Никас Cафронов: "Я верующий человек"

Никас Cафронов: "Я верующий человек" - фото 1Никаса Сафронова представлять излишне. Он самый знаменитый художник в России, его картины разошлись по всему миру. Никас успешен. Отечественные СМИ создали ему имидж человека скандального. Но соответствует ли такому образу сам художник? Об этом и многом другом мы хотели узнать на встрече с Никасом Сафроновым.

 

 

 

 

 

 

 

Беседа проходила в офисе художника в Брюсовом переулке Москвы. Здесь же у него, выше этажом – мастерская, здесь же, за другими дверями от офиса – место жительства. Но наша цель вовсе не быт художника, наша цель – его душа. Расположившись за журнальным столиком, мы стали беседовать.

– Молодой Никас и нынешний – это один и тот же человек?

– Особенных перемен я не замечаю. Хотя... внешне изменился безусловно, но, с другой стороны, жизнь моя, как и когда-то, все так же активна, и я чувствую те же самые юношеские творческие импульсы...

Никас Cафронов: "Я верующий человек" - фото 2

Девушка с моря или Предчуствие праздника. х.м. 42х42. 2012

 

Но за это время я обрел жизненный опыт, открыл новое направления в искусстве «Dream Vision», получил несколько профессиональных дипломов, в том числе и диплом психолога, который дался мне легче других, ведь когда пишешь портреты, ты должен хорошо знать психологию людей, а это лучше приходит на практике; наверное, стал за эти годы мудрее, опытней. Изменилось и мое материальное положение, приобрел большую квартиру в центре Москвы, хотя все равно по старой привычке живу в небольшой отдельной комнате. И работаю, как и прежде, в небольшой мастерской. Но теперь их у меня целых три: одна здесь, в Брюсовом переулке, одна на Малой Грузинской и одна на Цветном Бульваре. Но, повторюсь, ничего не изменилось по импульсу жизни. И кстати сказать, совершаю, правда, уже реже, те же ошибки, какие совершал и много лет назад, доверяя людям. А к ним добавляются и новые истории.

– Молодость и свежесть все же с годами уходят...

– Как я сказал, энергии у меня много. Вот только нет такой живости и пластичности тела. Но творческий поиск и полет – по-прежнему во мне свеж, вот это осталось, пожалуй, неизменным.
И конечно, сегодня я больше стал заниматься благотворительностью. Раньше помогал братьям, сестре, а сейчас помогаю и многим другим. А потеряв одного близкого друга, стал относиться к другим друзьям более бережно. Стал по-другому понимать и дорожить своим временем. Если, скажем, раньше, влюбляясь, мог неделю петь ей серенады, стоя возле ее дома, то сегодня за неимением времени я такие подвиги уже не совершаю.

Никас Cафронов: "Я верующий человек" - фото 3

Из серии "Река времени". Оживший барельев. Автопортрет. х.м. 50х50. 2012

 

К сожалению, меньше стал уделять времени себе, но больше отдаю его другим, стал больше заниматься общественной жизнью.
Чаще думаю о нашей стране, молюсь за нее; за президента, за патриарха¸ молюсь и за друзей... Молюсь, чтобы Россия была сильной страной. Сегодня меня волнуют более глубинные стороны нашего духовного роста. Именно сегодня, как никогда, я бы хотел больше быть полезен моему государству. И это очень важное изменение внутри меня.

– Когда вы проснулись знаменитым? Вы помните этот день?
– А такого дня не было. Могу рассказать, как я стал художником. Вот этот момент я хорошо помню. Я учился в художественном институте, а до него уже окончил Ростовское художественное училище. И успел поработать художником в двух театрах: в Ростовском ТЮЗе и в Паневежеском театре. Но при всем этом не осознавал себя еще до конца художником. И вот однажды во сне увидел, как я гуляю по галерее, где висят мои картины, которых в реальности я еще не написал. А со мной ходит какой-то седой дед. Он постоянно поправляет меня по тем картинам, которые висят на стенах, что-то одобряет, в каких-то просит что-то изменить. Я в чем-то не соглашаюсь, а в чем-то признаю его правоту. В один момент он потерялся из виду. Я оборачиваюсь, а деда нет. Поднимаю голову вверх – и вижу как он улетает, и узнаю в нем Леонардо... Я кричу: «Куда ты, Леонардо?», – А он молча бросает мне некий шар, который я ловлю... И тут я проснулся и понял, что я, наконец, состоялся как художник.
– Ваша жизнь с этого дня стала меняться?
– Да. Я взял академический отпуск и уехал в Загорск изучать иконопись. Понял, что теперь должен осваивать все, что касается живописи, все главные направления. И в первую очередь хотел понять тайны православной иконописи. И там, в Сергиевом Посаде, восемь месяцев набирался знаний в технике иконописи. Параллельно стали покупать и мои живописные работы, и я переехал в Москву... В 84-м году появилась возможность выезжать за границу.
– А что вам дала заграница?
– Там я стал изучать старых мастеров: копировал с оригиналов в музеях Италии, Испании, Нидерландах, Франции, Англии. Много экспериментировал. Что позже дало мне возможность создать такое направление как «Dream Vision».
– У вас был покровитель?

– Никогда не было. Кто-то из журналистов сказал в одной из первых статей про меня: «Это я его открыл». 

Никас Cафронов: "Я верующий человек" - фото 4

Пик красоты. х.м. 52х45

 

Я думаю, все открыли, кто обо мне писал: и «Комсомольская правда», и «МК», и «Аргументы и факты». Писали хорошее и не только. То есть все, кто что-либо когда-то печатал или снимал обо мне и о моем творчестве - внесли свою лепту. Хотя покровителя и не было. Но вольно или невольно помогали музеи, которые покупали мои работы, и коллекционеры, покупающие для своих частных коллекций – считаю, что это тоже было вложение в мое искусство. Ведь благодаря этому я смог заниматься благотворительностью, купить себе квартиру. Я никогда не обхаживал власть, но и оппозиционером никогда не был. Я гражданин своей страны, делаю выставки как в России, так и во всем мире, и это тоже вносит свою лепту в дело популяризации русского современного искусства.

В моей жизни все это шло постепенно, логично, само собой. Я всегда старался быть честным и обязательным при выполнении любого заказа, каким бы он денежным или благотворительным ни был. Я всегда стараюсь быть честным в профессии. Редко отказываюсь от заказов. И никогда не отказывался отвечать на вопросы журналистов, какими бы предвзятыми они ни были, но никогда - с самого начала своей творческой карьеры, никогда не напрашивался на интервью.
Никогда не давал взятку работникам ГИБДД. Но: могу просто остановиться и подарить им ящик шампанского, скажем накануне Нового года, и только потому, что ценю и уважаю их нелегкий труд. Моя жизнь, наверное, складывается, как написал Генри Миллер в "Мудрости сердца": «...У каждого есть своя судьба, мы должны следовать ей и всем её превратностям... И в то же время я, конечно, зависим как и все от того, что происходит в мире, в стране.

– В молодости вы прибегали к эпатажу?

– Я никогда не использовал эпатаж, это враки тех, кто об этом пишет, но интерес ко мне приходил спонтанно и независимо от меня.

Никас Cафронов: "Я верующий человек" - фото 5Например, в начале 80-х годов принимал участие в эротических выставках: в Италии, в Японии, в Канаде, во Франции. Хотя никогда и не считал себя эротическим художником, но участвовал. У меня всегда были какие-то работы, которые вызывали интерес публики. Но это было мое творческое состояние на тот момент.

И вы знаете, что удивительно: хоть я в своей и человеческой и творческой жизни никогда ничего скандального не делал, но меня почему-то всегда называли скандальным. И постепенно эти вымышленные скандалы стали образовываться вокруг меня. И общественность обсуждает все это... как реальность. А некоторые журналисты пытаются превратить позитив в негатив, и таким образом создают мне подобный имидж.

– Вы художник многих жанров. На ваш взгляд, это правильно?

– Это зависит от художника, от его индивидуальности, от его творческого потенциала. Один художник работает только в одном стиле. А другой, как актер, может играть и комедийные роли, и трагедийные. Мы знаем много великих актеров, которые играли и играют в разных жанрах, скажем, Лино Вентура, Жан Габен... У нас Юрий Никулин, Евгений Леонов или Иннокентий Смоктуновский...

И в живописи может быть тоже самое: можно работать в одном, а можно и в разных жанрах. Я никогда не любил и не люблю ни в чем однообразия. Мне интересны разные люди, у меня разные друзья, причем они могут быть совершенно разных профессий. И у меня есть разные художественные стили: от «Dream Vision» в стиле импрессионистов до классического портрета, символизма, кубизма. И даже в рамках одного жанра, тоже может что-то меняется. Когда пишешь портрет и понимаешь, что человека нельзя отобразить в классической манере, ты ищешь какую-то другую технику, которой передать характер героя, которая будет соответствовать истинному образу. Скажем, портрет Клинта Иствуда нельзя писать мягко лисировками, как портрет Моники Беллуччи, каждый портрет может быть написан только индивидуально: в той манере и технике, которая более всего раскрывает образ героя.
К каждому позируемому подбираешь стиль письма, близкий только его характеру, иначе не создашь психологический образ, отвечающий только ему. Поэтому техника может иногда меняться даже в процессе одной работы.
Я как-то писал одного человека, и в итоге портрет , как мне показалось, не отразил того сходства, к которому я стремился. Взял другой холст и сделал новый портрет. А первый вариант портрета переписал и вместо человеческого лица написал просто собаку. И добавил к своей серии "Люди-животные" еще один образ. Но когда пришли заказчики за портретом, то в мастерской увидели картину с изображением той собаки. И говорят: "Как же похож на Ивана Петровича! Просто вылитый! Берем!!!"
Я им в ответ: «Вообще-то настоящий портрет в другой комнате, а это просто...шутка». Тогда они взяли обе работы и одну подарили на день рождения, а другую на 1 апреля – день шуток и розыгрышей.

Никас Cафронов: "Я верующий человек" - фото 6

Роза. Королева. Англия.х.м. 60х40.2013

 

Так что бывает, что выразить какую-то сущность человека, его энергетику, возможно только таким способом и никаким другим. Здесь все зависит, конечно, от задачи художника, и от индивидуального характера изображаемого.

– Львицы, орлицы, кошечки с женскими телами – у них есть прототипы?

– Я уже рассказал вам о случае, когда был один прототип человека, превращенного в животного. А история этой серии началась, когда я делал копии со старых мастеров в Европе. В процессе копирования того или иного художника, я уже понимал его тонкости, нюансы и некоторые секреты мастерства. И какие-то работы, назовем их копии, потом послужили для серии «Река времени». Известные люди – уже наши современники, позже или в процессе копирования были вписаны в некоторые работы. Это мог быть Аль Пачино или Роберт де Ниро... А мог быть и какой-нибудь соседский кот тем более, у моей сестры более 15 кошек и котов и пара собак... так что мне было с кого писать... Вот так и появилась эта серия: люди, животные, коты, собаки, ну а позже и птицы, и другие животные.

Никас Cафронов: "Я верующий человек" - фото 7Никас Cафронов: "Я верующий человек" - фото 8

Аль Пачино. х.м. 50х40. 2005                       Бокерия Лео Антонович. х.м. 60х50. 2011

 

Долго изучая животных, их поведение, я обнаружил, что у каждого из них свой нрав. Даже кошки одной породы, все равно – характеры у них разные. Так пришла идея создать портреты животных, очень похожих на человека. А люди действительно похожи на животных, и наоборот. Это хорошо нам известно еще с детства по басням Крылова, Эзопа и народным сказкам.

Когда животные в человеческой одежде, то мы воспринимаем их уже как людей, больше понимаем, а понимать - это любить. Я как-то одному заядлому охотнику подарил такую картину. И вы знаете, он перестал охотиться на животных, хотя в начале, уже после полученного подарка, поехал в Африку на сафари, выследил животное, но вспомнив мою работу не смог нажать на курок. Как он рассказал позже: "Целясь, я представил себе не животное, а человека".
Не только животные, но и насекомые – пчелы, муравьи и др. – имеют свою душу, и свою индивидуальность. И нам всегда следует относиться к ним внимательно и бережно. И я через свои картины пытаюсь это показать.

– Слава вам мешает в работе или помогает?

– Слава мне не мешает, так как я к ней отношусь философски. Но она дает возможность зарабатывать, и ты получаешь возможность помогать другим. А чем больше я заработаю, тем больше могу помочь. Но как сказал Конфуций: "Если тебе плюют в спину, значит ты еще впереди".

– А вы кому-нибудь завидовали?

– Может быть только в детстве... Например, что у брата старшего новая рубашка или ботинки, а тебе надо донашивать его старое.... Но это было так давно. Наоборот, я часто думаю, вот, слава Богу, кому-то повезло. И мне надо сделать больше наверное, чтобы быть еще лучшим человеком и для этого надо больше работать над собой.

Никас Cафронов: "Я верующий человек" - фото 9

Явление Монро в Храме в ночь перед Новым Годом. х.м. 51х42. 2012

 

Моя работоспособность шла на достижение целей, на преодоление трудностей на пути к ним. Как-то ко мне подошел мой студент и сказал: «Профессор, когда я буду большим художником, я хочу быть похожим на вас», – я ему ответил: «Когда я был в вашем возрасте, я мечтал быть Леонардо Да Винчи». Я считаю, что цели должны быть высокие.

– Вы сторонник богемы или затворничества?

– Вы знаете, я раньше много ходил на различные мероприятия, посещал разного рода тусовки. Конечно, там были и друзья, и клиенты, там были СМИ. Сегодня я все это отменил, и иду на подобные мероприятия только по крайней необходимости. Например, я много лет дружу с Катей Рождественской и не мог не так давно не пойти к ней на день рождения, но это и не тусовка, это был просто день рождения.

– Для художника как лучше – искать уединения или быть общественно активным?

– Это зависит от личности художника, от его статуса и положения в обществе, где положение иногда обязывает где-то появляться... Но ты должен обязательно каждый день находить время для творчества.

– А художнику нужно перевоплощаться?

– Да. Я хожу в мастерскую обычно в полночь. Начинаю работу с молитвы, затем сажусь писать вначале как ремесленник. Но в процессе происходит некое перевоплощение, и появляется так называемое вдохновение. Это происходит где-то в 3-4 ночи, и тут наступает таинство искусства. И я всегда заканчиваю картину как художник.

– Когда пишете картину, вы думаете о ее продаже?

В процессе работы никогда. Я думаю только о творчестве. Но потом, когда она уже готова, можно думать и о продаже.

– А есть у вас картины, которые вы держите при себе и ни за что не продадите?

– К сожалению, таких нет. Кончено, я хотел бы собрать какое-то количество таких картин, хотя бы, работ сто, лучших, но к сожалению, у меня не получается. Да они и так останутся в истории. Не у меня, так в музеях, в частных коллекциях.

Никас Cафронов: "Я верующий человек" - фото 10

Вид с набережной на море. х.м. 62х76. 2009

 

Вот недавно две работы купил Пермский государственный музей. Конечно, ты радуешься, когда твои работы попадают в известные частные коллекции или государственные музеи.

– Третьяковка проявляла интерес к вашим работам?

– Сейчас как раз идут переговоры с Русским музеем и с Третьяковкой.

– По характеру многие считают вас циником, а по картинам видно, что вы романтик. А вы сами как считаете?

– Я не знаю, кто может считать меня циником. Только тот, кто меня не знает вовсе. Я совершенно далек от этого. Я очень мягкий по жизни человек. Всю жизнь занимаюсь благотворительностью. Я сентиментальный: мне всех жалко и я поддерживаю своих братьев, и мне удалось сделать их жизнь более-менее приемлемой в этом мире. Я курирую две школы, помогаю дому слепых, постоянно провожу мастер-классы, часто для людей с ограниченными возможностями. У меня априори нет цинизма ни в каких проявлениях, я скорее всего, как и в искусстве, романтик, сказочник.

– Как Вы относитесь к современному городу с его высотками и скоростями?

– Вы сами решаете, где вам жить. Когда-то, в 1983 году я приехал в Москву и жил в Теплом Стане. Замечательный район Москвы, там есть лес, озеро. Там я всегда плавал на ночь и потом шел работать, а утром после работы снова купался и шел отдыхать. Все это, конечно, летом. Но все равно я хотел жить в центре. У меня есть убеждение: если ты живешь в каком-то городе, то должен жить рядом со знаковым местом – с видом на Биг-Бен, если в Лондоне, на Эйфелеву башню, если в Париже, на Кремль, если в Москве. И я хотел жить в центре, в гуще событий. Если бы меня привлекало только то, что есть в Теплом Стане, то я бы, скорее всего, переехал в какую-нибудь деревню, где всего этого в достатке: и лесов и рек. Там сажал бы огурцы, жил, как крестьянин, и писал сельские красоты, что я, кстати, и делаю, живя в городе, но выезжая к друзьям за город.
Я родился в центре Ульяновска с видом на домик Ленина и на памятник ему же. А сегодня я живу в центре Москвы и мне нравится вихрь её жизни с низкими и высокими скоростями.

Никас Cафронов: "Я верующий человек" - фото 11

Путешествие по Франции. Замок недалеко от Орли. х.м. 50х60. 2009

 

– Давно не ездили на метро?

– Давно. У меня всегда с собой работы, мольберты, краски, то есть я всегда что-то куда-то кому-то везу, и поэтому я за рулем, иногда с водителем. Но могу спуститься в метро, если очень опаздываю, а на дорогах пробки. Для меня нет ничего странного в этом. Конечно, обычно, мое появление в метро вызывает у некоторых пассажиров удивление, да и у прохожих на улице. Как то, года 2 назад, я шел по Тверской, ко мне подошла девушка и говорит: "А я вас в прошлом месяце уже видела здесь же. А что вы здесь ходите?" Видимо, для нее удивительно, что известный человек, появился два раза на улице в одном месте. Ей, наверное, показалось, что таким образом я себя показываю публике. Я говорю ей: «Я здесь живу рядом, иногда гуляю...» Многие нормально относятся к тому, что едет известный человек или идет по улице. Могут подойти, попросить автограф или сделать селфи. Ну что делать? Я не отказываю, хотя и не люблю большого внимания к себе.

– В истории живописи, какое время вы больше всего любите?

– Эпоху Возрождения. Те времена, в которых жили и творили Ван Эйк, Мемлинг, Брейгель, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эль Греко, Дюрер.

Никас Cафронов: "Я верующий человек" - фото 12

Автопортрет на фоне Дюрера. х.м. фрагмент. 2004

 

То есть, когда были истинные профессионалы, когда все время уделялось только живописи, когда художник сам готовил краски, искал новые составы и цвета, и был все время в творческом поиске. А вообще, кто-то сказал: "Времена не выбирают, в них живут и умирают".

– Вы с детства верующий человек?

– Да. С детства. Ведь у меня в роду по линии отца много поколений священников, и по маме тоже все были глубоко верующие люди. Я помню, как во втором классе у меня классный руководитель обнаружила на шее крестик. И что началось! Меня выставили перед всем классом, конечно, стыдили. Но я все равно на ночь надевал свой крестик и всегда молился, иногда с мамой и папой, иногда один. Хотя у меня семья и верующая была, но к вере меня не принуждали, фанатизма не было. До сих пор молитва помогает мне в жизни и в работе.

– У вас есть картины о России?

– Да и много. Я люблю свою страну и много картин посвятил ей.

Никас Cафронов: "Я верующий человек" - фото 13

Лето. Море. Отпуск или Мечта чиновника. х.м. 56х43. 2012

 

– Они часто выставляются?

– Нет, редко. Я их почти все подарил. Именно подарил, а не продал. Это для меня как иконы, которые продавать не полагается. Дарю их всегда только достойным людям, которые, уверен, любят Россию.

Никас Cафронов: "Я верующий человек" - фото 14

Сон о Москве (вариант 2) 70х85

 

– Волнуют ли вас вопросы экологии?

– Как и всех. Я переживаю тоже, когда вижу, что кто-то выбросил бумажку из машины на дорогу или на улице под ноги. На улице поднимаю и бросаю в первую попавшуюся урну. Мусорить где попало – это хамство. Я всегда сильно переживаю, когда горят леса. Особенно обидно, когда в этом виновны люди. Считается, что леса должны гореть раз в 30 лет, тогда земля действительно обновляется. Но теперь, к сожалению, они горят каждый год. Все это разрушает нашу Землю, её экологию. Магнитное поле ушло за 100 лет на 1 процент (больше даже). За сотни тысяч лет оно изменилось на полпроцента, а за последнее столетие – так резко! – на целый процент. Мы, к сожалению, мало задумывается, что мы делаем со своей родной планетой: дырявим стратосферу ракетами, сотрясаем планету войнами, и все больше и больше агрессии появляется у людей.

Никас Cафронов: "Я верующий человек" - фото 15

Президент РФ Владимир Владимирович Путин.х.м.45х35.2012

 

– Вот сейчас Путин подписал закон о «зеленом щите». Что вы скажете по этому поводу?

– Мне нравится наш президент. Он много внимания уделяет экологии России. Я поддерживаю его инициативу на 100 процентов.

– Клиенты не влияют на вашу работу, когда вы по их заказу пишете картины?

– Иногда просят что-то изменить, но обычно мне, как профессионалу, доверяют. Но я всегда отношусь с вниманием к тем деталям, которые просит добавить заказчик. Работа всегда идет по обоюдному согласованию, кроме тех моментов, когда ты должен убедить клиента, что лучше будет сделать вот именно так. У меня крайне редко бывает, чтобы заказами оставались недовольны. Я все делаю так, чтобы клиенту понравилось и любой музей захотел иметь эту работу в своей коллекции.

 

Беседовал

Юрий АНДРИЙЧУК

Фото предоставлены

Студией Никаса Сафронова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить