился в Голливуд. Его американские фильмы ориентировались прежде всего на «Последнего человека» и «Варьете»: Яннингс играл людей, лишившихся своего общественного положения и живущих в нищете. С приходом звука в кино его положение в Голливуде усложнилось из-за его немецкого акцента, и в мае 1929 года он вернулся в Германию.
Зимой 1929—1930 года исполнил роль преподавателя гимназии Рата в фильме Джозефа фон Штернберга «Голубой ангел», снятом по роману Генриха Манна «Учитель Гнус, или Конец одного тирана». Фильм, который должен был праздновать возвращение Яннингса в Германию, дал толчок голливудской карьере затмившей его Марлен Дитрих. С 1930 года Яннингс снова регулярно появлялся на сцене, как правило, в спектаклях по пьесам Герхарта Гауптмана. В мае 1934 года он поступил в труппу Государственного театра. В 1936 году в последний раз вышел на сцену в роли Бисмарка.
В период национал-социализма Яннингс снова стал крупной кинозвездой. В 1936 году его назначили в наблюдательный совет фирмы Тобис, председателем которого он стал в 1938 году. Сначала в качестве «главного художественного руководителя», а позднее и самостоятельного продюсера он мог официально повлиять на концепцию и режиссуру своих фильмов. В 1940—1941 годах Яннингс отвечал за производство антибританского фильма «Дядюшка Крюгер» (Ohm Krüger, в советском прокате — «Трансвааль в огне», 1948), одной из самых дорогих немецких постановок этого периода.

Первый обладатель "оскара" Эмиль Яннингс - фото 2Первый обладатель "оскара" Эмиль Яннингс - фото 3Первый обладатель "оскара" Эмиль Яннингс - фото 4Первый обладатель "оскара" Эмиль Яннингс - фото 5Первый обладатель "оскара" Эмиль Яннингс - фото 6В январе 1945 года из-за болезни Яннингса съёмки его последнего (незавершенного) фильма «Где господин Беллинг?» были прекращены. В 1946 году он прошёл процесс «денацификации». В 1947 году получил австрийское гражданство. 2 января 1950 года умер на своей вилле на Вольфгангзе в Зальцкаммергуте.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить