Первая частная железная дорога Российской Империи

Первая частная железная дорога Российской Империи - фото 14 сентября 1866 года начала работу Рязанско-Козловская железная дорога.
Ходатайство о постройке дороги от Рязани до Саратова через Козлов и Тамбов было подано предпринимателем Павлом Григорьевичем Фон-Дервиз в конце 1863 года, первым участком этой линии должна была стать Рязано-Козловская железная дорога.
В то время вся русская железнодорожная сеть состояла из линий: Царскосельской, Петербурго-Московской, Петербурго-Варшавской и Варшавско-Венской, Московско-Нижегородской, Риго-Динабургской, Волго-Донской, Грушевской, Московско-Сергиевской и Московско-Рязанской. Общее протяжение всех этих линий к концу 1863 года составляло всего 3254 версты.
П. Г. Фон-Дервиз предложил построить дорогу на капитал, предоставленный английской компанией, та в свою очередь требовала гарантий правительства, то есть уплаты ежегодно определенного процента на капитал вне зависимости от того, будет ли впоследствии дорога приносить доход и какой именно. Это предложение П. Г. Фон-Дервиза было отклонено.
Спустя год П. Г. Фон-Дервиз предложил построить дорогу на капитал полученный путём выпуска акций в английской валюте и облигаций в прусской валюте. На таких условиях концессия на постройку Рязанско-Козловской железной дороги была дана 12 марта 1865 года. Постройка дороги была произведена очень быстро: вся линия была построена и открыта для движения 5 сентября 1866 года. Архитектурный отдел дороги возглавлял архитектор А. П. Попов.Инженером - постройщиком стал Павел Денисович Траутвейн , потомок прибывших в конце XVIII века в Российскую империю из Австро-Венгрии. В дальнейшем молодой инженер стал главным инженером построенной железной дороги, позже он женился на родственнице - сводной сестре - придворного живописца Михаила Александровича Зичи (того самого потомка венгерских аристократов Михая Зичи, что в 1860 году нарисовал акварелью шуточную колоду игральных карт с натурными изображением Александра II и всех участников любимого развлечения императора — зимней охоты в окрестностях Петербурга, хранящуюся в Русском музее). По протекции Зичи, позже Траутвейн получил назначение на Закаспийскую железную дорогу в качестве руководителя строительства. В самом конце строительства скончался от эпидемии в Чарджоу в 1886 году в возрасте 51 года.
Дорога прошла по тому направлению, по которому издавна шел главный гужевой путь из юго-восточных степей в Москву. Заменив собою этот путь, дорога стала одною из самых первых по перевозке хлебных грузов и это обеспечило ей с первого же года эксплуатации значительный доход, составивший в 1867 году — 6,7 %, в 1868 году — 14,5 % и 1869 году — 18,1 %.
Ввиду того, что дорога испытывала значительный приток грузов и в скором времени была значительно перегружена, было принято решение о постройке второго пути. Путь был открыт 1 июня 1870 года. С этого времени дорога стала одной из самых доходных и самых грузонапряженных.
11 января 1892 года дорога прекратила своё существование влившись в общество Рязанско-Уральской дороги.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить