Среди работ Закариадзе была и роль Давида Строителя. Давид в исполнении Закариадзе появлялся на сборище заговорщиков и тоном, завораживающим князей, как тихая мелодия ядовитую змею, произносил: «Да, я первый среди вас. У меня в руках символ власти – скипетр. Но принадлежит он не мне, а Грузии. И он тяжел! Если кто хочет взвалить на себя эту тяжесть, пусть берет его».
Актер царственным жестом швырял скипетр к ногам феодалов, и когда, преодолев оцепенение, кто-то двигался к скипетру, раздавался его окрик: «Не сметь!» И князья падали к ногам Давида, ставшего над ними....ПОЧЕМУ-ТО ныне некому окрикнуть хапуг..Может, потому что природа рожала таких как СЕРГО АЛЕКСАНДРОВИЧ ЗАКАРИАДЗЕ (1909-1971) , даже не заботясь, чтобы потом спорили где он тогда появился на свет 1 июля - в Баку ли,в Зестафони! Отец Серго – Александр Закариадзе приехал из Баку на станцию Зестафони вместе со своей семьей в начале ХХ века, чтобы поселиться на земле своих предков - крестьян, спустившихся с гор Верхней Имеретии. Его сын Серго Закариадзе рос красивым, подвижным мальчиком, с детства любившим театр. Юный Серго выступал на школьной сцене в Баку, а в Зестафони, где летом давали спектакли известные тифлисские актеры, иногда напрашивался на детские роли.
Александр Закариадзе умер в 28 лет, и мама Серго осталась одна с тремя детьми. Несмотря на то, что Серго было необходимо помогать матери, он все равно находил время играть в школьной самодеятельности. Однажды по пути в школу Серго прочел объявление: «Тифлисская драмстудия объявляет прием...». И Серго тайком уехал, доверившись брату только на вокзале: «Мне ничего не надо. Но если мать захочет, то пусть присылает лобио и кукурузную муку, а то, кто знает, не придется ли мне умереть с голоду...». Приехав в Тифлис, он успешно сдал экзамены при конкурсе 80 человек на место, но его не приняли из-за возраста – начинающему актеру было всего лишь 13 лет. И тогда мальчик добился зачисления его в студию в качестве вольнослушателя.
Спустя несколько лет Закариадзе стал студентом филологического факультета Тбилисского университета, а с 1926-го по 1928-й годы он уже был актером театра имени Шота Руставели.
Некоторое время Закариадзе успел уделить спортивной карьере – он также был центральным защитником тбилисского «Динамо». Леван Челидзе для него и в чем-то про его молодость писал сценарий фильма "Первая ласточка" - и Давид Абашидзе на экране создал памятник молодости артиста, воспевшего свою родину на весь мир,того , с кем непременно хотела сыграть Софи Лорен..Серго Закариадзе был учеником Коте Марджанишвили и Сандро Ахметели, и одним из любимейших артистов Грузии. Режиссерам нравился темперамент молодого грузинского актера, его пронизывающий взгляд и атлетичная фигура. Во время исполнения Закариадзе роли в пьесе «Гоп-ля» во время общения тюремщика и заключенных в сцене звучал вопрос: «Кто здесь требовал священника?» Закариадзе произносил в ответ лишь несколько слов и снимал плащ. Но публика встречала игру актера аплодисментами.
Закариадзе много выступал на эстраде. В его репертуаре было чтение произведений грузинских прозаиков и поэтов – мудрого Сулхан-Саба Орбелиани, певца природы и людей Важа Пшавелы, великих Ильи Чавчавадзе и Акакия Церетели, романтика Николоза Бараташвили и, олицетворения ума, сердца и мощи грузинского народа – Шота Руставели. С годами репертуар его выступлений пополнился произведениями Нико Лордкипанидзе, Симона Чиковани, Георгия Леонидзе, Казбеги, Асатиани, Анны Каландадзе. Также в его репертуаре были творения Гете и Чандра, чью поэму он мог читать 45 минут, ни на секунду не отпуская внимания слушателя. Однажды сам Чандра аплодируя, вышел на сцену и поцеловал руку смущенного Закариадзе.
Артист не стеснялся вложить всю свою страсть и мощь таланта в чтение строк Казбеги, посвященных борьбе горцев за независимость: «Они шли на защиту родного края, словно на праздник, шли с сияющими лицами, твердо уверенные, что исполняют свой великий долг. И если случалось, что смерть настигала кого-нибудь, то имена их продолжали жить в народе, слава о них разносилась далеко в горах».
В 1933 году Серго Закариадзе снялся в фильме «Крестоносцы». Сыгранный им Торгвай был полон любопытства к жизни и женщине, в которую был влюблен. Его героя потрясала не только смерть брата и коварство убийцы ради разжигания вражды, но и собственная ярость, родившаяся от столкновения с подлостью. Спустя два года Закариадзе создал образ Симонэ в фильме «Дарико» – гурийца и жителя долины, которая благоволит к человеку, не требуя от него суровой борьбы за существование. В фильме «Георгий Саакадзе» Закаридзе сыграл роль его врага Шадимана: «Мы в кольце мусульман. Как же мы одни справимся?» В словах его героя звучал упрек: «Лучше бы вы нам пушки прислали, а не приветы. Мы здесь воюем...» За эту работу Закариадзе был удостоен Государственной премии СССР.
Следующей работой Закариадзе в кино была роль Багратиона в фильме «Кутузов», во время исполнения которой создаваемый образ необыкновенно совпадал с мыслями, чувствами, внешностью и национальностью актера.В середине 1930-х годов в селе Сигнахи Закариадзе встретил крестьянина, чья размашистая походка привлекла его внимание и осталась в памяти. 30 лет спустя, когда создавался образ отца солдата в одноименном кинофильме, в памяти актера возник тот крестьянин, и его походка стала походкой всемирно известного героя кинофильма, сыгранного Закариадзе. Сам Закариадзе позже в интервью расскажет: «Если сегодня говорить о моей удаче в роли Георгия Махарашвили, - скажет он в интервью газете «Советская Абхазия», - то я прежде всего обязан тем впечатлениям, тем «изюминкам» народной жизни, которые мне приходилось наблюдать, будучи в селах Грузии».Режиссер фильма Резо Чхеидзе рассказывал: «Серго Закариадзе был единственным кандидатом на главную роль. Искать актера на главную роль не пришлось. Выбор практически сразу пал на Серго Закариадзе. До этого я видел его на театральной сцене, и в других фильмах. Я знал его палитру, в театре он играл ряд характерных ролей. Тем более, что в то время он снимался в моем фильме «Морская тропа». В роли Георгия Махарашвили я хотел видеть типичного грузина, очень типичного старика, но мощного. Именно такого, как выглядел сам Сергей Александрович – мощный торс, мощные шаги, движения, и – юмор, юмор и теплота в глазах, в голосе. Я хотел, чтобы Махарашвили был именно таким – мощным, несгибаемым, но не человеком-памятником, а живым. И каждое движение его полно юмора, юмора полна и его манера разговора. Кроме того, я хотел, чтобы главный герой выглядел немного .... сказочным. Ведь сюжет «Отца солдата» - в какой то степени эпический, и в нем много «сказочного» – как человек без документов попал в армию и воевал, такое - бывает и не бывает в жизни... Я пошел к Серго уже на второй день после того, как прочитал описание сценария. Я вошел в павильон, Сергей Александрович сидел у зеркала и накладывал грим. А все мы знали его характер – когда он готовился к съемкам и работал, не реагировал ни на что... Я осторожно присел, он даже не смотрит в мою сторону... «Батоно Серго», - зову я. «М-м-м», - откликается... «Вы знаете, я вчера вечером прочел либретто Сулико Жгенти...»... Никакой реакции, продолжает накладывать грим, пробует усы, уши проверяет... «...Вот, очень интересная штука», - продолжаю, и опять никакой реакции. И тогда я начал просто рассказывать о фильме, и вдруг Закариадзе бросает грим, поворачивается и ...по щекам его текут слезы... И я понял, что он будет сниматься. Кстати, руководство тогда было против Закариадзе. Мне ставили условия, что фильм должен сниматься без него. Мне пришлось настоять на его участии в фильме. Хотя, если сейчас на это посмотреть, то становится просто смешно – против кого они тогда боролись.... Бороться против Серго Закариадзе???... Великого актера, создателя великих и незабываемых образов...После смерти Серго Закариадзе я хотел смонтировать второй вариант, включить в ленту все нарезы, которые не вошли в фильм. Не из-за цензуры, а потому что материала был очень большим, и просто не умещался во временной формат. Но не удалось - материалы не сохранились. Тогда, через три–четыре месяца после выхода картины на экраны негативы смывались, потому что содержали серебро, а киностудия ежегодно должна была сдавать государству определенную норму серебра... Ничего не осталось»Резо Чхеидзе рассказывал: «В той деревне, откуда был родом Георгий Махарашвили, поставлен памятник этому герою. Кроме того, там есть Музей Славы, вокруг которого стоят надгробные плиты с именами погибших на войне жителей деревни. По этим плитам видно, что сорок процентов солдат, не вернувшихся с войны, носили фамилию Махарашвили. Серго Закариадзе, работая над ролью Отца, прекрасно понимал, что выполняет еще и гражданский долг. Как-то в Калифорнийском университете Беркли, в Музее искусства проходила декада грузинского кино. Для американских студентов мы отобрали сорок фильмов разного жанра и художественные фильмы разного периода. А после просмотра двух-трех фильмов устраивались конференции, на которых обсуждался просмотр. После просмотра «Отца солдата» один из студентов задал мне вопрос: «Почему вас – грузина заинтересовала тема Второй мировой войны, ведь у вас маленькая республика, о которой я знаю только понаслышке». Я тогда у него спросил: «А сколько человек потеряли США в этой войне?» И он гордо ответил: «300 тысяч». На это я сказал: «США – огромная страна, вас тогда было 150 миллионов, и, конечно, часть победы принадлежит США. Но вот та самая маленькая Грузия, которую вы не можете даже найти на карте, потеряла 350 тысяч – больше чем США. Представляете, какая это трагедия - а это действительно национальная трагедия, почти в каждой семье тогда не вернулись с войны мужья, братья и отцы...».
Фильм произвел огромное впечатление не только на зрителей в СССР, но и на весь мир. Он был отмечен на международных кинофестивалях в Риме и Сан-Франциско, получил премию «Капитолийский Юпитер». Сергей Герасимов, который вел обсуждение фильма в Доме кино, сказал: «Я еще раз убедился, что грузины рождаются с киноаппаратом в руке. Фильм молодого режиссера Резо Чхеидзе - это новый этап в развитии современного кино». Генерал-полковник Родимцев во время рассказа о штурме Берлина призывал в «свидетели» Закариадзе: «Вы же помните, как мы ворвались на Фридрихштассе, и вы смогли найти сына, увы, слишком поздно». Но Закариадзе не был в пылающем Берлине, ему не довелось выступать во фронтовых бригадах. Воспоминания генерала были образцом воздействия настоящего киноискусства. Закариадзе отдал образу сыгранного им Георгия Махарашвили все, что было накоплено за его долгую жизнь в искусстве.После «Отца солдата» Закариадзе сказал: «Каждый актер мечтает о такой роли. Мне пришлось ждать этого счастья более 30 лет». У него еще был шедевр Данелии "НЕ ГОРЮЙ" и у Бондарчука "ВАТЕРЛОО" - и много-много планов.. Он по-прежнему гордо шагал прямой по тбилисским улицам, повторяя формулу жизни "Я как дуб!" В 1969 году Серго Закариадзе сыграл роль старого колхозника в спектакле «Пока арба не перевернулась». Это была комедия, но зрителям хотелось плакать в финале, когда Минаго возвращался домой, и его одинокая фигура выражала немой вопрос: «А с кем я буду делить весну, которая скоро придет?» В это же время Закариадзе готовил театр к гастролям во Флоренции и Белграде. Он репетировал роль Галилея, и надеялся осуществить свою давнюю мечту – сыграть Брехта в постановке Манфреда Векверта, который приехал в Тбилиси. Закариадзе хотел показать в Париже, что такое настоящий грузинский театр.И , конечно, проект работы с Софи Лорен и сыном Федора Шаляпина Федором-младшим - уже все было согласовано! Он зашел в поликлинику просто за справкой, которая формально была необходима ..Он просил не осматривать его, а поскорее выполнить эту, как казалось ему, пустую формальность. Его все же обследовали, и оказалось, что его сердце предельно изношено. Вскоре Серго Закариадзе умер. Это случилось 12 апреля 1971 года.В день похорон Закариадзе был охвачен скорбью весь Тбилиси. Это был национальный траур. Проспект Руставели и прилегающие к нему улицы были заполнены народом. Женщины и мужчины не стесняясь плакали, слушая голос любимого артиста, раздававшийся изо всех уличных репродукторов, и скорбно глядели на его изображения в витринах кинотеатров. В кинозалах и по телевидению демонстрировались фильмы с его участием. Панихида прошла в зрительном зале Театра Руставели, переполненном друзьями и почитателями артиста. Когда к гробу подошли солдаты-пограничники, неся громадный венок, на ленте которого было написано «Отцу солдата от его сыновей», – пришедшие проститься с актером люди в зале зарыдали.
Серго Закариадзе похоронен на горе Мтацминда, в Пантеоне великих художников, рядом с поэтом Николозом Бараташвили. Из деятелей театра такой чести удостоился только великий Котэ Марджанишвили.
Геннадий Орешкин