Отец, мешавшей популярностью самой Ханаевой!

Многие зрители помнят - неизменно в превосходных тонах - народную артистку СССР Елену Ханаеву.А между тем, она сама не раз жаловалась, что ей мешала..слава отца!

Отец, мешавшей популярностью самой Ханаевой! - фото 1Никандр Сергеевич Ханаев и впрямь был любимцем публики почти полвека! Он родился в самом сердце Мещерского края 8 июня 1890 года в селе Песочная. И путь на сцену для него пролег прежде всего через две войны: Первую мировую и Гражданскую.Сызмальства сын зажиточного крестьянина и немки-гувернерки у местного помещика пел в цирковном хоре. В двенадцать лет Ханаев самостоятельно ушел в город. Работал пристяжным – с малых лет обожал и понимал лошадей. Одновременно, обладая прекрасным альтом , пел в церквях и зарабатывал немалые деньги. На войне он пережил воспаление легких и тиф.. Он яркий пример ,когда необходимость преодолевать трудности закаляет человека, вырабатывает в нем подлинный профессионализм. Именно таким пришел Никандр Сергеевич в театр, и эта его крепкая закалка и огромная трудоспособность обеспечили ему на многие годы ведущее место в блестящей труппе московской сцены.
А ведь в консерватории Ханаев оказался в 31 год! Рассказывали случай, что однажды студент Ханаев, живший у педагога Звягиной, в в нотном магазине, просматривая вокальную литературу, свободно напевал мелодии с листа – да так, что ахнул директор Большого театра: немудренно, что Ханаев был принят на прославленную сцену. На тот момент он выработал редчайший драматический тенор, голос, как известно, редкий, особенно теперь. Известно также, что голоса большой звуковой насыщенности труднее поддаются обработке: труднее приобретается гибкость, умение владеть всеми красками голоса, всем диапазоном вокального мастерства. Но трудоспособность Ханаева обеспечила ему победу и в этой области. Он так свободно распоряжался голосом, что мог приспособиться к любой партнерше, с самым мягким голосом. Незабываема была, например, сцена с Волховой во второй картине «Садко». С кем бы он ни пел – с Е. Катульской или Е. Степановой, их голоса великолепно сливались в этом красивейшем дуэте, требующем необычайной гибкости и нежности звучания, легкого, как журчание ручейка, и в то же время насыщенного внутренней силой, как бьющий из-под земли родник.
Сравнительно поздно, уже в конце 30-х – начале 40-х годов, он спел – и блестяще – такие партии, как Собинин в «Сусанине», Абесалом, Зигмунд в «Валькирии». Это же мастерство дало возможность артисту прекрасно исполнять труднейшие в вокальном отношении партии, когда он уже перешагнул за шестьдесят лет.Максакова рассказывала, что очень боялась Ханаева в «Кармен». Когда в четвертом акте он с профессиональной сноровкой раскрывал наваху, Мария Петровна всегда трепетала, опасаясь, что он ее и в самом деле зарежет – так кипел гнев отчаяния в его взгляде... В театре привыкли к тому, что Никандр Сергеевич являлся на первую же спевку в такой готовности, будто пел партию много лет. Мы, молодые певцы, поражались: «Вот что такое труд!» Почему же Ханаев всегда был в таком «тренаже», почему всегда знал то, что ему полагалось? Да потому, что он всю свою жизнь, весь распорядок быта, все мысли подчинял целиком интересам театра, своей профессии. Это обеспечило ему и редкое певческое долголетие – ведь такие партии, как, например, Садко или Герман, он пел почти всю свою большую творческую жизнь.
Однажды был утренний спектакль. Никандра Сергеевича попросили срочно заменить заболевшего исполнителя. И он великолепно спел – горячо, взволнованно, свободно, захватив весь зрительный зал. Коллега зашел к нему и сказал:
- Ника, как ты замечательно сегодня поешь!
Ханаев ответил:
- Это, вероятно, потому, что на прошлой неделе мне исполнилось шестьдесят восемь!
Случай неслыханный в истории драматического пения!
Одновременно занимал пост заместителя директора Большого театра и возглавлял Государственную экзаменационную комиссию на вокальном факультете Московской консерватории.
В 1948—1950 годах преподавал в Московской консерватории.В 1951 году Никандр Сергеевич стал народным артистом СССР, до этого - трмжды лауреатом Сталинской премии, - и получил премию автомобиль "победа" с открытым верхом! 60-летний певец тщетно пытался научится водить, наконец, передав "победу" дочери, объясняя, что при езде возникают сквозняки, а ему надо беречь голос. Как-то Леонид Ярмольник предположил, что жена подарила ему именно ту самую "победу"!
В 1954 году Никандр Ханаев снялся в фильме «Борис Годунов», где сыграл роль Василия Шуйского.
Никандр Сергеевич, обладая большой вокально-сценической культурой, создавал глубоко продуманные и правдивые художественные образы.
Никандр Сергеевич Ханаев скончался 23 июля 1974 года в Москве. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.

Отец, мешавшей популярностью самой Ханаевой! - фото 2

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить